Судья Биянов К.А. Дело №7-85/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров Андрей Иванович,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 22 февраля 2017 года жалобу В.А.П. на решение судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 27 июля 2016 года, которым постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя – начальником отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Герасимовой Т.В. о привлечении В.А.П. к административной ответственности по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей оставлено без изменения, жалоба В.А.П. – без удовлетворения,
установил:
постановлением заместителя руководителя – начальником отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – УФАС по УР) Герасимовой Т.В. № от ДД.ММ.ГГГГ В.А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Существо правонарушения выразилось в совершении акта недобросовестной конкуренции – определении объекта рекламирования и содержания рекламы, содержащей ложные, неточные и искаженные сведения, распространенной в газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением требований пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».
Не согласившись с вынесенным должностным лицом постановлением, В.А.П. обжаловал его в Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики.
Судьей постановлено обжалуемое решение.
В жалобе, адресованной в Верховный Суд Удмуртской Республики, В.А.П. ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и признании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № незаконным. Указывает, что административным органом нарушены процессуальные сроки и порядок привлечения должностного лица к административной ответственности, установленные КоАП РФ. Полагает, что судом не дано оценки характеру правонарушения, а также соразмерности последствиям нарушения.
В судебное заседание В.А.П., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав защитника Трофимову О.В., поддержавшую доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3 прим.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что на странице 10 газеты «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ содержится следующая информация: «Газпром газораспределение Ижевск УВАЖАЕМЫЕ АБОНЕНТЫ! Предлагаем комплекс услуг - по установке газовых счетчиков «ПОД КЛЮЧ» Стоимость услуги от 2800 рублей. В стоимость входит: бытовой газовый счетчик (СГМ-1,6 или Гранд - 1,6 на выбор), - монтаж бытового счетчика, - оформление документации. Гарантия на установку - 1 год, на счетчик - до 12 лет. Опломбирование в день установки. Обращаем Ваше внимание! Установка газового оборудования должна производиться по договору со специализированными организациями. Заявки принимаются по телефонам: 539-ОЮ, 539-015, 539-018 Уважаемые собственники помещений в многоквартирных домах, будьте бдительны! На территории Удмуртской Республики возможно появление неспециализированных организаций (в том числе не зарегистрированных на территории УР), осуществляющих установку бытовых газовых счетчиков. АО «Газпром газораспределение Ижевск» специализированная организация, которая обеспечивает качественное выполнение работ по установке, замене и вводу в эксплуатацию приборов учета газа. Необходимо помнить о том, что подключение газовых приборов неспециализированными организациями угрожает безопасности и ведет к увеличению риска возникновения аварийных ситуаций».
В силу части 1 статьи 33, части 1 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения.
Согласно п. 1 ст. 3 названного Закона рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч. 1).
Недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 4 ч. 2).
Согласно п. 7 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Согласно п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно п. 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутри домового и внутриквартирного газового оборудования» (далее - Правила №410), прибор учета газа является внутриквартирным газовым оборудованием.
Пунктами 5, 6, 7, 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально- бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила №549), определен порядок заключения договора о поставке газа, а также необходимые условия для его заключения. Для осуществления поставки газа потребителю необходимо наличие договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 22 Правил № 549 закреплена обязанность поставщика газа по установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявки от абонента (подп. «б»).
Пунктом 27 Правил № 549 установлено, что определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.
В соответствии с п. 45 Правил №549 отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией является основанием для приостановления подачи газа (подп. «е»).
Правилами №410 установлен порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с п. 2 Правил №410 техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
Согласно п. 6 Правил №410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
В соответствии с п. 2 Правил №410 специализированная организация - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае, когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Вместе с тем, Решением Верховного Суда РФ от 10.12.2013 № АКПШЗ- 826 пункты 2, 6, 7, 10 24-30, 32, 34-36, 80 Правил №410 были признаны недействующими в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.
В приложении к Правилам №410 содержится минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. В данном перечне не содержится указания на обязанность специализированной организации в рамках договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществлять установку прибора учета газа.
Поскольку установка прибора учета газа не является неотъемлемой частью договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, Правила № 410 не содержат запрет на такой вид деятельности лицам, не обладающими статусом специализированной организации.
Согласно п.10 Правил №410 замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.
При этом первичная установка счетчика не может считаться заменой оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования.
Не содержится указаний на исключительное право специализированных организаций осуществлять установку приборов учета газа и в Правилах № 549.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 установлено, что устройство и демонтаж системы газоснабжения, а также монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ, являются видами работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.06.2010 №24099-РП/08 к устройству и демонтажу системы газоснабжения относятся следующие работы: установка газовых плит, установка газогрелочных устройств.
Работы по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ относятся к устройству наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных.
В связи с чем, организации, осуществляющей работы по установке приборов учета газа, не требуется допуск, необходимый для осуществления работ, указанных в п. 19.8 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (Перечень № 624).
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.01.2012 №916-08/ДШ-ОГ для выполнения видов и групп видов работ, отмеченных в Перечне № 624 знаком звездочка*, требуется получение свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения их на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По остальным группам и видам работ требуется получение свидетельства о допуске вне зависимости от того, выполняются ли они на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или нет.
Данным письмом устанавливается особый порядок допуска организаций к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства и включенные в данный Перечень. Если в Перечне № 624 отсутствует определенный вид работ, в таком случае указанный порядок не применяется.
В силу ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Из ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установка приборов учета газа не входит в понятие строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Для производства работ по установке прибора учета газа разрешения на выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства физическим или юридическим лицам не требуются.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. При этом специализированные организации не наделяются исключительным правом на установку приборов учета газа.
В соответствии с ч.9 ст. 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2015 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Приведенными нормами определены организации, которые обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета ресурса при обращении к ним потребителя, но не ограничивается круг лиц, правомочных заниматься указанной деятельностью.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.04.2015 № 308-КГ14-6110.
Согласно п. 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Таким образом, в данной норме приведен лишь довод о целесообразности установки приборов учета потребляемых ресурсов при выполнении работ по капитальному ремонту.
Согласно п. 5.5.3 Правил № 170 не допускается самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования. Работы по установке дополнительного оборудования выполняется специализированной организацией.
В п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» дано понятие газоиспользующего оборудования.
В силу данной нормы прибор учета газа не является газоиспользующим оборудованием, поэтому установленные п.5.5.3 Правил № 170 нормы не подлежат применению к прибору учета газа.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении на организации, которые осуществляют снабжение природным газом, возложена обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом установлено, что порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 (далее - Порядок №149).
Согласно п. 2 Порядка № 149 настоящий Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.
Таким образом, установленные Порядком № 149 нормы обязательны только для организации, которая обязана производить установку приборов учета газа в соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении.
Учитывая изложенное, нормы действующего законодательства, устанавливающие правила пользования газом, установки газового и газоиспользующего оборудования, не содержат указаний на то, что установку приборов учета газа должны производить только специализированные организации.
Как следует из представленных материалов, АО «Газпром газораспределение Ижевск» в газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ размещена реклама услуг по установке прибора учета газа.
Данное сообщение содержит все признаки рекламы, ее объектом являются услуги по установке приборов учета газа, данное информационное сообщение направлено на информирование неопределенного круга лиц и направлено на продвижение услуг по установке приборов учета газа на рынке.
Указание в данной рекламе о том, установка газового оборудования должна производиться по договору со специализированными организациями, является недостоверным, поскольку противоречит нормам законодательства. Указание в рекламе о том, что подключение газовых приборов неспециализированными организациями угрожает безопасности и ведет к увеличению риска возникновения аварийных ситуаций содержащегося в спорной рекламе, также является недостоверным, поскольку доказательств в подтверждение такой информации обществом не представлено.
Реклама с недостоверными сведениями направлена на привлечение клиентов к АО «Газпром газораспределение Ижевск», создавала впечатление о возможности осуществления деятельности по установке приборов учета газа только специализированными организациями (в том числе АО «Газпром газораспределение Ижевск»), об угрозе безопасности в случае оказания данных услуг неспециализированными организациями и о риске возникновения аварийной ситуации. Размещение данной рекламы создавало необоснованные преимущества АО «Газпром газораспределение Ижевск» при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке установки приборов учета газа в г. Ижевск и могло причинить убытки конкурентам (в том числе ООО «ГазСпецМонтаж-М»).
Исходя из изложенного, должностным лицом и судьей районного суда сделан вывод о том, что генеральный директор АО «Газпром газораспределение Ижевск» В.А.П., являясь должностным лицом организации, не предпринял мер по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе и допустил совершение акта недобросовестной конкуренции, выразившегося в определении объекта рекламирования и содержания рекламы, содержащей ложные, неточные и искаженные сведения, распространенной в газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, и в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Данную позицию разделяю. Выводы должностного лица и судьи районного суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают сомнения в их законности и обоснованности. Всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой не имеется. Доводы жалобы не содержат новых правовых аргументов, которые не были предметом судебного анализа при рассмотрении данного дела судьей районного суда и ставили бы под сомнение выводы судьи районного суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение обоснованность вынесенного судьей районного суда решения по делу.
Санкция части 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусматривает наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, данные о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, материальное и семейное положение, а также наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
При производстве по делу об административном правонарушении в части назначения В.А.П. административного наказания установлено его материальное положение (работает), семейное положение (женат, имеет несовершеннолетних детей), а также наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (совершение административного правонарушения впервые) и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
При таких обстоятельствах разделяю позицию должностного лица и судьи районного суда о необходимости назначения В.А.П. минимального наказания, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, так как такое наказание будет наиболее полно отвечать целям привлечения к административной ответственности.
Порядок и процедура привлечения В.А.П. к административной ответственности соблюдены, каких-либо существенных процессуальных нарушений, допущенных в ходе производства по делу не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден. Наказание назначено в пределах санкции статьи, в минимальном размере.
Таким образом, оснований для отмены состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от 27 июля 2016 года и постановление заместителя руководителя – начальником отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Герасимовой Т.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в отношении В.А.П. оставить без изменения, жалобу В.А.П. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики А. И. Буров