Дело № 2а-953/2017 ,,,
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Александров 28 июня 2017 года
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Рыбачик Е.К.,
при секретаре Золян С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Александровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Александровский район Владимирской области по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Александровский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации МО Александровский район Владимирской области по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования местного значения по ул. <адрес>, и обязании администрации МО Александровский район в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и ГОСТ Р 51256-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» выполнить следующие работы:
- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.3 ПДД РФ на автомобильной дороге по ул. <адрес>;
- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 ПДД РФ на автомобильной дороге по ул. <адрес> вблизи дома №.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной городской прокуратурой проверки соблюдения административным ответчиком законодательства о безопасности дорожного движения выявлены следующие нарушения: на автомобильной дороге по ул. <адрес> отсутствует горизонтальная разметка 1.3 ПДД РФ; на автомобильной дороге по ул. <адрес> вблизи дома № отсутствует дорожная разметка 1.14.1 ПДД РФ.
Указывая, что бездействие администрации Александровского района по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания автомобильной дороги местного значения способствует созданию аварийной обстановки на дорогах и может повлечь нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, Александровский городской прокурор обратился в суд с настоящим административным заявлением.
В судебном заседании помощник Александровского городского прокурора Коновалов С.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации МО Александровский район Владимирской области в судебное заседание, извещенный надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В письменном отзыве представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что (дата) утверждена муниципальная программа «Единая программа дорожного хозяйства города Александрова на 2015-2017 г.г.». Из расчета утвержденных денежных средств в 2017 году планируется закупка и установка дорожных знаков на сумму ,,, рублей. При этом финансирование нанесения дорожной разметки на ул. <адрес> в ней не запланировано. Удовлетворение исковых требований повлечет незапланированное увеличение расходов бюджета. Полномочия по внесению изменений в бюджет муниципального образования, направленных на обеспечение конкретного судебного акта, предоставлены только представительному органу муниципального образования. В силу чего, в случае удовлетворения исковых требований, просил об установлении срока до (дата) .
Представитель заинтересованного лица администрации МО г. Александров Владимирской области, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просив о рассмотрении дела в свое отсутствие, против удовлетворения заявленных требований возражал.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Александровскому району, буду извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, отзыва по сути заявленных требований не представил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Александровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО Александровский район требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что администрацией МО Александровский район указанные требования не исполняются.
В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно п.п. 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и устройства для регулирования дорожного движения, остановочные пункты, пешеходные дорожки, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, обеспечение автомобильных дорог вышеуказанными сооружениями относится к дорожной деятельности, связанной с содержанием автомобильных дорог.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. При этом порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч.2 ст.17).
В соответствии с решением Совета народных депутатов МО г. Александров от (дата) № «О взаимодействии между городским поселением и муниципальным районом по решению вопросов местного значения» и решением Совета народных депутатов Александровского района от (дата) № «О принятии к осуществлению части полномочий по решению вопросов местного значения», между администрацией Александровского района и администрацией г. Александрова заключено соглашение от (дата) № «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципальным образованием г. Александров Владимирской области муниципальному образованию Александровский район Владимирской области», согласно которому администрация МО г. Александров передает, а администрация МО Александровский район принимает и исполняет, в том числе, полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них. В соответствии с п. 2.2. данного соглашения исполнение указанных полномочий осуществляется администрацией Александровского района за счет межбюджетных трансфертов, предусмотренных в бюджете г. Александрова и передаваемых в бюджет муниципального района.
Согласно требованиям ч. 9 ст. 5 Федерального Закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
(дата) постановлением главы администрации МО г. Александров Владимирской области № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования г. Александров. Согласно Приложению № данного перечня автомобильная дорога по ул. <адрес> включена в реестр муниципальной собственности.
Как следует из вышеприведенных правовых норм, полномочия по осуществлению дорожной деятельности на территории муниципального образования г. Александров возложены на администрацию Александровского района.
В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В материалах дела имеется проект организации дорожного движения на ул. <адрес>. Проект утвержден главой МО г. Александров по согласованию с начальником ОГИБДД УВД по Александровскому району и включает в себя проведение мероприятий по организации дорожного движения на вышеуказанной улице.
В связи с выявленными нарушениями главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Александровскому району К. в адрес МБУ «,,,» вынесено предписание № от (дата) об организации работ по нанесению дорожных разметок 1.3, 1.14.1 ПДД РФ согласно проектам организации дорожного движения.
(дата) государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району К. составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица - дорожного мастера МБУ «,,,» Г., о нарушении требований Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 52289-2004, ответственность за которое предусмотрена ст.12.34 КоАП РФ.
Меры, принятые в 2016 году ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району в отношении должностных лиц администрации района, не привели к устранению вышеуказанных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Необходимость наличия дорожной разметки предусмотрена ПДД РФ, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 51256-2011.
Согласно п.2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог, в данном случае - на администрацию Александровского района, поскольку данная обязанность возложена на нее в силу закона.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования Александровский район по обеспечению безопасности дорожного движения влечет создание угрозы нарушения прав граждан, водителей транспортных средств, пешеходов, приезжих лиц, несовершеннолетних, на здоровье, личную безопасность, а также безопасность дорожного движения.
Довод представителя административного ответчика об отсутствии в бюджете муниципального образования Александровский район на 2017 год денежных средств на проведение работ по обеспечению безопасности дорожного движения по ул. <адрес>, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку полномочия поселения переданы району в полном объеме, а действующее законодательство не связывает их реализацию с наличием финансовой возможности.
В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя в соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ срок исполнения такой обязанности, суд учитывает мнение участников процесса, финансовое положение административного ответчика, объем работ, необходимый для исполнения соответствующей обязанности, а также соблюдение баланса интересов ответчика и неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлены указанные исковые требования, суд находит срок в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Александровского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Александровский район Владимирской области по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования, расположенной по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования Александровский район Владимирской области в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и ГОСТ Р 51256-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» выполнить следующие работы:
- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.3 ПДД РФ на автомобильной дороге по ул. <адрес>;
- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 ПДД РФ на автомобильной дороге по ул. <адрес> вблизи дома №.
Обязать администрацию муниципального образования Александровский район Владимирской области в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения сообщить о его исполнении суду и Александровскому городскому прокурору.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.К. Рыбачик
,,,
,,,
,,,