< >
Дело № 5-901/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 апреля 2017 года г.Череповец
Федеральный судья Череповецкого городского суда Вологодской области Усикова Т.А.,
с участием представителя – конкурсного управляющего СХПК «Овощной» Сафоновой В.М.,
рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица Сельскохозяйственного производственного кооператива «Овощной», юридический и фактический адрес: <адрес>
суд установил:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела земельного и экологического контроля администрации Череповецкого муниципального района С. при рассмотрении материалов административного расследования по факту обрушения теплиц СХПК «Овощной» и разбития в них ртутных ламп составлен протокол об административном правонарушении в отношении СХПК «Овощной» по ст.8.2 КоАП РФ, а именно: Лампы марки ДРЛ (ДНаЗ) в количестве около 80-100 штук, предположительно, убранные из рухнувшей теплицы, хранятся в закрытом подсобном помещении здания АБК, в картонных коробках, пластиковых ящиках и полиэтиленовых пакетах. На полу видны следы от разбитой лампы (осколки стекла, цоколь лампы –лд.17 фото №). ( лд17-18). Доступ в разрушенные теплицы запрещен. Также на хранении в закрытом не отапливаемом помещении материального склада находятся около 400-500 натриевых ламп в упаковочной таре и картонных коробках. СХПК «Овощной» осуществлял сбор и хранение ртутных ламп не надлежащим образом, в нарушение требований ст.42 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», а именно п.7 «Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару», п.10(1) «Самостоятельное транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями до первичного места сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп допускается в неповрежденной таре из-под ртутьсодержащих ламп аналогичного размера или иной таре, обеспечивающей сохранность таких ламп при их транспортировании», п.11 «Для транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп используется тара, обеспечивающая герметичность и исключающая возможность загрязнения окружающей среды», п.20 «В случае возникновения у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп аварийной ситуации, в частности боя ртутьсодержащей лампы (ламп), загрязненное помещение должно быть покинуто людьми и должен быть организован вызов специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений».
В судебном заседании представитель – конкурсный управляющий СХПК «Овощной» Сафонова В.М. пояснила, что падение теплиц началось в ДД.ММ.ГГГГ, упало всего 8 теплиц, ртутьсодержащие лампы были только в одной из них. Лампы были сняты без боя, упакованы, вред окружающей среде не причинен.
Представитель Администрации Череповецкого муниципального района в судебное заседание не явилась, письменно просит принять решение в её отсутствие.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Череповецкого муниципального района поступили и зарегистрированы (вход. №, №, №) обращения главы <адрес>, гр. У. и гр. К.
Из обращения главы Администрации Тоншаловского сельского поселения следует, что «на территории бывшего СПХ «Овощной» происходит обрушение теплиц, освещение которых осуществлялось при помощи ламп ДРЛ (ртутных ламп) мощностью: 400 ватт - 1000 шт, 600 ватт - 640 шт. марки «Рефлакс», часть теплиц разрушилась, лампы разбились, произошло заражение почвы, грунтовых вод и окружающей среды. Есть угроза разрушения остальных теплиц и угроза заражения всей площади, занимаемой теплицами».
Из обращения гр. У. в Главное управление МЧС России по Вологодской области следует, что «произошло обрушение теплиц, в которых находились ртутьсодержащие лампы фирмы Рефлакс на 600 и 400 ватт в следующих количествах 8 теплица - 320 ламп, 11 теплица - 320 ламп, салатная линия 440 ламп и рассадное отделение 624 лампы. Руководством СХПК «Овощной» не были приняты надлежащие меры к демонтажу опасного оборудования и дальнейшего его складирования».
Из обращения гр. К. на «телефон доверия» Главного управления МЧС России по Вологодской области следует, что «на территории СХПК «Овощной» находятся овощеводческие теплицы, в которых установлены ртутные лампы для искусственного освещения растений, под тяжестью снега теплицы разрушаются. Заявитель беспокоится за безопасность окружающей среды и просит принять необходимые меры».
В результате выезда на место ДД.ММ.ГГГГ специалистом отдела земельного и экологического контроля С., главным специалистом - экспертом ТО «Роспотребнадзор» Управления по Вологодской области А., в присутствии представителя конкурсного управляющего СХПК З. установлено, что на момент осмотра территории площадь предприятия находится под снежным покровом, следов техники от уборки снега не наблюдается. Под воздействием большой массы снега, разрушены крыши у восьми теплиц, в одной из которых были лампы, по словам З., около 300 штук. Лампы марки ДРЛ (ДНаЗ) в количестве около 80-100 штук, предположительно, убранные из рухнувшей теплицы, хранятся в закрытом подсобном помещении здания АБК, в картонных коробках, пластиковых ящиках и полиэтиленовых пакетах. На полу видны следы от разбитой лампы (осколки стекла, цоколь лампы). (лд.17 фото №). Доступ в разрушенные теплицы был запрещен, по причине возможного дальнейшего обрушения. Ввиду разрушения крыши у теплицы, где были установлены лампы, можно предположить существование возможности разбития ламп в теплице. Также на хранении в закрытом не отапливаемом помещении материального склада находятся около 400-500 натриевых ламп в упаковочной таре и картонных коробках. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №, код отхода - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (4 71 101 01 52 1) класс опасности - 1, и код отхода - бой стеклянный ртутных ламп и термометров с остатками ртути (4 71 311 11 49 1) класс опасности - 1.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу закона, административная ответственность по ст.8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу ст.42 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Согласно положениям «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», образование и накопление осуществляется непосредственно потребителем ртутьсодержащих ламп.
Под накоплением, согласно указанных Правил, понимается хранение потребителем ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп.
В силу п.7 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 года №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.
Ртутьсодержащие люминесцентные лампы отнесены к 1 классу опасности в соответствии с п.2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1386-03) и являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
Согласно п.10 Правил, транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов.
Согласно п.10(1) Правил, самостоятельное транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями до первичного места сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп допускается в неповрежденной таре из-под ртутьсодержащих ламп аналогичного размера или иной таре, обеспечивающей сохранность таких ламп при их транспортировании.
Согласно п.11 Правил, для транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп используется тара, обеспечивающая герметичность и исключающая возможность загрязнения окружающей среды.
Согласно п.20 Правил, в случае возникновения у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп аварийной ситуации, в частности боя ртутьсодержащей лампы (ламп), загрязненное помещение должно быть покинуто людьми и должен быть организован вызов специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений.
Обезвреживание ртутного загрязнения может быть выполнено потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) самостоятельно с помощью демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.
Кроме этого, факт совершения правонарушения юридическим лицом СХПК «Овощной» подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении СХПК «Овощной»,
- сообщением главы <адрес> М.,
- сообщениями начальника ГУ МЧС России по ВО Б.,
- обращениями от бывших работников СХПК «Овощной»,
- рапортом ст. о/д ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по ВО» Ш.,
- актом обследования территории СХПК «Овощной» от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалами,
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ,
- сведениями из ЕГРЮЛ, согласно которого юридическое лицо СХПК «Овощной» находится в стадии ликвидации, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица Сафонова В.М. - конкурсный управляющий.
На фото № лд.17 видно место подсобного помещения здания АБК, где на полу в картонных коробках и полиэтиленовых мешках хранятся ртутьсодержащие лампы, одна лампа разбита, на полу лежат её цоколь и осколки в нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств.
Исследовав доказательства по делу, считаю, что вина СХПК «Овощной» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ доказана полностью.
Оценив изложенное в совокупности, суд квалифицирует правонарушение юридического лица СХПК «Овощной» по ст.8.2 КоАП РФ как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей …, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей.
Минимальный размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ составляет 100.000 рублей.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, учитывая характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также наличие смягчающего обстоятельства – принятие мер по устранению последствий совершения административного правонарушения, и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, считаю возможным применить положения ст.4.1 ч.3.2, ч.3.3 КоАП РФ, и назначить СХПК «Овощной» административное наказание в виде штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении СХПК «Овощной» предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ и ст.24.5 КоАП РФ по делу не усматривается.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10, ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ,
суд постановил:
Юридическое лицо Сельскохозяйственный производственный кооператив «Овощной», юридический и фактический адрес: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, применив требования ст.4.1 ч.3.2, ч.3.3 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 рублей (пятьдесят тысяч рублей).
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий горсуд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Федеральный судья Т.А. Усикова
Реквизиты по уплате административного штрафа:
Банк получателя: УФК по Вологодской области (Администрация Череповецкого муниципального района, л/с 04303258010) ИНН 3523002713, КПП 352801001, р/с 40101810700000010002, Отделение Вологда г.Вологда, БИК 041909001, КБК 80111690050050000140, ОКТМО 19656000,
Протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в уголовную канцелярию Череповецкого городского суда (162602, г.Череповец, ул.Труда, 37 каб.11).
Согласно ч.5 ст.32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в срок, указанный в ст.32.2 КоАП РФ, принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.