РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2017 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю., при секретаре Власовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Житченко В.В. к Администрации Рузского городского округа Московской области о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным и обязании предоставить земельный участок в собственность за плату.
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ Администрации Рузского городского округа Московской области от (дата) № в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером и обязать Администрацию Рузского городского округа Московской области предоставить истцу в собственность за плату равной ... от кадастровой стоимости земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью ... категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства складских помещений", расположенный по адресу (адрес).
Требования мотивированы тем, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью ... категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства складских помещений", расположенный по адресу (адрес). Данный земельный участок принадлежит Житченко В.В. на основании договора аренды № от (дата), зарегистрированного в УФСГРКК по МО (дата) регистрационная запись №.В (дата) Житченко В.В. было получено разрешение на строительство № и №.В (дата) на арендованном земельном участке Житченко В.В. было выстроено ... здания, назначение не жилое.(дата) на выстроенные Житченко В.В. на земельном участке с кадастровым номером № два здания было зарегистрировано право собственности: на здание площадью ... регистрационная запись № и на здание площадью ... регистрационная запись №(дата) выстроенное Житченко В.В. здание с кадастровым номером № площадью ... на земельном участке с кадастровым номером № было введено в эксплуатацию и осуществлена государственная регистрация права (дата) регистрационная запись №
(дата) выстроенное Житченко В.В. здание с кадастровым номером № площадью ... на земельном участке с кадастровым номером № было введено в эксплуатацию и осуществлена государственная регистрация права (дата) регистрационная запись № Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью ... категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства складских помещений", расположенный по адресу (адрес) расположены четыре складских (нежилых) здания площадью ...., ..., .... и ...., принадлежащие Житченко В.В. на праве собственности.
(дата) Житченко В.В. обратился в Администрацию Рузского городского округа Московской области с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером №. Истец просил передать земельный участок в собственность за плату без проведения торгов основываясь на положениях пп.6 п.2 ст.39.3, ст.39.4 и п.1 ст.39.20 ЗК РФ, Законе Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" №23/96-ОЗ от 07 июня 1996 года, Постановлении Правительства Московской области "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность, на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" № от (дата).
(дата) Житченко В.В. был получен ответ из Администрации Рузского городского округа Московской области № от (дата), согласно которому ему было отказано в выкупе земельного участка, так как согласно заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области № от (дата) оборотоспособность земельного участка ограничена, так как земельный участок попадает в зону реконструкции автомобильной дороги регионального значения ... С данным отказом истец не согласен, считает его незаконным. Так, Администрация Рузского городского округа Московской области является не просто участником гражданских правоотношений, а является представителем публично-правового образования, ее деятельность направлена на исполнение заявлений физических и юридических лиц. Отказ в предоставлении земельных участков возможен только в тех случаях, когда данные участки не могут быть предоставлены в собственность в силу ст. 27 или ст. 28 ЗК РФ.
Однако Администрацией Рузского городского округа Московской области не представлено доказательств того, что земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность Истца. В кадастровой и землеустроительной документации сведения об обременениях (ограничениях) земельного участка отсутствуют. Перед обращением с заявлением в администрацию Рузского городского округа Московской области о выкупе земельного участка с кадастровым номером № Житченко В.В. обращался в ГБУ МО ... (дата) ГБУ МО ... выдало Житченко В.В. согласие, содержащие технические требования и условия № на земельный участок с кадастровым номером №. В данном согласии, содержащие технические требования и условия № от (дата) не содержаться сведений о реконструкции автодороги ... В связи с вышеизложенным, истец вынужден обратиться в суд за защитой нарушенного права.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации Рузского городского округа Московской области с иском не согласен, считает иск незаконным и необоснованным, просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области о слушании дела извещен надлежащим образом, согласно письменному отзыву возражает против удовлетворения требований.
Третье лицо Министерство имущественных отношений Московской области о слушании дела извещено надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд считает иск подлежащим отклонению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В частях 3, 4 и 9 статьи 14 ГрК РФ указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии со статьей 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
По делу установлено, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью ...., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства складских помещений", расположенного по адресу (адрес).
Вышеуказанный земельный участок принадлежит Житченко В.В. на основании договора аренды № от (дата), зарегистрированного в УФСГРКК по МО (дата) регистрационная запись №.
В (дата) Житченко В.В. было получено разрешение на строительство № и №
В (дата) на арендованном земельном участке Житченко В.В. было выстроено четыре здания, назначение не жилое.
(дата) на выстроенные Житченко В.В. на земельном участке с кадастровым номером № два здания было зарегистрировано право собственности: на здание площадью ... регистрационная запись № и на здание площадью ... регистрационная запись №
(дата) выстроенное Житченко В.В. здание с кадастровым номером № площадью ... на земельном участке с кадастровым номером № было введено в эксплуатацию и осуществлена государственная регистрация права (дата) регистрационная запись №
(дата) выстроенное Житченко В.В. здание с кадастровым номером № площадью ... на земельном участке с кадастровым номером № было введено в эксплуатацию и осуществлена государственная регистрация права (дата) регистрационная запись №
Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью ... категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства складских помещений", расположенный по адресу (адрес) расположены ... складских (нежилых) здания площадью ...., ...., ... и ...., принадлежащие Житченко В.В. на праве собственности.
(дата) Житченко В.В. обратился в Администрацию Рузского городского округа Московской области с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером №. Истец просил передать земельный участок в собственность за плату без проведения торгов основываясь на положениях пп.6 п.2 ст.39.3, ст.39.4 и п.1 ст.39.20 ЗК РФ, Законе Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" №23/96-ОЗ от 07 июня 1996 года, Постановлении Правительства Московской области "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность, на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" № от (дата).
(дата) Житченко В.В. был получен ответ из Администрации Рузского городского округа Московской области № от (дата), согласно которому ему было отказано в выкупе земельного участка, поскольку согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области № от (дата) оборотоспособность земельного участка ограничена, так как испрашиваемый земельный участок попадает в зону реконструкции автомобильной дороги регионального значения ...
С данным отказом истец не согласен, обратился в суд с вышеуказанным иском.
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Суд, оценив в совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ все представленные по делу доказательства, обстоятельства дела, учитывая приведенные выше положения законодательства, не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований истца, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено и не оспорено истцом, что спорный земельный участок с кадастровым номером № площадью ... категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –для строительства складских помещений, расположенный по адресу (адрес) в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016г. №230/8 частично расположен в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения ...
Таким образом, в ходе разбирательства установлено, что земельный участок с кадастровым номером № предназначен для реконструкции автодороги, то есть ограничен в обороте в соответствии с п.7 ч.5 ст.27 ЗК РФ.
Данный факт подтверждается надлежащими доказательствами, представленными ответчиком в материалы дела. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Каких-либо доказательств, опровергающих заключение Главархитектуры Московской области в материалы дела не представлено.
Ссылку истца на отсутствие в согласии, содержащем технические требования и условия № на земельный участок с кадастровым номером № ГБУ МО ... сведений о реконструкции автодороги ..., суд отклоняет, поскольку данный довод не устанавливает и не опровергает юридически значимые обстоятельства по делу.
Иные доводы истца не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у истца отсутствует исключительное право на приватизацию земельного участка с КН № а отказ Администрации РГО в предоставлении участка является законным.
Поскольку отказ Администрации суд признает законным, то также не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению в собственность за плату земельного участка с КН №
С учетом изложенного, суд считает иск подлежащим отклонению в полном объеме.
Кроме того суд учитывает, что спорный земельный участок находится у истца на правах аренды, что является одним из вариантов передачи прав на земельный участок и не нарушает его права пользования строениями, возведение которых послужило основанием для обращения за оформлением земельного участка в собственность.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Житченко В. В.чу к Администрации Рузского городского округа Московской области о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным и обязании предоставить земельный участок в собственность за плату-отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Рузский районный суд в течение месяца.
Решение изготовлено в окончательной форме 15 декабря 2017 года.
Судья Н.Ю. Ануфриева