2 – 3327 \ 2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
28 ноября 2016 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Вахромеевой Е.П.,
с участием представителя Яковлева В.А. и Магаляс Г.Ф.- Корниенко А.Г., представителя ГБПОУ КК АСТ- Грачевой Е.А. и Синяпко М.В., представителя ФГБУ « ФКП Росреестра « -Антонова Р.В., представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края Никифоровой О.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Яковлева В. А., Магаляс Г. Ф. к Государственному бюджетному профессиональному образовательном учреждению « Анапский сельскохозяйственный техникум « об уточнении места расположения земельных участков, устранении кадастровой ошибки и установлении границ земельных участков,
у с т а н о в и л:
Яковлев В.А., Магаляс Г. Ф. обратились в суд с иском к Государственному бюджетному профессиональному образовательном учреждению « Анапский сельскохозяйственный техникум « об уточнении места расположения земельных участков, устранении кадастровой ошибки и установлении границ земельных участков.
В обоснование своих требований указали, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 13.05.2016г., и свидетельств о государственной регистрации права от 25 мая 2016 года им на праве общедолевой собственность, принадлежит по 1\2 доли на земельный участок площадью 27000 кв. м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Анапский, категория земель не установлена, разрешенное использование - для ведения крестьянского хозяйства. Объектов недвижимости на данном земельном участке нет.
По их заявке был изготовлен межевой план с целью уточнения местоположения и фактической площади земельного участка.
Решением Филиала федерального государственного бюджетного учреждения (Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю № 2343/5/16-164650 от 17.05.2016г. приостановлено осуществление кадастрового учета нашего земельного участка, по основаниям, указанным в пунктах 5 и 2 части 2 статьи 26 Федерального Закона «0 государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ, якобы, в связи с тем, что при нанесении координат на кадастровую карту границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу г. Анапа, в границах квартала ул. Мирная - ул. Объездная –Сyпcexское шоссе, находящегося в пользовании у ответчика.
Ссылаясь на приведенное истцы просили обязать Филиал государственного бюджетного учреждения «Федеральная государственная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю внести сведения в государственный кадастр недвижимости на земельные участки с кадастровыми номерами № согласно представленного межевого плана.
В судебном заседании представитель истцов требования поддержал, приведя те же доводы и уточнил, что просит их удовлетворить с учетом экспертного заключения.
При этом просил признать внесенные в Государственный кадастр недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Краснодарского края и принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Анапский сельскохозяйственный техникум» - кадастровой ошибкой.
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю исправить кадастровую ошибку, путем внесения в сведения ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером № изменений в части местоположения границ земельного участка, согласно координат поворотных точек границ, описанных в межевом плане от 12.05.2016 года выполненном кадастровым инженером Забудько В. С..
В судебном заседании представители ГБПОУ КК « Анапский сельскохозяйственный техникум « требования не признали, представив письменные возражения относительно заявленных требований.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края требования не поддержала, представив письменные возражения относительно заявленных требований.
В судебном заседании представитель ФГБУ « ФКП Росреестра « просил вынести решение на усмотрение суда. Сославшись на то, что кадастровая ошибка подлежит исправлению.
Представитель Территориального Управления по Краснодарскому краю федерального агенства по управлению государственным имуществом, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 13.05.2016г., и свидетельств о государственной регистрации права от 25 мая 2016 года истцам на праве общедолевой собственность, принадлежит по 1\2 доли на земельный участок площадью 27000 кв. м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Анапский, категория земель не установлена, разрешенное использование - для ведения крестьянского хозяйства. Объектов недвижимости на данном земельном участке нет.
По заявке истцов был изготовлен межевой план с целью уточнения местоположения и фактической площади земельного участка.
Решением Филиала федерального государственного бюджетного учреждения (Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю № 2343/5/16-164650 от 17.05.2016г. приостановлено осуществление кадастрового учета нашего земельного участка, по основаниям, указанным в пунктах 5 и 2 части 2 статьи 26 Федерального Закона «0 государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ, якобы, в связи с тем, что при нанесении координат на кадастровую карту границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу г. Анапа, в границах квартала ул. Мирная - ул. Объездная –Сyпcexское шоссе, находящегося в пользовании у ответчика.
Согласно заключению ООО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗ И КОНСАЛТИНГА «ЭКСКО» от 20.10.2016 года №019-16/ос, в ходе проведения экспертного осмотра предполагаемого места расположения земельного участка было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № на местности не обозначены какими-либо долговременными межевыми знаками, таким образом установить фактическую площадь и конфигурацию земельного участка по адресу: Краснодарский край, район Анапский с кадастровым номером № не представляется возможным.
В ходе проведения экспертного осмотра предполагаемого места расположения земельного участка было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № на местности не обозначены какими-либо долговременными межевыми знаками, таким образом установить соответствуют ли фактические границы, площадь, конфигурация земельного участка по адресу: Краснодарский край, район Анапский с кадастровым номером № данным, указанным в правоустанавливающем документам не представляется возможным.
В ходе проведения экспертного осмотра предполагаемого места расположения земельного участка было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № на местности не обозначены какими-либо долговременными межевыми знаками, таким образом установить, соответствуют ли фактические границы, площадь, конфигурация земельного участка по адресу: Краснодарский край, район Анапский с кадастровым номером № сведениям и данным Государственного кадастра недвижимости не представляется возможным.
В ходе проведения экспертного осмотра было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № на местности не обозначены какими-либо долговременными межевыми знаками, таким образом, установить фактическую площадь и конфигурация земельного участка по адресу: Краснодарский край, г. Анапа с кадастровым номером № не представляется возможным.
В ходе проведения экспертного осмотра было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № на местности не обозначены какими-либо долговременными межевыми знаками, таким образом, установить соответствуют ли фактические границы, площадь, конфигурация земельного участка по адресу: Краснодарский край, район Анапский с кадастровым номером № данным, указанным в правоустанавливающем документам не представляется возможным.
В ходе проведения экспертного осмотра было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № на местности не обозначены какими-либо долговременными межевыми знаками, таким образом, установить соответствуют ли фактические границы, площадь, конфигурация земельного участка по адресу: Краснодарский край, район Анапский с кадастровым номером № сведениям и данным Государственного кадастра недвижимости не представляется возможным.
Эксперт находит один вариант установления границ междуземельным участком по адресу: Краснодарский край, район Анапскийс кадастровым номером № и земельного участка поадресу: Краснодарский край, район Анапский с кадастровым № в соответствии с правоустанавливающими
документами и данными, содержащими в Государственном кадастре недвижимости, а именно: по координатам поворотных точек границ, описанных в Таблице 1.
В ходе проведения настоящей экспертизы, было установлено, что имеется пересечение границ земельного участка с кадастровым номером № с земельным участком с кадастровым номером №, вследствие того что при уточнении границ и площади земельного участка с кадастровым номером № была допущена кадастровая ошибка, а именно: не были учтены границы земельного участка с кадастровым номером №, указанных на Чертеже, что привело к пересечениюграниц земельного участка с кадастровым номером № границами земельного участка с кадастровым номером № имеющего уточненные границ и площадь. Для исправления выявленного наложения необходимо внести в сведения Государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером № изменения в части местоположения границ и площади, согласно координат поворотных точек границ, описанных в Таблице № 1. Расположение границ земельных участков представлено на Приложении 3.
Суд полагает, что данное экспертное заключение может быть положено в основу решения суда, поскольку вывод эксперта мотивированы, содержат ссылки на нормативные акты, даны специалистом с достаточным опытом работы по специальности. Вывод содержащиеся в экспертном заключении сторонами и лицами участвующим в деле, не оспариваются.
В силу п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использование, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя, в частности, определение объекта землеустройства на местности и их согласование.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из положений ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
В силу п. 7 ст. 38 названного Федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре).
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В пункте 3 части 1 статьи 7 Закона о кадастре закреплено, что описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в ГКН.
В части 1 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона о кадастре).
В межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2 статьи 38 Закона о кадастре).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из пункта 4 названной статьи, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Процедура исправления кадастровой ошибки также урегулирована Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона N 221-ФЗ.
Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Исходя из смысла и содержания приведенных норм материального права, регулирующих вопросы кадастрового учета объектов недвижимости, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по ст. 22 Закона о кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристики земельного участка.
В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 31 августа 2011 года №ОГ-Д23-1168) один объект недвижимости может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания, строения, сооружения на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. ст. 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. При этом действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в частности восстановлению земельных участков в прежних границах, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков.
Из заключения проведенной по делу судебной экспертизы следует, что выявленная в кадастровая ошибка в документах, на основании которых земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:30, ставился на кадастровый учет, подлежит исправлению путем исправления сведений о местоположении границ и площади земельного участка ответчиков.
Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана. В случае если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка, либо представителем заявителя (части 1, 3 статьи 20 Закона о кадастре), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Поскольку ответчики добровольно не желают внести изменения в сведения ГКН о земельном участке с кадастровым номером № устранить выявленное пересечение границ земельных участков возможно, путем внесения в сведения ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером № изменений в части местоположения границ, согласно координат поворотных точек границ, описанных в межевом плане от 12.05.2016 года выполненном кадастровым инженером Забудько В. С..
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ « ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ « ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 12.05.2016 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: