Дело № 2-455/2019
Принято в окончательной форме:
27.05.2019.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2019 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Павловой В.К.,
с участием истца Макаровой Т.С.,
представителя ответчика Талалаевой И.В.,
представителя третьего лица Олейникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Татьяны Сергеевны к ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации о защите прав потребителей, понуждении произвести работы по нормализации горячего водоснабжения, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Макарова Т.С. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения делав порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации о защите прав потребителей, понуждении произвести работы по нормализации горячего водоснабжения, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскании компенсации морального вреда, штрафа.
В обоснование требований указала, что является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: ***. Управляющая организация ФГБУ «ЦЖКХ» Минобороны России нарушает нормы Жилищного кодекса РФ и Правила предоставления коммунальных услуг, а именно: в квартире полностью отсутствует ГВС в случае, если жильцы нижних этажей пользуются водой. Горячая и холодная вода непригодна для использования, поскольку не соответствует санитарно-гигиеническим нормами, что документально подтверждено протоколами лабораторных исследований ЦГСН (г.Мурманск) ФГКУ «1469 ВГК» МО РФ от 19.10.2018 и 24.05.2018. Факт отсутствия напора воды и ее несоответствие санитарно-гигиеническим нормам не отрицается представителем ответчика. Она неоднократно обращалась в контролирующие органы (Военную прокуратуру Североморского гарнизона, Правительство Мурманской области, Управление Роспотребнадзора в Мурманской области, Прокуратуру Мурманской области), а также в Интернет-приемную Администрации Президента РФ, однако, ситуация не меняется. Работы по замене розлива не выполнены; заявление о перерасчете за некачественное предоставление коммунальных услуг проигнорировано.
Ссылаясь на статью 154 ЖК Российской Федерации, пункт 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, просит обязать ФГБУ «ЦЖКХ» Минобороны России выполнить мероприятия и работы по нормализации давления, обеспечив бесперебойную подачу горячей воды в квартиру ***, в максимально короткие сроки; выполнить мероприятия и работы для обеспечения соответствия санитарно-гигиеническим нормам горячей воды в квартиру *** путем замены теплообменника (бойлера) в подвальном помещении дома, в максимально короткие сроки; произвести перерасчет платы за услугу «горячее водоснабжение» за период с 10.04.2018 по 21.05.2019; взыскать компенсацию морального вреда 50 000 рублей.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении уточненных требований в полном объеме. Пояснила суду в судебных заседаниях, что актами от 07.06.2017, 10.04.2017, 18.10.2018 и протоколами лабораторных исследований ЦГСН (г.Мурманск) ФГКУ «1469 ВГК» МО РФ от 19.10.2018 и 24.05.2018 подтверждается ненадлежащее предоставление коммунальной услуги «горячее водоснабжение» (отсутствие горячей воды и ее несоответствие санитарно-гигиеническим нормам). Действенных мер по устранению имеющейся проблемы организации, ответственные за предоставление коммунальных услуг жильцам дома, не предпринимают. Работы по замене замены теплообменника (бойлера) в подвальном помещении дома, запланированные до 20.10.2018, до настоящего времени не выполнены. Компенсацию морального вреда основывает страданиями и переживаниями из-за невозможности нормальной жизнедеятельности, отсутствия элементарного удобства – горячей воды, а несоответствие холодной воды санитарно-гигиеническим нормам вынуждает ее и членов семьи приобретать воду для приготовления пищи, умывания; необходимости тратить личное время для обращения в различные инстанции и суд за защитой своих прав.
Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКХ» Минобороны России Талалаева И.В. в судебном заседании исковые требования частично признала. По результатам проведенных проверок состояния коммунальных сетей жилого дома по адресу: *** полагает, что причиной подачи воды ненадлежащего качества (слабый напор, превышение показателей цветности и железа) в квартиру истца является устаревший бойлер, установленный в подвале дома. Замена стояка ХВС и ГВС, промывка бойлера не привела к нормализации. В случае удовлетворения иска просит предоставить срок для исполнения решения – замены бойлера в доме – 1 год, что связано с длительностью выделения денежных средств. Обратила внимание суда, что стороной договора найма служебного жилья по адресу: *** является военнослужащий ФИО1., полномочия на представление интересов которого у Макаровой Т.С. отсутствуют; ставит под сомнение факт проживания истца и ребенка в спорной квартире. В части требований о взыскании морального вреда просит отказать, поскольку истцом не представлены доказательства.
Представитель третьего лица ЦГСЭН ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ Олейников А.В. в судебном заседании пояснил, что согласно данным протоколов исследования проб холодной и горячей воды в квартире истца и подвале многоквартирного дома ***, произведенных специалистами ЦГСЭН, по требованию военной прокуратуры Североморского гарнизона 25.05.2018 (пробы горячей воды ванна, подвал МКД) и 19.10.2018, можно сделать вывод о превышении в горячей воде, подаваемой в квартиру истца таких показателей, как цветность и содержание железа, что не соответствует требованиям «СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». В основе гигиенических требований к качеству воды для питьевых и бытовых нужд лежит принцип безопасности и благоприятности по органолептическим свойствам. Цветность – показатель качества воды, характеризующий интенсивность окраски воды и обусловленный содержанием окрашенных соединений; выражается в градусах платиново-кобальтовой или хромово-кобальтовой шкалы. В анализируемых пробах воды централизованной системы питьевого водоснабжения высокие показатели цветности горячей воды, вероятно, обусловлены коррозией металлических труб водоснабжения из-за длительной эксплуатации, относительно низкой скоростью и небольшими объемами протекания воды в концевом участке водопроводной сети. За период с 2017 года жалобы на качество питьевой воды по адресу: *** в ЦГСЭН не поступали. Согласно протоколов исследования проб холодной и горячей воды от 17.05.2019, горячая вода в представленной пробе не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателю цветности и показателю железа; холодная вода – по показателю цветности. Вместе с тем, цветность воды в период интенсивного таяния, паводка может окрашиваться гуминовыми основаниями.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в порядке статьи 47 ГПК Российской Федерации Управления Роспотребнадзора в Мурманской области Цыбулькина И.А. (главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в ЗАТО Североморск, ЗАТО Александровск, ЗАТО Островной, ЗАТО Заозерск) в судебном заседании 16.04.2019 подтвердила исходя из протоколов лабораторных исследований наличие с мая 2018 года превышение показателей цветности, мутности, железа в пробах горячей воды в квартире истца.
Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, мнение третьего лица, исследовав материалы дела, материалы проверки Военной прокуратуры Североморского гарнизона № 23/04/311-18 и 23/04/165-18, обозрев материалы гражданских дел № 2-96/2015 и № 2-647/2017, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственности, а также порядка контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядка перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в заявляемый истцом период определяются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п.1). Если законами или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующим этим требованиям (п.5).
На основании пп. «а» п. 31 Правил исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
Пунктом 33 Правил предусмотрено право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 150 Правил).
Пункт 150 указанных Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает право потребителя при ненадлежащем качестве оказанной коммунальной услуги на взыскание с исполнителя неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ «О защите прав потребителей», в случаях, указанных в пункте 157 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 157 данных Правил при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек в случае, если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных договором.
В соответствии со ст.2 Правил № 354 «исполнителем» признается – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п.3 п.п. «в», «г», «д» предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в Приложении № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 7 Приложения № 1 к Правилам давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора должно быть от от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см), отклонение давления в системе горячего водоснабжения не допускается. Давление в системах холодного или горячего водоснабжения измеряется в точке водоразбора в часы утреннего максимума (с 7.00 до 9.00) или вечернего максимума (с 19.00 до 22.00).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Макарова Т.С. с 04.04.2008 зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: ***, как член семьи нанимателя ФИО1., которому жилое помещение предоставлено на основании договора найма служебного жилого, что подтверждается справкой формы № 9 № 49 от 13.03.2017, выданной Филиалом «Мурманский» ООО «ГУЖФ» обособленное подразделение «Мурманский», договором найма служебного жилого помещения №СРУЖО1/4-5-159-2016 от 10.05.2016, заключенного ФГКУ «СРУЖО» и нанимателем ФИО1.
Несмотря на наличие сведений об убытии ФИО1 к новому месту службы, суд, вопреки доводам представителя ответчика, признает Макарову Т.С. надлежащим истцом по делу.
Многоквартирный дом *** 1981 года постройки, 9-этажный, 2-подъездный, панельный, с железобетонными перекрытиями, оборудован электроплитами, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, центральным отоплением.
Управление домом *** осуществляет ФГБУ «ЦЖКУ» по ОСК СФ Минобороны России (ИНН 7729314745, лицензия №198 от 04.08.2017) на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами ОРФ №3-УЖФ/54/СФ от 14.09.2017, заключенным Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ «ЦЖКУ» по ОСК СФ Минобороны России. В соответствии с договором филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по ОСК СФ Минобороны России является управляющей организацией, в том числе для вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
Пунктом 1.3 договора установлено, что настоящий договор заключен с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживании граждан, надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.
Согласно п. 3.1.1. договора, управляющая организация обязана осуществлять управление жилищным фондом в соответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации, в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов, в том числе обеспечивать надлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, с техническими соглашениями, заключенными с заказчиками. В случае оказания услуг ненадлежащего качества управляющая организация обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет; предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с Перечнем коммунальных услуг, указанных в технических соглашениях, заключенных с заказчиком с управляющей организацией.
В соответствии с п. 3.1.6 договора, управляющая организация обязана организовать работы по устранению причин аварийных ситуаций, приводящих к угрозе жизни, здоровья граждан, а также порче их имущества.
В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, провести перерасчет платы за коммунальные услуги в порядке, установленном настоящим договором (п. 3.1.14).
Полагая, что услуга по подаче горячего и холодного водоснабжения в жилое помещение по вышеуказанному адресу предоставляется ненадлежащего качества, Макарова Т.С. неоднократно направляла управляющей организации заявления для устранения причин ненадлежащего водоснабжения, однако до настоящего времени они не устранены.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец считает, что ненадлежащая подача горячего водоснабжения, ей, как потребителю, является нарушением действующего законодательства Российской Федерации со стороны ответчика.
Разрешая заявленные требования суд учитывает, что согласно статьями 56, 60 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В материалы дела представлен комиссионный акт замера параметров давления горячей и холодной воды от 11.04.2017, согласно которому в результате замера, проводимого 11.04.2017 в 20 часов 18 минут давление горячего водоснабжения в квартире истца составило 0 МРа, замер производился манометром ТМ 5 рег. № 25913-08.
Комиссионным актом замера параметров давления горячей и холодной воды от 07.06.2017 установлено, что в результате замера, проводимого 07.06.2017 с 20 часов 10 минут – 20 часов 30 минут давление ГВС составило 1,5 кг/см2 (20 час. 18 мин.) и 0,07 кг/см2 (20 час. 24 мин.), замер производился манометром ТМ 5 рег. № 25913-08.
18.10.2018 в результате комиссионного обследования подачи ГВС из сантехнических приборов квартиры ***, проводимого с 18 часов 00 минут до 18 часов 30 минут, установлено: квартира находится на 9 этаже; состояние трубопроводов внутри квартиры не проверено по причине запрета Макаровой Т.С. демонтировать отделочные материалы; ГВС исследовалось из крана ванной; перед исследованием сливалась в течение 5 минут из крана в кухне; напор горячей воды позволял комфортно пользоваться ГВС; цвет воды имел коричневый оттенок; при разборе горячей воды на 8 этаже истечение воды из крана горячей вод в квартире *** почти полностью прекратилось (акт № 3 от 18.10.2018).
Истцом также представлены акты замера параметров давления горячей и холодной воды от 29.05.2018 согласно которым 29.05.2018 в 21 час 12 минут давление горячего водоснабжения в квартире истца составило 0 МРа, в 21 час 15 минут 3 кг/см2, замер произведен манометром ФТ-МПЗ-УФ (б/н).
Таким образом, судом установлено, что давление в стояковой трубе ГВС в квартире истца не соответствует нормативным показателям в часы максимального водоразбора.
Убедительных доказательств тому, что горячее водоснабжение обеспечивается в соответствие с нормативами, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответчиком суду не представлено.
Учитывая приведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд удовлетворяет исковые требования истца в части обязания ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации произвести мероприятия и работы по нормализации давления, обеспечив бесперебойную подачу горячей воды в квартиру истца.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. В пункте 2 данной статьи указано, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В свою очередь, гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, устанавливаются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» СанПиН 2.1.4.1074-01 (п. 1.1).
Настоящие санитарные Правила являются обязательными для всех юридических лиц, деятельность которых связана с организацией и обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Согласно пункту 2.2 Санитарных правил качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
В пункте 3.1 Санитарных правил указано, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункт 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Пунктом 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлены нормативы содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды.
Пунктами 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 определены показатели безвредности питьевой воды по химическому составу и органолептическим свойствам. Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания химических веществ, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 г. N 24) горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества. В соответствии со ст. ст. 4, 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на предоставление ему услуги безопасной для жизни и здоровья, а также соответствующей обязательным требованиям, установленным законом.
Как следует из протокола лабораторных исследований от 19.10.2018 ЦГСЭН (г.Мурманск) ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ, в результате отбора проб питьевой воды 18.10.2018 по адресу: *** установлено, что качество холодной воды, отобранной в подвальном помещении, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям: цветности, градусы – 21 при норме не более 20 (35 ПДК) – проба 2; качество горячей воды, отобранной в помещении квартиры *** (кран горячей воды в ванной), не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям: цветности, градусы – 45 при норме не более 20 (35 ПДК), железу – 0,4 мг/л при норме 0,3 (1 ПДК) – проба 1; качество горячей воды, отобранной в подвальном помещении, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям: цветности, градусы – 33 при норме не более 20 (35 ПДК) – проба 3. Вода в представленных пробах не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по физико-химическим показателям.
Протоколом лабораторных исследований от 24.05.2018 ЦГСЭН (г.Мурманск) ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ, установлено, что качество горячей воды, отобранной в подвальном помещении, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям: цветности, градусы – 70° при норме не более 20 (35 ПДК), мутности – 8 при норме не более 2,6 (3,5 ПДК), железу – 2 мг/л при норме 0,3 (1 ПДК) – проба 1; качество горячей воды, отобранной в помещении квартиры *** (кран горячей воды в ванной), не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям: цветности, градусы – 40° при норме не более 20 (35 ПДК), железу – 0,4 мг/л при норме 0,3 (1 ПДК) – проба 2. Вода в представленных пробах не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по физико-химическим показателям.
Протоколом лабораторных исследований от 17.05.2019 ЦГСЭН (г.Мурманск) ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ, установлено, что качество горячей воды, отобранной в подвальном помещении, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям: цветности, градусы – 44° при норме не более 20 (35 ПДК), железу – 0,6 мг/л при норме 0,3 (1 ПДК) – проба 3; качество горячей воды, отобранной в помещении квартиры N 35 (кран горячей воды в ванной), не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям: цветности, градусы – 67° при норме не более 20 (35 ПДК), железу – 1,4 мг/л при норме 0,3 (1 ПДК) – проба 1; качество горячей воды, отобранной в помещении квартиры *** (кран горячей воды в кухне) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям: цветности, градусы – 47° при норме не более 20 (35 ПДК), железу – 0,8 мг/л при норме 0,3 (1 ПДК) – проба 2. Вода в представленных пробах не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по физико-химическим показателям.
Данные лабораторные испытания выполнены специалистами в области санитарно-эпидемиологического надзора – врачами общей гигиены, врачами бактериологами – ЦГСЭН (г.Мурманск) ФГУ «1469 ВМКГ» МО РФ, которое вправе проверять качество оказываемых нанимателям коммунальных услуг управляющей организацией ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской.
Ненадлежащее качество предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в квартире истца также подтверждается комиссионным актом проверки от 17.05.2019.
У суда не имеется оснований не доверять содержащимся в указанных протоколах лабораторных исследований физико-химическим и микробиологическим показателям воды, поступающей в квартиру истца, доказательств, опровергающих данные указанных протоколов ответчиком, не представлено.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что факты ненадлежащего оказания ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации истцу услуг по горячему водоснабжению (физико-химические показатели воды не соответствуют установленным нормам), нашли свое подтверждение.
Бездействие ответчика привело к нарушению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, прав потребителей на получение питьевой воды, соответствующей нормативным требованиям безвредности по химическим показателям. Следовательно, истец, использующая воду для бытовых нужд, вправе требовать соразмерного уменьшения платы за поставленную некачественную коммунальную услугу в период с 10.10.2018 по 21.05.2019.
Согласно статье 162 ЖК РФ управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 22 от 27.06.2017 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Истец является потребителем коммунальных услуг, оплачивает работы по содержанию и текущему ремонту дома. Доказательств, подтверждающих, что в спорный период истцу предоставлялась коммунальная услуга – горячее водоснабжение надлежащего качества и в полном объеме, суду не представлено.
В ходе проведенной Военной прокуратурой Североморского гарнизона проверки по обращениям Макаровой Т.С. от 26.02.2018 и 26.04.2018 установлено несоответствие ГВС в многоквартирном доме *** требованиям санитарно-эпидемиологических правил (цветность, мутность, содержание железа), водоподогреватель «бойлер» требует замены; также установлено не соответствие в квартире 35 вышеуказанного многоквартирного дома давления ГВС и ХВС требованиям технических регламентов (плохой напор, вплоть до полного исчезновения). По результатам проверки в адрес начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ОСК СФ Минобороны России внесены представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых спланирована замена водного водоподогревателя «бойлер».
При рассмотрении настоящего спора сторона ответчика с выявленными нарушениями согласилась, объяснив их тем, что в связи с выходом из строя находящегося в эксплуатации с 1984 года водного водоподогревателя (теплообменного аппарата) и его непригодности для ремонта в тепловом пункте многоквартирного дома ***, необходимо произвести его замену на модель ВВПИ 60.22.20.к2. Установка данного устройства позволит восстановить подачу ГВС на верхние этажи дома и соблюдение санитарных норм к качеству горячей воды. Выполнение работ по замене теплообменного аппарата требует значительных временных затрат и финансирования.
Указанные обстоятельства подтверждаются также свидетельскими показаниями ФИО2., допрошенного в судебном заседании 16.05.2019, который пояснил, что с 2014 года занимает должности *** в ООО «Теплоснаб», ООО «ГУЖФ», ФГБУ «ЦЖКУ»; неоднократно проводил осмотр системы ГВС и ХВС дома *** по жалобам Макаровой Т.С. После решения Североморского районного суда Мурманской области от 09.06.2017 был заменен стояк горячего водоснабжения (17 м), однако это не восстановило качественную подачу воды в квартиру истца. Указал, что при осмотре водоподогревателя (в эксплуатации с 1984 года) в подвале дома визуально зафиксированы отверстия в трубках водоподогревателя, что приводит к подмесу теплоносителя к питьевой воде. Промывка водоподогревателя результата не дала; имеется необходимость замены водоподогревателя (теплообменного аппарата) в подвальном помещении МКД.
Из комиссионного акта обследования секционного кожухотрубного водоподогревателя от 07.06.2018 следует, что водонагреватель введен в эксплуатацию в 1987 году, находится в неисправном состоянии; ремонту не подлежит, требуется замена.
Работы по замене или капитальному ремонту кожухотрубного водоподогревателя входят в перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (Приложение № 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с Приложением № 8 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации скоростного кожухотрубного водонагревателя до капитального ремонта (замены) составляет 15 лет.
Пунктом 3.8 постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 №15/1 указано, что к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Удовлетворяя требования истца, суд исходит из того, что нарушены жилищные права истца на получение коммунальных услуг надлежащего качества, выразившиеся в отсутствии в течение длительного периода времени горячего водоснабжения, соответствующего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01; бойлер введен в эксплуатацию в 1987 году, срок его эксплуатации превысил срок эффективной эксплуатации, при этом сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют.
При возложении на ответчика обязанности выполнить мероприятия и работы для обеспечения соответствия санитарно-гигиеническим нормам горячей воды в квартире истца путем замены теплообменника (бойлера) в подвальном помещении дома суд учитывает истечение нормативного срока эксплуатации указанного оборудования. Такой вывод обусловлен содержанием вышеприведенных правовых норм, регламентирующих порядок и основания производства ремонта, которыми установлены минимальные и максимальные сроки эффективной эксплуатации сетей и оборудования. Поэтому истечение названных сроков может служить основанием для выполнения ответчиком ремонта системы горячего водоснабжения по одному лишь формальному (нормативному) основанию.
Таким образом, судом установлено нарушение ответчиком прав истца как потребителя услуг.
В силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В целях реального исполнения судебного акта, исходя из климатических особенностей районов Крайнего Севера, возможности выполнения работ с водоподогревателем вне отопительного сезона, скорейшего восстановления прав потребителя на получение качественной услуги водоснабжения и минимизации вредного воздействия неблагоприятных факторов на организм человека, суд считает разумным и обоснованным установить срок – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по требованию об обязании выполнить мероприятия и работы по нормализации давления и обеспечения соответствия санитарно-гигиеническим нормам горячей воды в квартиру истца путем замены теплообменника (бойлера) в подвальном помещении дома.
Более продолжительный срок, по мнению суда, существенно отдалит восстановление нарушенного права, приведет к нарушению баланса интересов сторон. Доказательств длительности процедуры закупки требуемого оборудования ответчиком не представлено; суд учитывает, что в 2018 году ФГБУ «ЦЖКУ» инициирована процедура выделения средств для закупки водоподогревателя. При этом, ответчик не лишен права в случае возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, обратиться за отсрочкой исполнения решения суда в порядке статей 203, 434 ГПК Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 03.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу положений п. «г» ст.31 Правил исполнитель обязан: производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 149 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за: а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; в) убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами; г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
Согласно приложения №1 к Правилам №354, отклонение давления в системе горячего водоснабжения не допускается, перерасчет производится за каждый час подачи горячей воды суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение давления: при давлении, отличающемся от установленного не более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу за указанный расчетный период снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам; при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
Следовательно, поскольку судом установлено ненадлежащее качество предоставляемой Макаровой Т.С. услуги ГВС в спорный период, суд обязывает ФГБУ «ЦЖКХ» по ОСК СФ Минобороны России произвести перерасчет платы за услугу «горячее водоснабжение» по квартире *** за период с 10.04.2016 по 21.05.2019 (день вынесения решения).
В силу статьи 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей. Размер компенсации морального вреда, заявленный истцом, явно завышен.
Исходя из принципа разумности, учитывая, что истец испытывала переживания, связанные с неисполнением ответчиком своих обязанностей по надлежащему содержанию инженерных систем дома, в течение продолжительного времени (более года) ощущала бытовые неудобства, была вынуждена неоднократно обращаться в различные инстанции и в суд за защитой своих прав, принимая во внимание индивидуальные особенности личности истца, суд считает возможным взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 2 000 рублей.
Согласно статье 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии со статьей 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 № 17 при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке исполнителем, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Макарова Т.С. обращалась к ФГБУ «ЦЖКУ» по ОСК СФ Минобороны России с претензией об устранении нарушений своих прав, а именно, о восстановлении горячего водоснабжения и производстве перерасчета, в добровольном порядке требования удовлетворены не были, то есть факт нарушения прав истца как потребителя установлен. Следовательно, с ФГБУ «ЦЖКХ» по ОСК СФ Минобороны России в обязательном порядке подлежит взысканию штраф за несоблюдение удовлетворения требования потребителя в добровольном порядке в размере половины от суммы, присужденной в пользу истца, т.е. 1000 рублей (2000/2).
Подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, то есть относится к числу государственных органов, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и, соответственно, как государственный орган Министерство обороны РФ и подведомственные ему организации, к числу которых относится ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, освобождены от уплаты госпошлины на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статями 56-57, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Макаровой Татьяны Сергеевны к ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации о защите прав потребителей, понуждении произвести работы по нормализации горячего водоснабжения, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскании компенсации морального вреда, – удовлетворить частично.
Обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации выполнить мероприятия и работы по нормализации давления, обеспечив бесперебойную подачу горячей воды в квартиру ***, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации выполнить мероприятия и работы для обеспечения соответствия санитарно-гигиеническим нормам горячей воды в квартиру *** путем замены теплообменника (бойлера) в подвальном помещении дома, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации произвести перерасчет платы за услугу «горячее водоснабжение» по квартире *** за период с 10 апреля 2018 года по 21 мая 2019 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова