Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Железногорск-Илимский 27 апреля 2017г.
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Чемодановой О.В., при секретаре Литвинцевой Т.И., с участием прокурора Бобрик А.А., представителя ответчика Коротковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-422/2017 по иску прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Речушинского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнеилимского района Иркутской области обратился в Нижнеилимский районный суд Иркутской области с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Речушинского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг.
В обоснование своих исковых требований указал, что прокуратурой Нижнеилимского района проведена проверка исполнения администрацией Речушинского сельского поселения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, в том числе связанных с реализацией инвестиционных проектов и прохождении других разрешительных процедур, по результатам которой установлено следующее.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплено право заявителей на получение муниципальных услуг в электронной форме. Вместе с тем, в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
Из ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.12.2009г. №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» утвержден сводный перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также рекомендовано органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных муниципальных услуг руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложениям данного распоряжения. В силу приложения *** указанного распоряжения Правительства Российской Федерации органу местного самоуправления до *** необходимо обеспечить возможность для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг мониторинг хода предоставления услуги, а до *** обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований законодательства администрацией поселения муниципальные услуги в электронной форме не предоставляются. Администрацией поселения не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, что подтверждается письменной информацией администрации поселения и отсутствием размещенных сведений о предоставляемых муниципальных услугах на Портале Государственных и муниципальных услуг Иркутской области в сети Интернет ***
В силу требований п.п. 5, 7, 13 ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, в данном случае установление порядка предоставления муниципальных услуг, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления, устранение необоснованных запретов и ограничений относится к мерам по противодействию коррупции. Возможность получения муниципальных услуг в электронном виде предусмотрена законодателем для минимизации непосредственных контактов заявителей и муниципальных служащих с целью недопущения коррупционных проявлений. Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронном виде может повлечь за собой коррупционные проявления со стороны муниципальных служащих. Подобная ситуация лишает субъекты предпринимательской деятельности возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, что противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства установленным ст. 6 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации и обеспечение благоприятных условий, для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Статьями 4, 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Таким образом, неисполнение администрацией поселения требований федерального законодательства в сфере оказания муниципальных услуг гражданам и иным заявителям влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц, так как нарушение законодательства влечет невозможность достижения основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, таких как правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя и.т.д.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Просит суд обязать администрацию Речушинского сельского поселения устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг путем размещения на сайте *** Реестра муниципальных услуг и обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение *** месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Бобрик А.А. исковые требования поддержала, в их обоснование привела аналогичные доводы.
Представитель ответчика - администрации Речушинского сельского поселения Нижнеилимского района Короткова О.А., действующая ***, в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что муниципальные услуги в поселении оказываются в полном объеме. В настоящее время ведется работа по внесению информации о муниципальных услугах, регламентов предоставления муниципальных услуг и документов к ним в информационную систему ***
Выслушав помощника прокурора Бобрик А.А., представителя ответчика Короткову О.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В п.3 ст.5 Закона №210-ФЗ закреплено право заявителей на получение муниципальных услуг в электронной форме. Вместе с тем, в соответствии п.2 ч.1 ст.6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
Из ч. 1 ст. 10 Закона № 210-ФЗ следует, что при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.12.2009г. №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» утвержден сводный перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также рекомендовано органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных муниципальных услуг руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложениям данного распоряжения. В силу приложения *** указанного распоряжения Правительства Российской Федерации органу местного самоуправления до *** необходимо обеспечить возможность для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг мониторинг хода предоставления услуги, а до *** обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом.
В материалы дела представлено решение администрации Речушинского сельского поселения от ***. *** «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых Речушинским сельским поселением».
Согласно перечню муниципальных услуг муниципального образования «Речушинское сельское поселение» администрацией Речушинского сельского поселения должны предоставляться муниципальные услуги в сферах: ***
Согласно представленному суду прокурором в обоснование заявленных исковых требований акту от ***., по результатам проверки прокуратурой Нижнеилимского района официального сайта *** в сети «Интернет» установлено, что администрацией Речушинского сельского поселения в нарушение требований ст.ст.5,10 Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжения Правительства РФ от 17.12.2009г. №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», - не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме.
Доказательств предоставления муниципальных услуг путем размещения на сайте *** Реестра муниципальных услуг и обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.
Таким образом, результаты проверки свидетельствуют о том, что администрацией Речушинского сельского поселения не выполняются требования действующего законодательства об организации предоставления муниципальных услуг.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования прокурора Нижнеилимского района Иркутской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Речушинского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, удовлетворить.
Обязать администрацию Речушинского сельского поселения в течение *** месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг путем размещения на сайте *** Реестра муниципальных услуг и обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения – с 03.05.2017г.
Судья О.В.Чемоданова