Дело № 2-4531/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2017 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Шабалиной И.А.,
при секретаре Никитиной А.К.,
с участием представителя истца Насибуллиной Л.Ф.,
представителя ответчика Макаровой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой А.А. к Администрации г.Перми о предоставлении жилого помещения,
установил:
Пономарева А.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Перми о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, отвечающее требованиям законодательства, общей площадью не менее 33 кв.м, в границах муниципального образования город Пермь, указав, что имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. В настоящее время проживает и обучается в г.Перми, собственного жилья не имеет, до настоящего времени жильем не обеспечена.
Истец Пономарева А.А.о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, просит рассмотреть дело без её участия, на исковых требованиях настаивает, направила своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении, исковые требования Пономаревой А.А. просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г.Перми в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором приведены положения Закона Пермского края от 10.05.2017 №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Указано, что на сегодняшний день денежные средства на исполнение указанных полномочий муниципальному образованию город Пермь не переданы, следовательно, отсутствуют правовые основания для возложения на администрацию г.Перми обязанности предоставить Пономаревой А.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда. В удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.
Третье лицо Министерство социального развития Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещено, просит рассмотреть дело без участия своего представителя, направило письменный отзыв.
Третье лицо Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми представили письменный отзыв, просят рассмотреть дело без участия представителя, указав, что учетное дело Пономаревой А.А. ими передано в Управление жилищных отношений администрации г.Перми.
Третье лицо ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» представителя для участия в судебном заседании не направило, направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края переименовано в Министерство строительства и архитектуры Пермского края, о времени и месте рассмотрения дела извещено, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Управлением жилищных отношений администрации г.Перми в материалы дела представлено учетное дело Пономаревой А.А.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение при имеющейся явке, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (далее по тексту – ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 10.05.2017 N 87-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Пономарева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка г.Перми (л.д.7, 9, 38-39,50,51,52), на дату обращения в суд с настоящим иском – ДД.ММ.ГГГГ достигла 18-летнего возраста, относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать Пономарева Н.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53), сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.52).
Постановлением администрации Дзержинского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Пономаревой А.А. установлена опека, опекуном назначена ПНН, закреплено за несовершеннолетней жилая площадь по адресу: <Адрес> (л.д.54).
По сведениям отдела адресно-справочной работы, а также паспортным данным, Пономарева А.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес> (л.д.9,20,38-39,50). В соответствии с регистрационным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, однокомнатная квартира <Адрес> зарегистрировано на праве собственности за Пономаревой Н.Н. (л.д.57). Согласно справке ЖСК № по месту жительства по адресу: <Адрес> зарегистрированы следующие лица: Пономарева А.А. и её бабушка ПНН (л.д.56).
Протоколом заседания комиссии территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Пономарева А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края (л.д.8,40,46).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пономарева А.А. обучалась в КГАОУ СПО «Краевой колледж предпринимательства» г.Перми по специальности «товароведение и экспертиза качества товаров» (л.д.55).
Квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности, Пономарева А.А. не имеет, данные обстоятельства подтверждаются сведениями, предоставленными ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (л.д.31,42,47), доказательств обратного ответчиками не представлено (ст. 56 ГПК РФ), в судебном заседании не исследовалось.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела, Пономарева А.А. не обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, суд считает, что заявленные требования по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, следует удовлетворить в части.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят ЗС ПК 20.04.2017) органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;
4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 12 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в том числе строящиеся и (или) приобретенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края по государственным контрактам, заключенным до вступления в силу настоящего Закона, после их постройки, не переданные и (или) переданные детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, расположенные на территориях муниципальных образований Пермского края, подлежат передаче на безвозмездной основе из государственной собственности Пермского края в собственность муниципальных образований, на территории которых они расположены, для включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд.
На основании изложенного, обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на администрацию г.Перми, как на орган местного самоуправления.
Суд, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, с учетом позиции истца о возможности предоставления жилого помещения на территории г.Перми, суд считает, что на Администрацию г.Перми следует возложить обязанность предоставить Пономаревой А.А. на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 и не более 33 квадратных метров, при этом жилая площадь помещения не менее 14 квадратных метров.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на администрацию города Перми обязанность предоставить Пономаревой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 и не более 33 квадратных метров, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий - <данные изъяты>
<данные изъяты> (И.А.Шабалина)