Решение по делу № 33-2652/2017 от 10.03.2017

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-2652

Строка №060г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 апреля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего      Трофимовой М.В.,

судей      Глазовой Н.В., Кожевниковой А.Б.,

при секретаре Мурашко А.А.,

с участием прокурора          Колесовой М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б. гражданское дело по иску военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 21108, ФКУ «Объединённое стратегическое командование Западного военного округа» об обязании устранить нарушения трудового законодательства,

по апелляционной жалобе ФКУ «Объединённое стратегическое командование Западного военного округа»,

на решение Богучарского районного суда Воронежской области от 25 октября 2016 года

(судья Жилякова Г.И.),

У С Т А Н О В И Л А:

Военный прокурор Воронежского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к войсковой части 21108, ФКУ «Объединённое стратегическое командование Западного военного округа» (далее ФКУ «ОСК ЗВО») и Министерству обороны РФ об обязании устранить нарушения трудового законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что военной прокуратурой Воронежского гарнизона была проведена проверка соблюдения в войсковой части 21108 трудового законодательства об охране труда, в ходе которой установлено, что специальная оценка условий труда в указанной войсковой части не произведена, чем нарушаются права и законные интересы работников.

По результатам проверки также установлено, что в войсковой части 21108 имеется 104 рабочих места для гражданского персонала, специальная оценка условий труда рабочих мест делопроизводителей в количестве 6 штук не проводилась. Также не проводилась аттестация рабочего места в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

По результатам проверки военным прокурором Воронежского гарнизона командиру войсковой части 21108 было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства.

31.03.2016 года представление прокурора было рассмотрено, однако, указанные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены.

Обязанность по исполнению запроса командира войсковой части о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «ОСК ЗВО», как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «ОСК ЗВО».

Просит, с учетом уточнений, обязать командующего Объединенного стратегического командования Западного военного округа и командира войсковой части 21108 провести специальную оценку условий труда рабочих мест делопроизводителей в количестве 6 штук (л.д. 4-8, 74-75).

Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 25 октября 2016 года исковые требования прокурора Воронежского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 21108, ФКУ «ОСК ЗВО» об обязании устранить нарушения трудового законодательства были удовлетворены, постановлено:

- обязать командующего Объединенного стратегического командования Западного военного округа и командира войсковой части 21108 провести специальную оценку условий труда рабочих мест делопроизводителей в количестве 6 штук (л.д. 76-78).

На данное решение ФКУ «ОСК ЗВО» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска; ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права (л.д. 83-84).

В судебное заседание явилась: прокурор Колесова М.Г., иные лица не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в связи, с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и видно из материалов дела, военной прокуратурой Воронежского гарнизона была проведена проверка соблюдения в войсковой части 21108 трудового законодательства об охране труда, в ходе которой установлено, что специальная оценка условий труда в указанной войсковой части не произведена, чем нарушаются права и законные интересы работников.

Согласно коллективному договору между работодателем (командование войсковой части 21108) и гражданским персоналом от ДД.ММ.ГГГГ, гражданский персонал войсковой части 21108 находится в трудовых отношениях с войсковой частью 21108 в лице командира войсковой части.

По результатам проверки также установлено, что в войсковой части 21108 имеется 104 рабочих места для гражданского персонала, специальная оценка условий труда рабочих мест делопроизводителей в количестве 6 штук не проводилась. Также не проводилась аттестация рабочего места в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Командиром войсковой части 21108 в ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» была направлена заявка от ДД.ММ.ГГГГ о включении войсковой части 21108 в перечень потребностей воинских частей Западного военного округа на оказание услуг по специальной оценке условий труда на 2016 год.

На вышеуказанное обращение командира войсковой части 21108 руководителем ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки труда возлагаются непосредственно на работодателя, который для этих целей на платной основе привлекает стороннюю специализированную организацию на основании гражданско-правового договора. В связи с тем, что воинские части и организации Западного военного округа, как правило, не имеют лицевых счетов в органах Федерального казначейства и не являются получателями средств федерального бюджета, заключение соответствующих контрактов (договоров) для обеспечения их деятельности, в ряде случаев, осуществляется по решению Министра обороны РФ в децентрализованном порядке через лицевой счет Объединенного стратегического командования Западного военного округа.

Также сообщено, что обязанности по сбору и обобщению потребностей воинских частей и организаций военного округа в проведении специальной оценки условий труда возложены на управление (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Западного военного округа.

Командиром войсковой части 21108 на основании вышеуказанного ответа была направлена заявка от ДД.ММ.ГГГГ о включении войсковой части 21108 в перечень потребностей воинских частей Западного военного округа на оказание услуг по специальной оценке условий труда на 2017 год.

На момент рассмотрения дела в суде отсутствовали достоверные сведения о проведении специальной оценки условий труда указанных рабочих мест.

В соответствии с положениями ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В том числе, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014 года.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «ОСК ЗВО» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.

Из Положения о ФКУ «ОСК ЗВО» следует, что его учредителем является Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «ОСК ЗВО» является юридическим лицом, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств.

В соответствии с Общим Положением о ФКУ «ОСК ЗВО», в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения, размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что обязанность по заключению договора (государственного контракта) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест войсковой части 21108 должна быть возложена на ФКУ «ОСК ЗВО», как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «ОСК ЗВО».

Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Военного прокурора Воронежского гарнизона к ФКУ «ОСК ЗВО», командиру войсковой части 21108, о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест делопроизводителей в количестве 6 штук в войсковой части 21108.

Из апелляционной жалобы представителя ФКУ «Объединённое стратегическое командование Западного военного округа» следует, что он не согласен с решением, полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и, указывая на нарушение норм материального права, не указал, в чем конкретно заключается неправильность решения суда.

Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения при апелляционном рассмотрении дела, судебная коллегия не находит.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Богучарского районного суда Воронежской области от 25 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-2652/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
в/ч 21108
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Кожевникова Алла Борисовна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
11.04.2017Судебное заседание
13.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее