Дело №2а-379/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 мая 2019 года г. Гурьевск
Гурьевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Левченко Е.В.,
при секретаре Булатовой И.А.,
с извещением участников процесса,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации Гурьевского городского поселения к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области, Новокузнецкому межрайонному отделу судебных приставов по исполнению общественно значимых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Гурьевского городского поселения обратилась в суд с административным иском, в котором просит уменьшить сумму исполнительского сбора с 50000 руб. до 37500 руб. по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что Новокузнецким межрайонным отделом судебных приставов по исполнению общественно значимых исполнительных производств УФССП России по Кемеровской области было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП по исполнительному листу № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Гурьевским городским судом Кемеровской области по делу №2а-352/2018 об обязании администрации Урского сельского поселения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, а также разработать нормативно-правовой акт, регулирующий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации Урского сельского поселения исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Административный истец ссылается в иске на заключение дополнительного соглашения от 01.02.2019 между администрацией Урского сельского поселения и администрацией Гурьевского муниципального района о передаче осуществления части своих полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, которое является неотъемлемой частью соглашения о передаче администрацией Урского сельского поселения осуществления части своих полномочий администрации Гурьевского муниципального района от 09.11.2018. Также в подтверждение того, что администрация района приняла на себя обязательства по исполнению вышеуказанных полномочий, было принято Постановление администрации Гурьевского муниципального района № 274 от 28.03.2019 «О наделении обязанностями (присвоении статуса) специализированной службы по вопросам похоронного дела». Ввиду чего решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 14.06.2018 не исполнено в установленный срок.
Административный истец просит с учетом степени вины должника, его имущественного положения, уменьшить сумму исполнительского сбора.
Представитель административного истца администрации Урского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административных ответчиков УФССП России по Кемеровской области, Новокузнецкого межрайонного отдела судебных приставов по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, письменные возражения суду не представили.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которому принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ч.1 ст. 5).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (часть 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2).
Как следует из материалов дела, решением Гурьевского городского суда Кемеровской области от 14.06.2018 года, вынесенным по делу №2а-352/2018, удовлетворены исковые требования Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Урского сельского поселения, решение вступило в законную силу. Данным решением администрация Урского сельского поселения обязана создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, а также разработать нормативно-правовой акт, регулирующий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения (л.д. 9-10).
На основании исполнительного листа № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Гурьевским городским судом Кемеровской области по делу №2а-352/2018, постановлением судебного пристава исполнителя НМОСП по исполнению общественно значимых исполнительных производств УФССП России по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации Урского сельского поселения. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления, должник был предупрежден о последствиях неисполнения требований должностного лица (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области вынесено постановление о взыскании с администрации Урского сельского поселения исполнительского сбора в размере 50000руб. (л.д.3).
01.02.2019 между администрацией Урского сельского поселения и администрацией Гурьевского муниципального района заключено дополнительно соглашение о передаче осуществления части своих полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, которое является неотъемлемой частью соглашения о передаче администрацией Урского сельского поселения осуществления части своих полномочий администрации Гурьевского муниципального района от 09.11.2018 (л.д.11-14).
Постановлением администрации Гурьевского муниципального района № 274 от 28.03.2019 «О наделении обязанностями (присвоении статуса) специализированной службы по вопросам похоронного дела» администрация района приняла на себя обязательства по исполнению вышеуказанных полномочий (л.д.15)
Согласно выпискам администрации Урского сельского поселения бюджет поселения является дотационным, задолженность по неисполненной части бюджета составляет на 01.05.2019 2322262,91 руб. (л.д.7,8).
Учитывая существо постановленного решения, а также что полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела переданы администрации Гурьевского муниципального района, суд считает, что данное решение исполнить в установленный законом пятидневный срок не представляется возможным, поскольку это требует значительных финансовых и временных затрат.
Принимая во внимание, что административным истцом приняты соответствующие меры по исполнению решения суда, суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, уменьшив на четверть максимальный размер исполнительского сбора, взысканного с должника судебным приставом-исполнителем, то есть до 37500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск администрации Гурьевского муниципального района об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Новокузнецкого МОСП по исполнению общественно значимых исполнительных производств УФССП России по Кемеровской области от 23.04.2019 года, по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, установив исполнительский сбор в размере 37500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья: (подпись) Е.В.Левченко
Мотивированное решение изготовлено 31.05.2019.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-379/2019 (УИД №42RS0004-01-2019-000568-91) Гурьевского городского суда Кемеровской области