Дело № 2-123/2017
Решение
Именем Российской Федерации
21 марта 2017 года пгт. Первомайское
Первомайский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи - Климовой А.М.,
при секретаре Измайловой Э.Н.,
с участием прокурора Демко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Первомайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Первомайского района Республики Крым, Отделу образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Крестьяновский детский сад «Колокольчик» Первомайского района Республики Крым» о понуждении совершить определенные действия, суд –
установил:
Прокурор, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, уточнив в судебном заседании заявленные требования, обратился в суд с исковым заявлением о понуждении совершить определенные действия. Поводом для обращения прокурора в суд с настоящим исковым заявлением явилась проведенная прокуратурой района в сентябре 2016 года проверка, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму. Проверкой установлено, что в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Крестьяновский детский сад «Колокольчик» Первомайского района Республики Крым», расположенном по адресу: <адрес>, помещение для охраны с установленными в нем системами видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры службы «112» отсутствует. Согласно информации Администрации Первомайского района от 25.01.2017 года бюджетные средства на указанные цели в бюджете района на 2017 год не предусмотрены. Прокурор просит суд обязать Администрацию Первомайского района Республики Крым внести изменения в бюджет муниципального образования «Первомайский район Республики Крым» на 2017 год, где предусмотреть на отрасль образования района финансирование мероприятий по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности; обязать отдел образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым за счет полученных ассигнований из бюджета на 2017 год выделить необходимые средства для обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Крестьяновский детский сад «Колокольчик» Первомайского района Республики Крым»; обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крестьяновский детский сад «Колокольчик» Первомайского района Республики Крым» с момента перечисления денежных средств выполнить запланированные мероприятия по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности.
В судебном заседании помощник прокурора поддержала заявленные требования по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика – Администрации Первомайского района Республики Крым в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в бюджете Первомайского района на 2017 год расходы по финансированию мероприятий по оборудованию в МБДОУ Крестьяновский детский сад «Колокольчик» помещения охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры службы «112» не предусмотрены.
Представитель ответчика - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Крестьяновский детский сад «Колокольчик» Первомайского района Республики Крым» в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика – Отдела образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства, на которые стороны ссылаются как на основание своих требований и возражений, представленные ими доказательства, которые соответствуют требованиям закона об их относимости и допустимости, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крестьяновский детский сад «Колокольчик» Первомайского района Республики Крым» является юридическим лицом, объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан.
Прокуратурой Первомайского района Республики Крым в сентябре 2016 года проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Крестьяновский детский сад «Колокольчик» Первомайского района Республики Крым», расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует помещение для охраны с установленными в нем системами видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры службы «112».
Согласно информации Администрации Первомайского района от 25.01.2017 года бюджетные средства на указанные цели в бюджете района на 2017 год не предусмотрены.
Пункты 7 и 13 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" указывают на отдельные основные принципы противодействия терроризму, такие, как приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Часть 3 ст. 5 этого закона указывает на организационные основы противодействия терроризму, а именно на то, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Из подпункта "д" п. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно указанной Концепции в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно положениям ст. 28 данного Закона образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 года № 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Таким образом, вопросы безопасности образовательных учреждений находятся в совместном ведении как образовательного учреждения, так и органа местного самоуправления и исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является их обязанностью.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Осуществление деятельности детского сада при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, создает угрозу жизни и здоровью детей, их безопасности, что является нарушением их конституционных прав.
Распространение Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ и Свода правил "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/10, на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий не исключает обязанность образовательного учреждения принимать все меры для обеспечения безопасности пребывания в нем несовершеннолетних учащихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах возложение обязанности по надлежащему оборудованию здания детского сада как на муниципальную образовательную организацию, так и на ее учредителя Администрацию Первомайского района обосновано, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения, а вопросы прохождения бюджетных средств, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, от распорядителей к получателям не являются предметом рассмотрения по данному делу.
Указанные требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в их компетенцию.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3, 12, 45, 56, 59, 60, 67, 88, 98, 167, 169, 194-199, 245-247, 249, 254-257 ГПК РФ, Федеральными законами "О противодействии терроризму", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об образовании в Российской Федерации", суд –
решил:
Исковые требования прокурора Первомайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Первомайского района Республики Крым, Отделу образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Крестьяновский детский сад «Колокольчик» Первомайского района Республики Крым» о понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Администрацию Первомайского района Республики Крым внести изменения в бюджет муниципального образования «Первомайский район Республики Крым» на 2017 год, где предусмотреть на отрасль образования района финансирование мероприятий по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности.
Обязать отдел образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым за счет полученных ассигнований из бюджета на 2017 год выделить необходимые средства для обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Крестьяновский детский сад «Колокольчик» Первомайского района Республики Крым», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крестьяновский детский сад «Колокольчик» Первомайского района Республики Крым» с получения в 2017 году денежных средств выполнить запланированные мероприятия по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Первомайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 24 марта 2017 года.
Председательствующий: