Дело № 12-13/2017
РЕШЕНИЕ
г. Камбарка 11 июля 2017 года
Судья Камбарского районного суда Удмуртской Республики Иконников В.А., при секретаре Балакиной С.П.,
с участием лица привлекаемого к административной ответственности - ШАС, его защитника адвоката КОВ представившего удостоверение адвоката № и ордер №,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ШАС на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Удмуртской Республике ЩВИ № от ДД.ММ.ГГГГ, о назначении административного наказания по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ в отношении должностного лица ШАС,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Удмуртской Республике ЩВИ № от ДД.ММ.ГГГГ начальник участка – К пруд ООО «КР» ШАС признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, выразившегося в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 12000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением ШАС обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ прекратить за отсутствием события административного правонарушения, и недоказанностью обстоятельств, на основании которых принято решение.
Жалоба ШАС мотивирована тем, что выводы административного органа основаны на одних предположениях, без ссылок на конкретные нормы закона, которые нарушены ШАС, в постановлении не приведено ни одного пункта СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», которые нарушены при изготовлении и эксплуатации канализационной ямы.
К пруд расположен вне какого-либо поселения, на территории К пруда какая-либо производственная деятельность, связанная с выбросом сточных вод, ООО «КР» не ведется. Выгребная (сточная) яма используется для сбора и последующего вывоза сточных вод из расположенного на прилегающей к Комаровскому пруду территории бытового помещения, предназначенного для временного нахождения работников рыбхоза, задействованных в рыбохозяйственной деятельности КР - воспроизводство рыбы, её вылов и реализация без предварительной переработки.
Каких-либо доказательств сброса загрязненных вод в водный объект из выгребной сточной) ямы, расположенной на территории, прилегающей к К пруду, административным органом не приведено, а сделаны лишь предположения о возможном их попадании в окружающую среду и водоем при перенаполнении сточной ямы ввиду того, что канализационный колодец предположительно не имеет дна, не откачивался и откачиваться нe планировался, а также, якобы, имеющихся нарушениях при изготовлении выгребной сточной ямы.
В нарушение требований ст.ст.25.7, 27.8 КоАП РФ осмотр К пруда, прилегающей территории и расположенных на ней строений произведен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до возбуждения дела об административном правонарушении. О проведении осмотра законный представитель ООО «КР» не уведомлен, при проведении осмотра в качестве понятого привлечен ЩНН, заинтересованный в исходе дела, и по результатам осмотра соответствующий протокол не составлен, в ООО «КР» не направлен. Акт обследования водного объекта и прилегающей территории, оставленный должностным лицом, в адрес проверяемого юридического лица так же не направлялся.
Административным органом фактически была проведена внеплановая выездная проверка на основании поступившего обращения ЩНН
Указанная проверка государственным инспектором Отдела КРВ проведена в отсутствие распоряжения руководителя отдела, акт по результатам проверки не составлен, юридическое лицо, и его представитель не уведомлены о дате и времени проверки, выездная проверка не согласована с органами прокуратуры.
Указанные нарушения в соответствии со ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются грубыми, результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом и должностными лицами юридического лица обязательных требований закона.
Ранее по аналогичному обращению ЩНН о нарушениях ООО «КР» водоохранного законодательства на <адрес>, также направленному в административный орган из Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры по подведомственности, главным специалистом-экспертом отдела экологической безопасности и надзора Минприроды Удмуртской Республики - старшим государственным инспектором Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды КВС было проведено административное расследование (с проведением экспертных исследований), в ходе которого каких-либо нарушений водного законодательства не установлено, дело об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании ШАС на удовлетворении жалобы настаивал по основаниям и доводам, в ней изложенным, дополнительно указав, что выгребная яма имеет гидроизоляцию из пленки, в том числе и дно выгребной ямы изолировано.
Защитник ШАС адвокат КОВ поддержал доводы жалобы по основаниям в ней изложенным указав, на нарушение процедуры проведение проверки, отсутствие поручения прокуратуры для проведения проверки, указав, что представленное в материалах дела сопроводительное письмо Удмуртской природоохранной прокуратуры не является поручением для проведения проверки.
Изучив доводы жалобы, выслушав стороны и исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы, и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Удмуртской Республике поступило сообщение из Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры, об обращении ЩНН о нарушении водоохранного законодательства ООО «КР» на К пруду.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Удмуртской Республике КРВ проводилось административное расследование по факту нарушения водоохранного законодательства ООО «КР», по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении в отношении начальника участка Комаровский пруд ОАО «КР» ШАС о нарушении п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, административная ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Постановлением начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Удмуртской республике № от ДД.ММ.ГГГГ ШАС признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, как должностное лицо, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.
Определением судьи Камбарского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по УР БДИ № от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело об административном правонарушении в отношении ШАС по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ возвращено в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по УР на новое рассмотрение.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении начальника участка Комаровский пруд ОАО «КР» ШАС составлен протокол № об административном правонарушении, которое выразилось в нарушении п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Удмуртской Республике ЩВИ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – постановление) ШАС признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и, как должностное лицо, подвергнут административному штрафу в размере 12 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным.
Исходя из вышеназванных положений административного законодательства в их взаимосвязи следует, что установление наличия или отсутствия события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности возможно лишь при всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснение обстоятельств дела и при надлежащем закреплении данных обстоятельств в процессуальную форму, имеющую силу доказательств. При этом, при привлечении лица к административной ответственности (при вынесении постановления) постановление административного органа должно быть мотивированным, а выводы административного органа о наличии в действиях лица состава административного правонарушения должны подтверждаться соответствующими доказательствами, и не могут основываться на предположениях.
Указанные требования закона старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Удмуртской Республике ЩВИ при вынесении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ не соблюдены.
Так, из постановления следует, что административное правонарушение выразилось в том, что ООО «КР» на территории К пруда осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности при использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, что в частности выразилось в наличии на территории объекта выгребной (сточной) ямы для канализационных стоков.
В соответствии с п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод.
При этом, согласно ч.16 ст.65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются, в частности, сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Таким образом, применительно к положениям п. 7 ч. 15 и ч. 16 ст. 65 Водного Кодекса РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ) подразумевает наличие таких сооружений для отведения (сброса) сточных вод, которые не способны удерживать сточные воды и имеется возможность попадания стоков из сооружения в охраняемый водный объект.
Между тем, как следует из жалобы и пояснений ШАС, выгребная (сточная) яма на территории К пруда используется для сбора и последующего вывоза сточных вод из расположенного на прилегающей к К пруду территории бытового помещения, предназначенного для временного нахождения работников рыбхоза, задействованных в рыбохозяйственной деятельности КР - воспроизводство рыбы, её вылов и реализация без предварительной переработки. Указанная выгребная яма гидроизолирована, что не допускает попадание её содержимого в почву и как следствие в охраняемый водный объект.
Материалами дела, в частности актом обследования водного объекта от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, не подтвержден факт сброса сточных вод в водоохранной зоне водного объекта К пруда ООО «КР», в частности не подтвержден факт попадания стоков из выгребной ямы в почву и как следствие в охраняемый водный объект.
При указанных обстоятельствах, в действиях ШАС как должностного лица ООО «КР» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Удмуртской Республике ЩВИ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо ШАС признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 12 000 рублей, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской республики в течение 10 дней со дня получения его копии через Камбарский районный суд УР.
Судья /подпись/ В.А. Иконников
Копия верна:
Судья В.А. Иконников