Решение по делу № 2-926/2019 от 30.07.2019

11RS0010-01-2019-001392-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,

при секретаре судебного заседания Саяркиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре **.**.** гражданское дело № 2-926/2019 по иску Гончаревич Олега Евгеньевича к администрации МО ГО «Сыктывкар», администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» об обязании заключить договор аренды земельного участка, передать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми сведения относительно вида разрешенного использования земельного участка,

установил:

Гончаревич О.Е. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар», администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» об обязании заключить договор аренды земельного участка, передать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Управление Росреестра по Республике Коми) сведения относительно вида разрешенного использования земельного участка.

В обоснование заявленных требований истец указал, что **.**.** он приобрел объект незавершенного строительства - «Крытая одноэтажная автостоянка на ..., без расположения в ней мойки автомобилей» с кадастровым номером .... В связи с этим **.**.** между Гончаревич О.Е. и администрацией МО ГО «Сыктывкар» заключен договор №... аренды земельного участка с кадастровым номером ... по адресу ... площадью ... для завершения строительства объекта - «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей». **.**.** истцом изготовлен проект «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей», предусматривающий поэтапное строительство и введение в эксплуатацию нового объекта. **.**.** утвержден градостроительный план, получены необходимые разрешения на реконструкцию. Истец обратился в орган местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка и внесении изменений в договор аренды земельного участка в связи с изменением строительной документации. **.**.** сторонами подписано дополнительное соглашение к договору аренды, однако органом местного самоуправления соответствующие сведения, в том числе, об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Управление Росреестра по Республике Коми не переданы. По мнению истца, вид разрешенного использования земельного участка должен быть указан как «для завершения реконструкции объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей». Срок договора аренды истекал **.**.**. Истец обратился в администрацию **.**.** с заявлением о заключении нового договора аренды, поскольку реконструкция объекта не была завершена. На этот момент было выполнено и введено в эксплуатацию 4 этапа реконструкции из шести. Решением администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** заявителю отказано в заключении нового договора аренды земельного участка со ссылкой на отсутствие права на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов по тому основанию, что истцу уже предоставлен данный земельный участок для завершения строительства объекта «Стоянка с гаражами боксового типа (комплекс индивидуальных гаражей)» сроком на три года. Истец считает действия ответчика незаконными, нарушающими его права, поскольку истцу принадлежит объект незавершенного строительства, расположенный на спорном земельном участке, ответчиком ранее утверждена градостроительная документация на объект - «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей», для завершения которой договор аренды не заключался, а равно проведение торгов для заключения договора аренды земельного участка не требуется. В настоящее время ввиду отсутствия действующего договора аренды земельного участка отсутствует возможность введения в эксплуатацию последующих этапов, строительство которых завершено. На основании изложенного Гончаревич О.Е. просит обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» заключить с ним договор аренды земельного участка по адресу ... площадью ... с кадастровым номером ... для завершения «Реконструкции объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей»; передать в Управление Росреестра по РК сведения о разрешенном использовании земельного участка.

Уточнив исковые требований в ходе судебного разбирательства, в качестве надлежащего ответчика по требованию об обязании заключить договор аренды земельного участка истец указал администрацию МО ГО «Сыктывкар».

Представители ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар», а так же Управления Росреестра по Республике Коми, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились.

Токмаков С.В., Балакшин С.А., Бабаев Р.Б., Богданова Л.Д., Торлопов С.Н., Закс И.О., Груздев Д.П., Жигалов А.Н., Алдонин В.В., Шинкарева О.В., Вихристюк А.С., Логинов А.Н., Егоренков А.С., привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание при надлежащем извещении не явились.

Исходя из требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения истца суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании истец Гончаревич О.Е. на заявленных требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно указал суду о том, что договор аренды спорного земельного участка подлежит заключению с ним без проведения торгов, поскольку в срок, предусмотренный договором, он не завершил «Реконструкцию объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей». Для завершения данной реконструкции договор на новый срок не заключался в порядке, установленном подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующего предоставление в аренду земельного участка без проведения торгов в случае, если на земельном участке расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства. Ранее земельный участок был предоставлен в аренду повторно для завершения строительства иного объекта. Как на момент обращения к ответчику, так и в настоящее время на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий истцу на праве собственности объект незавершенного строительства готовностью 5 %. Право собственности истца на данный объект зарегистрировано в ходе рассмотрения дела. По мнению истца, на ответчиков должна быть возложена так же обязанность передать в Управление Росреестра по Республике Коми сведения о разрешенном использовании земельного участка. Так, истец с соответствующим заявлением обращался к ответчику, однако оно не было рассмотрено, дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка было заключено без учета разрешительной документации, в соответствии с которой земельный участок должен иметь вид разрешенного использования - для «Реконструкции объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей». Обязанность передать соответствующие сведения в Управление Росреестра по Республике Коми не выполнена.

Помарина Ю.А., действующая на основании доверенности от имени ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Решением мирового судьи Слободского судебного участка г.Сыктывкара от **.**.** за Гончаревич О.Е. признано право собственности на объект незавершенный строительством «Комплекс индивидуальных гаражей – свайный фундамент под строительство 27 гаражей», находящийся по адресу ...

**.**.** зарегистрировано право собственности Гончаревич О.Е. на указанный объект недвижимости.

Постановлением Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» **.**.** от **.**.** Гончаревич О.Е. предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок площадью ... для завершения строительства индивидуальных гаражей в районе жилого по адресу ... микрорайоне Эжвинского района г.Сыктывкара. Пунктом 5 указанного постановления Гончаревичу О.Е. предписано заключить договор аренды земельного участка с администрацией МО ГО «Сыктывкар»; разработать проектную документацию на комплекс гаражей и представить ее на рассмотрение в управление архитектуры и градостроительства администрации МО ГО «Сыктывкар»; оформить разрешение на завершение строительства объекта.

**.**.** Гончаревич О.Е. оформил межевой план в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером ... и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

**.**.** оформлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером ...

**.**.** Гончаревич О.Е. обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о продлении постановления главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... для заключения договора аренды земельного участка и завершения строительства гаражного комплекса.

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» Гончаревичу О.Е. отказано в продлении права аренды земельного участка для продолжения строительства объекта: «Комплекс индивидуальных гаражей» в районе жилого дома по адресу ... на том основании, что договор аренды земельного участка на основании постановления Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... истцом не заключался, право аренды земельного участка не возникло.

**.**.** истец обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... на котором расположен находящийся в его собственности объект незавершенного строительства – комплекс индивидуальных гаражей.

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» Гончаревичу О.Е. отказано в заключении договора аренды, поскольку срок действия постановления от **.**.** №... «О предоставлении земельного участка для завершения строительства комплекса индивидуальных гаражей в районе жилого по адресу ...» истек. Истцу предложено обратиться в Управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду, приложив документы, указанные в Приказе Минэкономразвития РФ от **.**.** №... «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Эжвинского районного суда г.Сыктывкара от **.**.**, которым по иску Гончаревич О.Е. на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить истцу в аренду на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный в районе жилого по адресу ... в г.Сыктывкаре, заключить с Гончаревич О.Е. договор аренды земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного в районе жилого по адресу ... в г.Сыктывкаре для завершения строительства гаражного комплекса.

На основании распоряжения главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... **.**.** между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и Гончаревич О.Е. заключен договор №..., по которому Гончаревичу О.Е. предоставлен в аренду сроком до **.**.** земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером ... площадью ... расположенный по адресу ... для завершения строительства объекта: «Комплекс индивидуальных гаражей».

**.**.** между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и Гончаревич О.Е. заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды №... от **.**.**, в соответствии с которым земельный участок предоставляется в аренду для строительства объекта «Трехэтажная крытая автостоянка на 150 автомобилей без расположения в ней мойки автомобилей».

На основании договора уступки прав аренды от **.**.** Гончаревич О.Е. уступил ООО «Паркинг» права арендатора земельного участка, вытекающие из договора аренды земельного участка №... от **.**.**. Данный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Коми **.**.**.

**.**.** ООО «Паркинг» выдано разрешение ... от **.**.** на строительство объекта - «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» по адресу ...

ООО «Паркинг» разработана проектная декларация по строительству объекта: «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 машино-мест в по адресу ..., в соответствии с которой ООО «Паркинг», выступая застройщиком, осуществляет строительство 19 гаражных боксов и 4 нежилых помещений за период со **.**.** по **.**.** для последующей продажи.

**.**.** Управлением Росреестра по Республике Коми зарегистрировано права собственности ООО «Паркинг» на объект незавершенного строительства - «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» площадью ... готовностью 5 %, расположенный по адресу ...

**.**.** между ООО «Паркинг» и Гончаревич О.Е. заключено соглашение, в соответствии с которым стороны досрочно расторгли договор уступки от **.**.**; в качестве компенсации ООО «Паркинг» передает Гончаревич О.Е. в собственность недостроенный объект путем заключения договора купли-продажи.

По договору купли-продажи от **.**.** Гончаревич О.Е. приобрел у ООО «Паркинг» объект незавершенного строительства - «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» площадью ... готовностью 5 %, расположенный по адресу ...

Право собственности Гончаревич О.Е. на указанный объект, который имеет кадастровый №..., зарегистрировано Управлением Росреестра по Республики Коми **.**.**.

**.**.** между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и ООО «Паркинг» подписано соглашение о расторжении договора аренды земельного участка №... от **.**.** в связи с переходом права собственности на расположенный на земельном участке объект недвижимого имущества к иному лицу.

**.**.** между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и Гончаревич О.Е. заключен договор №..., на основании которого последнему предоставлен в аренду сроком до **.**.** земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером ... площадью ... расположенный по адресу ... для завершения строительства объекта: «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей».

На основании заявления Гончаревич О.Е. от **.**.** №... МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» подготовлен градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу ... площадью ... в соответствии с которым на земельном участке планируется реконструкция незавершенного строительством объекта «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» с целью размещения комплекса индивидуальных гаражей.

Градостроительный план согласован Управлением архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» **.**.**, и утвержден постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №....

Согласно кадастровому паспорту на земельный участок от **.**.** земельный участок с кадастровым номером ... площадью ..., расположенный по адресу: по адресу ... по состоянию на момент изготовления выписки состоял на кадастровом учете со следующими данными: категория земель - из земель населенных пунктов, разрешенное использование - для завершения строительства объекта: «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей».

По заказу истца Гончаревич О.Е. ООО «НОВТЕХИНЖИНИРИНГ» разработан проект «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей», предусматривающий шесть этапов строительства Комплекс индивидуальных гаражей: пять линий боксов и одна линия административно-бытовых помещений. Первая линия (первая очередь) представляет собой крытую одноэтажную автостоянку на 8 машино-мест; вторая линия (вторая очередь) представляет собой крытую одноэтажную автостоянку на 8 машино-мест; третья линия (третья очередь) представляет собой крытую одноэтажную автостоянку на 6 машино-мест; четвертая линия (четвертая очередь) представляет собой двухэтажное здание с автостоянкой на 4 машино-места; пятая линия (четвертая очередь) представляет собой двухэтажное здание с автостоянкой на 2 машино-места; шестая линия (пятая и шестая очереди) представлена зданием разной этажности с одним стояночным боксом на 1 машино-место и административно-бытовыми помещениями.

По результатам рассмотрения заявления истца о выдаче разрешений на строительство объекта «Реконструкции объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей», администрация МО ГО «Сыктывкар» в письме от **.**.** №... указала Гончаревич О.Е. о необходимости обратиться в администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка №... от **.**.** в связи с изменением целевого назначения земельного участка.

**.**.** Гончаревич О.Е. обратился в администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка №... от **.**.** в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на «Реконструкцию объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей», приложив к заявлению, в том числе, градостроительный план земельного участка, содержащий указание на то, что на земельном участке запланирована «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей».

**.**.** между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и Гончаревич О.Е. заключено соглашение о внесении изменений в договора аренды земельного участка №... от **.**.**, по которому пункт 1.1 Договора аренды изложен в следующей редакции: «1.1. Арендодатель сдает, а арендатор Гончаревич О.Е. принимает в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... по адресу ... для завершения строительства объекта: «Стоянка с гаражами боксового типа (комплекс индивидуальных гаражей)». Кроме того, внесены изменения в части размера арендной платы.

**.**.** Управлением Росреестра по Республике Коми на основании заявления Гончаревич О.Е. от **.**.** произведена регистрация внесенных в договор аренды земельного участка изменений.

**.**.** Гончаревич О.Е. выданы разрешения: №... на строительство объекта капитального строительства - «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей» (1 этап, крытая одноэтажная автостоянка на 8 машино-мест); №... на строительство объекта капитального строительства - «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей» (2 этап, крытая одноэтажная автостоянка на 8 машино-мест).

**.**.** Гончаревич О.Е. выдано разрешение №... на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей» (1 этап, крытая одноэтажная автостоянка на 8 машино-мест).

**.**.** Гончаревич О.Е. выдано разрешение №... на реконструкцию объекта капитального строительства: «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей» (4 этап, четвертая и пятая линии расположены в одном объеме, представляют собой двухэтажное здание с автостоянкой на 6 машино-мест на первом этаже и техническими помещениями на втором этаже).

**.**.** Гончаревич О.Е. выдано разрешение №... на реконструкцию объекта капитального строительства: «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей» (3 этап, крытая одноэтажная автостоянка на 8 машино-мест).

**.**.** Гончаревич О.Е. выдано разрешение №... на реконструкцию объекта капитального строительства: «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей» (6 этап, двухэтажное здание с административно-бытовыми помещениями).

**.**.** Гончаревич О.Е. выдано разрешение №... на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей» (2 этап, крытая одноэтажная автостоянка на 8 машино-мест).

**.**.** истцу выдано разрешение №... на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей» (3 этап, крытая одноэтажная автостоянка).

**.**.** Гончаревич О.Е. выдано разрешение №... на реконструкцию объекта капитального строительства: «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей» (5 этап, здание разной этажности с одним стояночным боксом на 1 машино-место и административно-бытовыми помещениями.

**.**.** выдано разрешение №... на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей» (5 этап, здание разной этажности с одним стояночным боксом на 1 машино-место и административно-бытовыми помещениями).

Крытым одноэтажным автостоянкам на 8 машино-мест присвоены №... (Акт №..., утвержденный должностным лицом администрации МО ГО «Сыктывкар» **.**.**) и стр. ... (Акт №..., утвержденный должностным лицом администрации МО ГО «Сыктывкар» **.**.**).

Крытой одноэтажной автостоянке на 6 машино-мест присвоен **.**.** (Акт №..., утвержденный должностным лицом администрации МО ГО «Сыктывкар» **.**.**).

Постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... двухэтажному зданию с автостоянкой на 6 машино-мест на первом этаже и техническими помещениями на втором этаже присвоен по адресу ... (прежний адреспо адресу ...).

Зданию разной этажности с одним стояночным боксом на 1 машино-место и административно-бытовыми помещениями присвоен по адресу ... (Акт №..., утвержденный должностным лицом администрации МО ГО «Сыктывкар» **.**.**).

Двухэтажному зданию с административно-бытовыми помещениями присвоен по адресу ... (Акт №..., утвержденный должностным лицом администрации МО ГО «Сыктывкар» **.**.**).

**.**.** Гончаревич О.Е. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о внесении изменений, приведении кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 11:05:0201016:96 в соответствие с разрешительной документацией: Градостроительным планом земельного участка, Проектной документацией, разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, путем подачи достоверных сведений в Кадастровую палату Республики Коми относительно вида разрешенного использования земельного участка, указав в качестве вида разрешенного использования земельного участка - «Реконструкции объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей».

В настоящее время на земельном участке расположены объекты: 1) нежилое здание с кадастровым номером ... площадью ... по адресу ... – «здание разной этажности с одним стояночным боксом на 1 мишино-место и административно-бытовыми помещениями» (дата присвоения кадастрового номера – **.**.**); 2) нежилое здание с кадастровым номером ... площадью ..., по адресу ... – «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей» (3 этап. Крытая одноэтажная автостоянка) (дата присвоения кадастрового номера – **.**.**); 3) нежилое здание с кадастровым номером ... площадью 182,6 кв.м, по адресу ... – «Крытая одноэтажная автостоянка на 8 машино-мест» (дата присвоения кадастрового номера – **.**.**); 4) нежилое здание с кадастровым номером ... площадью ..., по адресу ... – «Комплекс индивидуальных гаражей» (дата присвоения кадастрового номера – **.**.**.

В здании с кадастровым номером ... расположены помещения – 8 гаражных боксов, принадлежащих Токмакову С.В. (кадастровый по адресу ..., площадь 20 кв.м), Балакшину С.А. (1 бокс с кадастровым номером ... площадью 20 кв.м, 1 бокс с кадастровым номером ... площадью 19,7 кв.м), Бабаеву Р.Б. (кадастровый №... площадью 19,6 кв.м), Богдановой Л.Д. (1 бокс с кадастровым номером ... площадью 19,8 кв.м, 1 бокс с кадастровым номером ... площадью 19,6 кв.м), Торлопову С.Н. (кадастровый №... площадью 20 кв.м), Закс И.О. (кадастровый №... площадью 19,6 кв.м).

В здании с кадастровым номером №... расположены помещения – 7 гаражных боксов, принадлежащих: Груздеву Д.П. (кадастровый №..., площадь 40,3 кв.м), Жигалову А.Н. (кадастровый №..., площадь 23,7 кв.м), Алдонину В.В. (кадастровый №..., площадь 23,7 кв.м), Шинкаревой О.В. (кадастровый №..., площадь 23,7 кв.м), Вихристюку А.С. (кадастровый №..., площадь 23,7 кв.м), Логинову А.Н. (кадастровый №..., площадь 23,7 кв.м), Егоренкову А.С. (кадастровый №..., площадь 23,7 кв.м).

Здание с кадастровым номером 11:05:0201016:5368 принадлежит на праве собственности Закс И.О.

Как следует из объяснений истца, и подтверждается сведениями, представленными по запросу суда Управлением Росреестра по Республике Коми, данные объекты образованы при реконструкции объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 11:05:0201016:4797 общей площадью 1427,1 кв. м, принадлежащего на праве собственности Гончаревич О.Е., из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей».

При этом, право собственности Гончаревич О.Е. на указанный объект недвижимости было прекращено в связи с регистрацией права собственности указанных граждан на нежилые помещения, расположенные в указанных зданиях, на основании заключенных с Гончаревич О.Е. договоров на участие в строительстве объектов.

**.**.** Гончаревич О.Е. обратился в администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... в аренду без проведения торгов для завершения «Реконструкции объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей».

**.**.** администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов по тому основанию, что спорный земельный участок предоставлялся заявителю в аренду на основании договора от **.**.** №... для завершения строительства объекта «стоянка с гаражами боксового типа (Комплекс индивидуальных гаражей)» на три года. Срока договора истек **.**.**.

В ответе от **.**.** администрацией МО ГО «Сыктывкар» истцу отказано в удовлетворении заявления во вводе в эксплуатацию 4 этапа строительства в связи с истечением срока договора аренды.

Судом установлено, что на спорном земельном участке расположен объект незавершенного строительства – нежилое здание (готовность 5 %, кадастровый №...), принадлежащее Гончаревич О.Е., право собственности которого на данный объект зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Коми **.**.** на основании технического плана объекта незавершенного строительства от **.**.**, разрешения на строительство №... от **.**.**, договора аренды земельного участка №... от **.**.**, договора купли-продажи объекта незавершенного строительства от **.**.**.

В обоснование требований о предоставлении земельного участка в аренду Гончаревич О.Е. указывает, что поскольку ему принадлежит объект незавершенного строительства, расположенный на спорном земельном участке, ответчиком ранее утверждена градостроительная документация на объект - «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей», для завершения которой договор аренды не заключался, а равно земельный участок подлежит предоставлению ему для завершения реконструкции без проведения торгов.

В силу ст. 148 Гражданского процессуального кодекса РФ установление правоотношений сторон относится к задачам суда.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 №11 (ред. от 09.02.2012 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» дано разъяснение о том, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

Заявленные истцом требования в указанной части по существу сводятся к признанию его права на предоставление ему администрацией МО ГО «Сыктывкар» в аренду спорного земельного участка без проведения торгов путем заключения соответствующего договора.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившей в силу с 01 марта 2015 года, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно пункту 3 статьи 28 Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, в том числе объектов незавершенного строительства, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

С 1 марта 2015 года случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, урегулированы п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - п. 4 данной статьи. При отсутствии в совокупности предусмотренных указанной нормой условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных п. 5 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 5 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

В силу пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в настоящее время) граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);

2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.

В соответствии с п. 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Таким образом, при отсутствии в совокупности условий пунктов 3 и 4 статьи 39.6 Земельным кодексом Российской Федерации арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 части 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта либо на срок, указанный в пункте 9 настоящей статьи, в случае, если право собственности на объект незавершенного строительства приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса (п. 1.1 ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 8985/08 от 23.12.2008, исходя из положений статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

В частности, в силу пункта 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В свою очередь, подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1.

Пунктом 33 указанного перечня предусмотрено, что право для подачи заявления о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», принадлежит собственнику объекта незавершенного строительства. Вместе с тем при отсутствии зарегистрированного права собственности на данный объект заявитель представляет документы, удостоверяющие (устанавливающие) его права на объект незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В соответствии с п. 1 ст. 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2).

Как следует из положений ст. 621 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора. При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон (п. 1).

Из положений ст. 610 Гражданского кодекса РФ следует, что договор аренды заключается на срок, определенный договором (п. 1). Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

В соответствии с попд. 4 п. 6 ст.44. Устава МО ГО «Сыктывкар» администрация городского округа осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, в порядке и пределах полномочий, установленных Советом городского округа;

В силу ст. 58 Устава к исполнительно-распорядительным полномочиям администрации Эжвинского района по решению вопросов местного значения на территории Эжвинского района, в сфере использования земель относятся, в том числе, подготовка предложений в администрацию городского округа о предоставлении, изъятии (в том числе посредством выкупа) земельных участков в соответствии с порядком, установленным Советом городского округа; подготовка и согласование проектов постановлений администрации городского округа о предоставлении и изъятии (в том числе посредством выкупа) земельных участков; оформление документов на основании принятых постановлений о предоставлении земельных участков; учет плательщиков арендной платы на территории Эжвинского района; контроль за полным и своевременным поступлением в местный бюджет городского округа арендной платы за землю.

Как следует из материалов дела, по договору №... от **.**.** спорный земельный участок предоставлен истцу в аренду для завершения строительства объекта - Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей.

Отказ органа местного самоуправления мотивирован тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.

Сторона ответчика в ходе судебного разбирательства ссылалась на то, что на момент принятия данного решения Гончаревич О.Е. согласно представленным им документам не являлся собственником объекта незавершенного строительства, расположенного в границах испрашиваемого земельного участка, ранее ему спорный участок уже предоставлен для завершения строительства.

Понятие реконструкции содержится в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. На основании пункта 5 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на реконструкцию выдает орган местного самоуправления в соответствии с требованиями статей 51, 52, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Действительно, материалами дела подтверждается, что ранее земельный участок предоставлялся в аренду предыдущему собственнику объекта незавершенного строительства – ООО «Паркинг», затем истцу Гончаревич О.Е. на основании договора аренды от **.**.** – для завершения строительства объекта «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей».

Между тем, данный объект незавершенного строительства в настоящее время как единый объект недвижимого имущества не существует, поскольку при реконструкции изменены параметры объекта капитального строительства, и фактически образованы несколько новых объектов недвижимости.

Право собственности у Гончаревич О.Е. на данный объект прекращено в связи с осуществленной истцом в установленном порядке реконструкцией объекта, образованием в пределах данного объекта новых самостоятельных объектов недвижимого имущества - нежилых помещений, переходом права собственности на них к иным лицам.

Между тем, в настоящее время Гончаревич О.Е. принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства – нежилое здание (готовность 5 %, кадастровый №...). Право собственности истца на данный объект зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Коми **.**.**. Данный объект является самостоятельным объектом права собственности.

Как следует из технического плана объекта незавершенного строительства от **.**.**, который был представлен истцом с целью регистрации права собственности, данный объект принадлежит истцу в объеме, исключающем вновь образованные нежилые помещения.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для разрешения настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами по делу являются предусмотренные подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации условия заключения договора аренды земельного участка с собственником объекта незавершенного строительства.

Материалами дела бесспорно подтверждается наличие на испрашиваемом земельном участке объекта незавершенного строительства, принадлежащего Гончаревич О.Е.

Требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов уполномоченным органом не заявлялось. Спора о границах земельного участка по делу не установлено.

С учетом изложенного, Гончаревич О.Е. как собственник объекта незавершенного строительства, имеет право на реализацию предусмотренной перечисленными нормами земельного законодательства возможности получения земельного участка в аренду для завершения строительства. Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств оснований для отказа истцу в удовлетворении исковых требований в указанной части суд не усматривает.

На основании изложенного суд считает необходимым возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность по заключению с Гончаревич О.Е. договора аренды земельного участка с кадастровым номером ... по адресу ... площадь ... кв.м, для завершения строительства сроком на три года.

Разрешая исковые требования Гончаревич О.Е. о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар», администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обязанности передать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми сведения относительно вида разрешенного использования земельного участка, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 41 Земельного кодекса РФ установлено, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи, в соответствии с которым собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 и действует с 24.12.2014 (далее - Классификатор).

Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).

Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Таким образом, законодателем установлен переходный период для приведения разрешенного использования земельных участков в соответствие с указанным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, предусматривающий право правообладателей использовать земельные участки с тем видом разрешенного использования, который был установлен ранее и вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.

При этом установить вид разрешенного использования земельного участка возможно только после приведения Правил землепользования и застройки данной территории в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Как следует из материалов дела, **.**.** Гончаревич О.Е. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о внесении изменений в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером **.**.** путем подачи достоверных сведений в Кадастровую палату о виде разрешенного использования земельного участка в соответствии с разрешительными документами, проектной документацией, согласно которых земельный участок предоставлен и используется для «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей».

**.**.** Гончаревич О.Е. обратился в Управление Росреестра по Республике Коми с заявлением о регистрации изменений сведений об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.

В ответе от **.**.** Управление Росреестра по Республике Коми уведомило истца об отказе во внесении указанных изменений ввиду того, что соответствующие сведения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка запрошены регистрирующим органом в администрации МО ГО «Сыктывкар», однако не поступили.

**.**.** администрация МО ГО «Сыктывкар» в ответе на межведомственный запрос уведомила Управление Росреестра по Республике Коми, а так же Гончаревич О.Е. о том, что согласно кадастровому паспорту №... от **.**.** земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... имеет следующим характеристики: из земель населенных пунктов, разрешенное использование – стоянка с гаражами боксового типа (комплекс индивидуальных гаражей).

В обоснование исковых требований о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар», администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обязанности передать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми сведения относительно разрешенного использования земельного участка, Гончаревич О.Е. указывает, что содержащиеся в Кадастре недвижимости сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка не соответствуют разрешительной и строительной документации, оформленные в отношении возводимого на участке объекта недвижимости. По мнению истца, вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать цели, для которой участок предоставлен, которой является «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей».

По убеждению суда, истец не представил допустимых доказательств нарушения его прав со стороны ответчиков администрации МО ГО «Сыктывкар», администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Между тем, защите подлежит только нарушенное право.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В силу ч. 2 приведенной нормы действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

С учетом положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Земельным кодексом установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством

Так, законом определен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

Материалами дела подтверждается, что земельный участок предоставлен истцу в аренду на основании договора аренды от **.**.**, заключенного во исполнение решения Эжвинского районного суда г.Сыктывкара от **.**.**, которым на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить истцу в аренду на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный в районе жилого по адресу ... в г.Сыктывкаре, заключить с Гончаревич О.Е. договор аренды земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного в районе жилого по адресу ... в г.Сыктывкаре для завершения строительства гаражного комплекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

По состоянию на момент рассмотрения дела земельный участок с кадастровым номером 11:05:0201016:96 состоит на кадастровом учете в соответствии с действующим законодательством (местоположение границ участка определено с учетом координат характерных точек, с закреплением на местности); имеет следующим характеристики: адрес: Республики Коми, г.Сыктывкар, по адресу ...; площадь 2245+/-17 кв.м; категория земель - из земель населенных пунктов; разрешенное использование – стоянка с гаражами боксового типа (комплекс индивидуальных гаражей); зарегистрированы сведения об аренде земельного участка на срок по **.**.**.

Предоставление земельного участка истцу в аренду было обусловлено обязанностью его использования исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть для размещения объекта - стоянка с гаражами боксового типа (комплекс индивидуальных гаражей).

Органом, уполномоченным на регистрацию прав, истцу было отказано в осуществлении кадастрового учета изменения вида разрешенного использования в связи с отсутствием акта органа власти (органа местного самоуправления) об изменении вида разрешенного использования.

Материалами дела не подтверждается, что Гончаревич О.Е. обращался к органам местного самоуправления с заявлением о приведении вида разрешенного использования спорного земельного участка в соответствие с Классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Между тем, приведенный Классификатор (п. 2.7.1) к виду разрешенного использования «хранение автотранспорта» относит: размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, за исключением гаражей, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 4.9

Таким образом, земельный участок, предназначенный для размещения автостоянок (без разграничения на личное или коммерческое использование), и в силу действующего Классификатора являются самостоятельной (отдельной) категорией.

По убеждению суда, выбранный заявителем вид разрешенного использования с формулировкой «Реконструкция объекта незавершенного строительства из «Крытая одноэтажная автостоянка на 27 мест, без расположения в ней мойки автомобилей» в «Комплекс индивидуальных гаражей», не соответствует ни одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок.

Кроме того, истец обратился к ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования в то время, когда срок действия договора аренды земельного участка истек. По убеждению суда, истцом избран неверный способ защиты права.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в указанной части.

Вместе с тем, истец не лишен возможности вновь обратиться в уполномоченный орган для решения вопроса об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором, в порядке, установленном градостроительным законодательством, Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденными Решением Совета МО городского округа «Сыктывкар» от **.**.** №... с учетом изменений в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Гончаревич Олега Евгеньевича удовлетворить частично.

Признать за Гончаревич Олегом Евгеньевичем право на предоставление земельного участка площадью ... с кадастровым номером ..., расположенного по по адресу ... в аренду однократно без проведения торгов сроком на три года для завершения строительства объекта – нежилое здание с кадастровым номером ....

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» заключить с Гончаревич Олегом Евгеньевичем договор аренды земельного участка площадью ... с кадастровым номером ..., расположенного по по адресу ..., сроком на три года для завершения строительства – нежилое здание с кадастровым номером **.**.**

Исковые требования Гончаревич Олега Евгеньевича к администрации МО ГО «Сыктывкар», администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности передать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми сведения относительно вида разрешенного использования земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено **.**.**.

Судья Е.В. Баудер

Копия верна

2-926/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Гончаревич Олег Евгеньевич
Ответчики
Администрация Эжвинского р-на МО ГО "Сыктывкар"
Администрация МО ГО "Сыктывкар"
Другие
Закс И.О.
Токмаков С.В.
Бабаев Р.Б.
Богданова Л.Д.
Балакшин С.А.
Вихристюк А.С.
Груздев Д.П.
Жигалов А.Н.
Егоренков А.С.
Шинкарева О.В.
Торлопов С.Н.
Алдонин В.В.
Управление Росреестра по РК
Логинов А.Н.
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
28.11.2019Судебное заседание
20.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее