Дело № 2а-381/2019 КОПИЯ+
24RS0017-01-2018-003925-47
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
19 марта 2019 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Панченко Л.В.,
при секретаре Севостьяновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гончарова А. Г. к начальнику ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Стыка О. Ю., ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю об обжаловании действий,
У С Т А Н О В И Л:
Гончаров А.Г. обратился в суд с административным иском к начальнику ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Стыка О.Ю. об обжаловании действий. Мотивирует требования тем, что обратился с запросом в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю о предоставлении информации по состоянию здоровья, а именно какой диагноз был ему выставлен, какое лечение назначено, какое обследование прошел. Начальник ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Стыка О.Ю. направил ответ о том, что выписки не входят в перечень документов, разрешенных к хранению осужденными на руках, согласно приложению № 1 к приказу Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил внутреннего распорядка испарительных учреждений». С ответом начальника ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю административный истец не согласен, считает, что начальник ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Стыка О.Ю. грубо нарушил закон, права, свободы и интересы истца, неправомерно и необоснованно отказал в предоставлении запрошенной информации, затрагивающей личные права и интересы истца. На основании изложенного, Гончаров А.Г. просит признать ответ начальника ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Стыка О.Ю. незаконным и необоснованным.
Административный истец Гончаров А.Г. содержится в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю, извещался о времени и месте слушания дела надлежащим образом, представил ходатайство о проведении судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ в свое отсутствие. При этом, ему разъяснялось право довести свою позицию по делу до сведения суда посредством направления письменных обращений, а также путём допуска к участию в деле своего представителя. Необходимости личного участия самого Гончарова А.Г. в судебном заседании суд не усматривает, поскольку все его доводы подробно изложены в административном исковом заявлении. Учитывая характер спора и значение личных объяснений Гончарова А.Г. для рассмотрения данного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело без этапирования Гончарова А.Г. в судебное заседание.
Ранее в судебном заседании административный истец Гончаров А.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ года проходил обследование и лечение в КТБ-1, куда был доставлен с сердечным приступом. Страдает тахикардией, аритмией, ишемической болезнью, сердечной недостаточностью. Полагает, что лечение и обследование было проведено неполно, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением на имя начальника КТБ-1 Стыка О.Ю. с заявлением о предоставлении информации о проведенном лечении и выставленном диагнозе, в чем ему незаконно было отказано. Кроме того, обращался к лечащему врачу с просьбой ознакомить его с медицинскими документами, но безрезультатно.
Административный ответчик начальник ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Стыка О.Ю., представители административного ответчика ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Ранее представителем административного ответчика Миллер Д.В. (полномочия проверены) в материалы дела был представлен письменный отзыв на административное исковое заявление Гончарова А.Г., согласно которому представитель полагает не подлежащими удовлетворению заявленные требования, ссылаясь на то, что согласно п. 1.1 Устава ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю является лечебно-профилактическим учреждением для содержания, амбулаторного и стационарного лечения осужденных, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Предметом и целями деятельности учреждения являются: организация оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным; организация и оказание стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи осужденным; исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы; обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в учреждении и иные. В полномочия КТБ-1 не входит оказание медицинской помощи осужденным, а также ведение медицинских документов, ознакомление с ними осужденных, а также предоставление информации о состоянии здоровья. Сотрудники и работники КТБ-1 организовывают на территории КТБ-1 оказание медицинской помощи осужденным в филиале «Туберкулезная больница № 1» ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России. Врачи не являются сотрудниками или работниками КТБ-1, в штатное расписание КТБ-1 должность каких-либо медицинских работников или врачей не входит, таким образом, медико-санитарную помощь истцу КТБ-1 оказывать не могло. Медико-санитарным обеспечением осужденных, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а также лекарственным обеспечением занимается ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России. Также ответом на обращение от ДД.ММ.ГГГГ вх. № № истцу разъяснено, что на основании приложения № 1 к приказу МЮ РФ от 16.12.2016 г. № 295 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», запрашиваемые выписки не входят в перечень документов, разрешенных к хранению осужденным на руках. Действия администрации КТБ-1 соответствуют действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов Гончарова А.Г., каких-либо незаконных действий сотрудниками КТБ-1 в отношении Гончарова А.Г. допущено не было, в связи с чем, административное исковое заявление Гончарова А.Г. является необоснованным, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 289 названного Кодекса, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика - начальника ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Стыка О.Ю., заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу ст. 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ст. 17).
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Согласно ч. 4 ст. 12 УИК РФ, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
В силу ч. 6 ст. 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела, ответ на обращение Гончарова А.Г. поступил по месту его отбывания наказания ФКУ ИК-7 - ДД.ММ.ГГГГ, при этом сведения о дате вручения данного ответа Гончарову А.Г. в материалах дела отсутствуют и судом не добыты.
В Железнодорожный районный суд г. Красноярска суд с настоящим административным исковым заявлением Гончаров А.Г. обратился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой исправительного учреждения.
Исходя из приведенных выше норм закона и установленных обстоятельств дела, отсутствие сведений о вручении истцу ответа на его обращение, поступившего в ИУ ДД.ММ.ГГГГ. суд приходит к выводу, что срок подачи административного искового заявления пропущен Гончаровым А.Г. по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Судом установлено, что ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю является лечебно-профилактическим учреждением для содержания, амбулаторного и стационарного лечения осужденных, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1.1 Устава).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Гончаров А.Г. обратился с заявлением, адресованным в ФКЛПУ ТБ-1 <адрес>), в котором просил предоставить информацию, касающуюся состояния его здоровья за период с ДД.ММ.ГГГГ, а именно : какие диагнозы ему были выставлены, какое обследование он проходил, какие были сданы анализы и их результаты, какое лечение было назначено, кто был лечащим врачом.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Стыка О.Ю. был дан ответ на обращение Гончарова А.Г. № №, согласно которому на основании приложения № к приказу Министерства Юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 г. № 295 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», запрашиваемые выписки не входят в перечень документов, разрешенных к хранению осужденным. В случае действительной необходимости, по запросу врачей медицинской части, лечебного учреждения, судебных органов информация о состоянии здоровья, в том числе по прошлому сроку отбывания наказания, будет предоставлена по месту требования.
Согласно информации, предоставленной по запросу суда ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, ДД.ММ.ГГГГ № №, Гончаров А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ находится в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес>, под наблюдением медицинских работников филиала «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России. В период с ДД.ММ.ГГГГ руководством ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России были рассмотрены обращения осужденного Гончарова А.Г. по вопросам имеющихся заболеваний, предоставлении копий медицинских документов, в ответ на которые даны разъяснения исх-№ от ДД.ММ.ГГГГ, исх№ от ДД.ММ.ГГГГ, исх-№ от ДД.ММ.ГГГГ По данным медицинской документации, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время от Гончарова А.Г. заявлений об ознакомлении с медицинскими документами в филиалы ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Пациент, либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов (ч. 5 ст. 22 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (ред. от 13.07.2015), к сведениям конфиденциального характера относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
При этом, сведения, содержащиеся в медицинской документации подозреваемого, обвиняемого, осужденного не отнесены законом к сведениям ограниченного доступа, не являются государственной тайной.
При этом, как следует из Устава ФКЛПУ «КТБ-1» ГУФСИН России по Красноярскому краю, предметом и целями деятельности данного учреждения являются : организация медицинской помощи, организация и оказание стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, в том числе данное учреждение рассматривает предложения, заявления, обращения граждан.
Начальник учреждения также рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения.
С учетом предмета и цели деятельности ФКЛПУ КТБ-1, а именно : организация оказания медицинской помощи осужденным, осуществление медико санитарного обеспечения осужденных и обеспечение оказания квалифицированной стационарной медицинской помощи осужденным, рассматривая обращение Гончарова А.Г., должностное лицо ФКЛПУ КТБ-1 должен был предоставить соответствующую информацию, касающуюся состояния здоровья заявителя. Отказ в предоставлении данной информации, нарушает права Гончарова А.Г., предусмотренные ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
При этом, суд учитывает, что в данном Гончарову А.Г. ответе, за подписью начальника КТБ-1 не имеется указания на то, что в ФКЛПУ КТБ-1 данная информация отсутствует.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что обоснованного ответа, содержащего истребуемую информацию о состоянии здоровья, по обращению Гончарова А.Г. административным ответчиком ФКЛПУ КТБ – 1 предоставлено не было.
Доводы стороны административного соответчика ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю о том, что в полномочия КТБ-1 не входит оказание медицинской помощи осужденным, а также ведение медицинских документов, ознакомление с ними осужденных, предоставление информации о состоянии здоровья, суд находит не состоятельными, поскольку, в случае отсутствия у должностного лица ФКЛПУ КТБ-1 полномочий о предоставлении информации по поставленным вопросам, обращение Гончарова А.Г. подлежало перенаправлению надлежащему лицу (в надлежащее учреждение) для дачи ответа в пределах их компетенции на поставленные в обращении вопросы о состоянии здоровья, чего сделано также не было.
При указанных выше обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению административные исковые требования Гончарова А.Г. о признании незаконным ответа начальника ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Стыка О.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ № №. на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным ответ начальника ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Стыка О.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ № №, на обращение Гончарова А. Г. от ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Панченко
Решение изготовлено в окончательной форме 22 марта 2019 года