Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 05 июня 2017 года
Ленинский районный суд <адрес> ФИО1 Республики в составе:
председательствующего судьи Башуева А.С.,
при секретаре ФИО4,
с участием истца ФИО3,
представителя ответчика ФИО1 по ФИО1 Республике, действующего по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний ФИО1 по ФИО1 Республике о признании права на одновременное получение пенсии по выслуге лет и ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением служебных обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний ФИО1 по ФИО1 Республике о взыскании ежемесячных выплат в возмещении вреда здоровью, мотивируя свои требования тем, что он проходил службу в учреждениях ФИО1 по ФИО1 Республике. Уволен ФИО2 начальника ФИО1 по ФИО1 Республике от 17.02.2012 №-лс по п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет на момент увольнения составила в календарном исчислении 15 лет 04 месяца 17 дней, в льготном исчислении 20 лет 11 месяцев 18 дней. При прохождении военно-врачебной комиссии ФКУ ЦМСР ему установлена черепно-мозговая травма, полученная в результате произошедшего ДТП при следовании на место службы. На основании свидетельства о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ и медицинского освидетельствования в ФКУ ГБ МСЭ по ФИО1 Республике ему установлена вторая группа инвалидности 2-группы, причина инвалидности «военная травма» и ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Согласно акту комиссионного судебно-медицинского исследования ГКУ РБ СМЭ от ДД.ММ.ГГГГ № определена стойкая утрата профессиональной трудоспособности 90 %. После увольнения со службы ему была установлена пенсия по инвалидности вследствие «военной травмы». Так же ФИО2 начальника ФИО1 по ФИО1 Республике от ДД.ММ.ГГГГ № первоначально ему были назначены выплаты ежемесячных сумм в возмещении вреда здоровью на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. После установления ДД.ММ.ГГГГ инвалидности вследствие «военной травмы» бессрочно, ФИО2 начальника ФИО1 Республике от ДД.ММ.ГГГГ № ему установлена выплата ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление в пенсионный отдел ФИО1 по ФИО1 Республике с просьбой назначить ему пенсию по выслуге лет, так как размер указанной пенсии незначительно увеличивался, но главная цель была избежать вычета пенсии из ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью, так как с повышением пенсии настолько же уменьшалась ежемесячная денежная компенсация (ЕДК), и с этой даты ему назначена пенсия по выслуге лет, но при этом приостановили выплату ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, ссылаясь на изменившиеся условия. При обращении ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на имя начальника ФИО1 по ФИО1 Республике с просьбой разобраться в сложившейся ситуации по не выплате указанных денежных средств им ответ не получен. На устные обращения ему разъяснили, что уволенному сотруднику при назначении пенсии по выслуге лет не производится выплата ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью. Считает, что должностные лица ФИО1 по ФИО1 Республике незаконно приостановили ему указанные выплаты в нарушение федерального закона и постановления Конституционного Суда РФ, а также он не был уведомлен письменно и не было вынесено протокола постоянно действующей комиссии при ФИО2 о прекращении ему выплат ЕДК, что является грубейшим нарушением его прав. Сегодня единственным источником дохода его семьи является его пенсия и выплаты в возмещение вреда здоровью, прекратив которые должностные лица ФИО1 по ФИО1 Республике нарушили его имущественные права. Он инвалид 2-группы вследствие «военной травмы», инвалидность установлена бессрочно, ФИО2 начальника ФИО1 по ФИО1 Республике от № от ДД.ММ.ГГГГ установлена выплата ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью бессрочно. В связи с чем считает, что имеет место нарушение его прав, выразившиеся в незаконном приостановлении выплат в возмещение вреда здоровью На его иждивении трое детей, из которых двое студенты, обучающиеся на контрактной основе. В связи с изложенным просит суд обязать ФИО1 по ФИО1 Республике производить ему выплату ежемесячных сумм в возмещении вреда здоровью, оставить за ним право на получении пенсии по выслуге лет и ежемесячной денежной компенсации одновременно, а также взыскать возникшую по их вине задолженность по ежемесячным выплатам, возникшую с момента назначения мне пенсии по выслуге лет.
В судебном заседании истец ФИО3 уточнил свои исковые требования, а именно просил суд признать за ним право на получение пенсии по выслуге лет и ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью в размере утраченного денежного довольствия по состоянии на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера пенсии по инвалидности и обязать ФИО1 по ФИО1 Республике выплачивать ему пенсию по выслуге лет и ежемесячную денежную компенсацию в счет возмещения вреда, причиненного здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере, который причитался ему со дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ до изменения условий, влияющих на указанные выплаты, с учетом уточнений поддержал свои исковые требования и просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представителем ФИО2 по ФИО1 Республике, действующего по доверенности ФИО5 в судебном заседании представлено возражение на исковые требования ФИО3, в котором он указал, что частью 5 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ) установлено, что при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы -1;
2) в отношении инвалида II группы - 0,5;
3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
Т.е. основанием для назначения и выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации является установление сотруднику инвалидности вследствие военной травмы. ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До ДД.ММ.ГГГГ основанием для рассмотрения соответствующими комиссиями вопроса о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью гражданам Российской Федерации являлась совокупность следующих условий:
получение увечья или иного повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей, подтвержденное заключением служебной проверки;
вынесение заключения военно-врачебной комиссией о причинной связи данного увечья или иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма», при установлении категории годности к службе в формулировке «ограниченно годен к военной службе либо «не годен к военной службе»;
издание ФИО2 об увольнении со службы по основаниям, установленным пунктами «ж» и «з» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
установление инвалидности вследствие военной травмы и определение стойкой утраты трудоспособности в процентах;
назначение пенсии по инвалидности вследствие военной травмы.
Согласно пункту 11 Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденных ФИО2 ФСИН ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), на основании решения комиссии о производстве выплаты издается ФИО2 руководителя (учреждения) о производстве выплаты. Пунктом 21 Правил определен срок, в течение которого финансовым подразделением (бухгалтерией) производится выплата ежемесячной денежной компенсации. Таким образом, выплата ранее назначенной ежемесячной денежной компенсации производится в течение срока, установленного ФИО2 территориального органа (учреждения) уголовно-исполнительной системы. В случае изменения одного из условий, на основании которого ранее осуществлялось назначение ежемесячной денежной компенсации, и был издан ФИО2 территориального органа, указанные выплаты прекращаются. В том числе и при изменении вида получаемой пенсии с пенсии по инвалидности на пенсию за выслугу лет; окончании срока свидетельствования по группе инвалидности; изменении группы инвалидности. Для возобновления выплат ежемесячной денежной компенсации гражданину Российской Федерации необходимо обратиться в комиссию с соответствующим заявлением, рассмотрение которого после ДД.ММ.ГГГГ осуществляется в соответствии со статьей 12 Федерального закона в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. Из положений ч. 5 ст. 12 Федерального закона, п. 9 и 20 Правил следует, что реализация права гражданина Российской Федерации на назначение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью носит заявительный характер. До подачи соответствующего заявления о рассмотрении вопроса о назначении выплат ежемесячной денежной компенсации право на указанные выплаты не может быть реализовано в рамках специального законодательства, действующего в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы. В конце 2016 года ФИО3 обратился с заявлением о переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по выслуге лет. В соответствии с заявлением ФИО3 был переведен на пенсию по выслуге. Выплаты ежемесячной денежной компенсации, соответственно, были прекращены, т.к. основанием для выплат, в соответствии с ФИО2 ФСИН ФИО1 № было назначении пенсии по инвалидности, с учетом изложенного исковые требования ФИО3 не признал и просил суд отказать в их удовлетворении.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит исковые требования ФИО3 подлежащими удовлетворению.
Из представленных истцами документов видно, что ФИО2 по ФИО1 Республике от ДД.ММ.ГГГГ №-лс ФИО3 уволен по п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья) с ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет ФИО3 на момент увольнения в льготном исчислении составляет 20 лет 11 месяцев 18 дней.
Согласно заключению акта комиссионного судебно-медицинского исследования от ДД.ММ.ГГГГ № процент стойкой утраты общей трудоспособности ФИО3 составляет 90 %.
ФИО2 по ФИО1 Республике от ДД.ММ.ГГГГ №-лс ФИО3 назначена ежемесячная денежная компенсация в размере 90 процентов утраченного денежного довольствия утраченного в результате полученной травмы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ серии МСЭ-2012 № ФИО3 повторно установлена инвалидность второй группы с указанием причины «Военная травма», бессрочно.
ФИО2 по ФИО1 Республике от ДД.ММ.ГГГГ №-лс ФИО3 назначена ежемесячная денежная компенсация в размере 90 процентов утраченного денежного довольствия утраченного в результате полученной травмы с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился с письменным заявлением в ФИО1 по ФИО1 Республике о переводе с пенсии по инвалидности, на пенсию за выслугу лет с выплатой ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда с ноября 2016 года.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО3 отказано со ссылкой на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ, вместе с тем ФИО3 разъяснено, что в случае изменения одного из условий, на основании которого ранее осуществлялось назначение ежемесячной компенсации и был издан ФИО2 территориального органа, указанные выплаты прекращаются, в том числе и при изменении вида получаемой пенсии с пенсии по инвалидности на пенсию по выслуге лет.
Установленный в качестве основы конституционного строя социальный характер государства, в соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, предполагает заботу о тех членах общества, которые в силу ограниченных возможностей, вызванных различными жизненными факторами, оказываются временно или постоянно неспособными обеспечить необходимый уровень жизни для себя и нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ) в случае причинения сотруднику, имеющему специальное звание и проходящему службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в названных учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки «Фамилия обезличена» ч. 5 ст. 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации лицам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - инвалидам вследствие военной травмы, получающим пенсию за выслугу лет.
Вышеуказанным Постановлением Конституционный Суд РФ распространил правовые позиции, выраженные в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, на всех имеющих специальные звания сотрудников учреждений и органов, перечисленных в названном Федеральном законе, которые признаны инвалидами вследствие военной травмы, независимо от вида назначенной им пенсии, в том числе на лиц, уволенных со службы в органах уголовно-исполнительной системы.
Из Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.02.2015
№-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П следует, что одним из основных условий выплаты ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью сотруднику уголовно-исполнительной системы ранее являлось и является в настоящее время не только причинение ему увечья при исполнении служебных обязанностей, исключающего для него возможность дальнейшего прохождения службы, но и имеют право на компенсацию независимо от получаемой ими пенсии.
Из пункта 4 приведенного Постановления следует, что условия предоставления ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику органов уголовно-исполнительной системы в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивать её получение указанными лицами, признанными инвалидами вследствие военной травмы, в зависимости лишь от степени утраты трудоспособности, а не от вида получаемой ими пенсии.
Вместе с тем, суд учитывает, что в силу ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации и ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» сформулированная в приведенном Постановлении правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит учету правоприменительными органами с момента провозглашения данного постановления.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что закрепленное в Конституции РФ положение о её высшей юридической силе означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и иными нормативными правовыми актами.
Более того согласно правовой позиции, содержащейся в Федеральном законе «О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», законодатель даёт право сотруднику уголовно-исполнительной системы, получившим военную травму и впоследствии уволенному со службы, возможность выбора пенсии за выслугу лет, либо по инвалидности, когда он имеет право на их одновременную выплату.
Таким образом, разрешая спор, применяя положения закона, регулирующие возникшие между сторонами отношения, суд с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, а так же установленных в судебном заседании обстоятельств, приходит к выводу, что ФИО3 имеет право на получение одновременно ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с военной травмой и пенсии по выслуге лет, так как право выбора пенсии принадлежит исключительно истцу.
Принимая во внимание указанные обстоятельства и приведенные нормы действующего законодательства, отказ ФИО1 по ФИО1 Республике о переводе ФИО3 на пенсию по выслуге лет, с продолжением выплат ранее установленной ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия, за вычетом размера пенсии по инвалидности, нельзя признать законным.
Разъяснения, содержащиеся в письме ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, и изложенные в возражениях представителя ФИО1 по ФИО1 Республики, о действии ФИО2 ФСИН ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы и членам их семей», не могут быть приняты судом во внимание, поскольку конституционное право истца на социальное обеспечение, гарантированное Конституцией Российской Федерации, не может быть ограничено.
Установив юридически значимые обстоятельства по делу, принимая во внимание, что истец обратился с заявлением о выплате ему пенсии по выслуге лет, суд приходит к выводу, что ФИО1 по ФИО1 Республике обязано с момента обращения ФИО3 производить ему выплаты пенсии по выслуге лет, и истец сохраняет за собой право на получение денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, в размере утраченного довольствия по состоянию на день увольнения со службы, за вычетом пенсии по инвалидности, то есть в размере, который причитался ему до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ.
При таких обстоятельствах, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний ФИО1 по ФИО1 Республике о признании права на одновременное получение пенсии по выслуге лет и ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением служебных обязанностей, удовлетворить.
Признать за ФИО3 право на получение пенсии по выслуге лет и ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по ФИО1 Республике выплачивать ФИО3 пенсию по выслуге лет и ежемесячную денежную компенсацию в счет возмещения вреда, причиненного здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере, который причитался со дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О внесении изменения в ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до изменения условий, влияющих на указанные выплаты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ФИО1 Республики через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий А.С. Башуев
копия верна
Судья А.С. Башуев