Дело № 2-5623/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2017 года г. Санкт-Петербург
Московский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи И.Д. Гармаевой
при секретаре Ефимовой Ю.А.,
с участием помощника прокурора Андреевой А.А., представителя ответчика по доверенности Ливеровской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карельского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, Карельский транспортный прокурор первоначально обратился в Петроградский районный суд г. Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее – ФГКУ «Росгранстрой»); просил обязать ответчика в лице Санкт-Петербургского филиала в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к установке на МАПП Люття в зонах весового контроля грузовых автотранспортных средств четырех видеокамер наружного исполнения (две видеокамеры в зоне весового контроля на направлении «въезд в РФ» и две видеокамеры в зоне весового контроля на направлении «выезд из РФ» (в каждом направлении по одной камере при въезде в зону весового контроля и выезде из нее)) и подключение установленных камер к системе распознавания государственных номерных знаков автотранспорта, функционирующей на МАПП Люття.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что Карельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при функционировании пунктов пропуска в регионе деятельности Карельской таможни. В соответствии с положениями приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России) от 05.10.2011 № 2040 «О передаче недвижимого имущества с баланса Карельской таможни», Карельской таможне предписано прекратить право оперативного управления и передать в установленном порядке на баланс ФГКУ Росгрантрой недвижимое имущество, в том числе весовое оборудование на многостороннем автомобильном пункте пропуска (далее - МАПП) Люття, расположенном в <адрес>, государственная граница Россия - Финляндия. Все стационарное весовое оборудование, расположенное на МАПП Люття, в том числе стационарные автомобильные весы <данные изъяты> № (на въезд в РФ), заводской № (статические) и № (динамические); стационарные автомобильные весы <данные изъяты> № (на выезд из РФ), заводской № (статические) и № (динамические) переданы на баланс ФГКУ Росгранстрой. Между тем, в ходе проведенной проверки установлено, что в настоящее время, в зонах весового контроля грузовых автотранспортных средств МАПП Люття, в которых смонтированы обозначенные стационарные автомобильные весы «Рубеж», не установлены имеющиеся в наличии на указанном пункте пропуска у представителей Санкт-Петербургского филиала ФГКУ «Росгранстрой» видеокамеры, необходимые для полноценного функционирования на данном пункте пропуска системы распознавания государственных номерных знаков автотранспорта (системы считывания номеров). Отсутствие в зонах весового контроля грузовых автотранспортных средств МАПП Люття смонтированных и подключенных к функционирующей на пункте пропуска системе распознавания государственных номерных знаков автотранспорта противоречит требованиям международного и российского законодательства, способствует совершению нарушений таможенного законодательства, так как при наличии скопления грузовых транспортных средств не исключается вероятность следования транспортных средств в объезд стационарных автомобильных весов, а также иные ошибки при определении весовых характеристик оформляемого грузового транспортного средства, обусловленные отсутствием объективной возможности осуществлять контроль за следованием грузовых транспортные средства через пункты весового контроля. Руководствуясь положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Карельский транспортный прокурор обратился с настоящим иском в суд (л.д. 2-7).
Определением Петроградского районного суда г. Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ настоящее гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Московский районный суд г. Санкт-Петербурга (л.д. 135), ДД.ММ.ГГГГ дело принято к рассмотрению Московским районным судом г. Санкт-Петербурга (л.д.141-143).
Представитель истца по поручению – старший помощник Санкт-Петербургского прокурора Андреева А.А. в судебном заседании исковые требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме (л.д. 203-204).
Представитель ответчика по доверенности Ливеровская А.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 203-204).
Представитель третьего лица - Карельской таможни в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д. 199), представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором также указал на то, что исковые требования прокурора Карельская таможня поддерживает в полном объеме (л.д. 200).
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав доводы и пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Карельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при функционировании пунктов пропуска в регионе деятельности Карельской таможни.
В соответствии с положениями приказа ФТС России от 05.10.2011 № 2040 «О передаче недвижимого имущества с баланса Карельской таможни», Карельской таможне предписано прекратить право оперативного управления и передать в установленном порядке на баланс ФГКУ «Росгранстрой» недвижимое имущество, в том числе весовое оборудование на МАПП Люття, расположенном в <адрес>, государственная граница Россия - Финляндия.
Все стационарное весовое оборудование, расположенное на МАПП Люття, в том числе стационарные автомобильные весы <данные изъяты> № (на въезд в РФ), заводской № (статические) и № (динамические); стационарные автомобильные весы <данные изъяты> (на выезд из РФ), заводской № (статические) и № (динамические) переданы на баланс ФГКУ «Росгранстрой», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.12.2014 серия <адрес>, от 05.12.2014 серия <адрес> и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 32-35).
В ходе проведенной проверки установлено, что в настоящее время, в зонах весового контроля грузовых автотранспортных средств МАПП Люття, в которых смонтированы обозначенные стационарные автомобильные весы «Рубеж», не установлены имеющиеся в наличии на указанном пункте пропуска у представителей Санкт-Петербургского филиала ФГКУ «Росгранстрой» видеокамеры, необходимые для полноценного функционирования на данном пункте пропуска системы распознавания государственных номерных знаков автотранспорта (системы считывания номеров).
В соответствии с ч. 1 ст. 107 Таможенного кодекса Таможенного союза в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений,, ч. 1 ст. 169 Федерального закона от 27.11.2010 № ЗП-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Единые типовые требования).
К числу требований к материально-техническому оснащению зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации государственного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска для проведения государственного контроля в пунктах пропуска, в соответствии с пунктом 8 Единых типовых требований, среди прочих, отнесено наличие системы электронного учета автотранспортных средств, которая должна обеспечивать считывание государственных регистрационных номеров, сохранение, ведение базы данных государственных регистрационных знаков автотранспортных средств.
Приказом ФТС России от 21.12.2010 № 2509 утвержден Перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с п. 12.1 указанного Перечня, в него включена система считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств, которая применяется при проведении таможенного контроля, а именно таможенных осмотра и досмотра.
Согласно пункту 17.10 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ФТС России от 31.10.2008 № 1349, система распознавания государственных номерных знаков автотранспорта должна обеспечивать, среди прочих, фиксирование государственного регистрационного номера транспортного средства в любых погодно-климатических условиях и любое время суток; распознавание по номерному знаку страну регистрации транспортного средства; идентификацию транспортных средств (тип, грузоподъемность) и внесение идентифицируемых параметров в базу данных. В состав системы, среди прочих, должны входить телекамеры наружного исполнения. Система должна устанавливаться на направлениях въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации в зонах: въезда на пункт пропуска, весового контроля, вблизи зон установки стационарных таможенных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов, выезда с пункта пропуска.
Как указывает прокурор, система распознавания государственных номерных знаков автотранспорта на МАПП Люття функционирует и в настоящее время видеокамеры данной системы в количестве восьми единиц установлены в местах въезда на пункт пропуска и выезда с пункта пропуска, при этом необходимое количество видеокамер наружного исполнения, предназначенных для данной системы в количестве 4 единиц для установки в зонах весового контроля грузовых автотранспортных средств МАПП Люття (по две видеокамеры в зоне весового контроля на направлении «въезд в РФ» и две видеокамеры в зоне весового контроля «выезд из РФ» (в каждом направлении по одной камере при въезде в зону весового контроля и выезде из нее для фиксации переднего и заднего регистрационных знаков транспортных средств)) имеются в наличии и находятся на складе ООАПП Люття ФГКУ «Росгранстрой» в распоряжении должностных лиц Санкт- Петербургского филиала ФГКУ «Росгранстрой». Необходимо лишь произвести их установку на обозначенном стационарном весовом оборудовании и подключить к системе распознавания государственных номерных знаков. Таким образом, проведение указанных работ не влечет существенных материальных затрат.
В соответствии с пп. 3.1 - 3.2 Устава ФГКУ «Росгранстрой», утвержденного приказом Росграницы от 04.02.2009 № 6 целями и предметом деятельности ФГКУ «Росгранстрой» является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации. В целях реализации предмета деятельности ФГКУ выполняет за счет средств федерального бюджета функции государственного заказчика.
Согласно п. 2.1 Положения о филиале ФГКУ «Росгранстрой», утвержденного приказом ФГКУ от 07.07.2011 № 89, целями и предметом деятельности филиала является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, в пределах территориальной сферы деятельности филиала.
В соответствии с п. 2.2.1 Положения о Санкт-Петербургском филиале ФГКУ «Росгранстрой», утвержденного Приказом ФГКУ «Росгранстрой» от 07.07.2011 №89, на филиал возложено выполнение части функций, передаваемых от государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований, в том числе организация размещения государственного заказа на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, необходимых для пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также заключение государственных контрактов на проведение данного вида работ.
Таким образом, надлежащая работоспособность системы распознавания государственных номерных знаков автотранспорта на МАПП Люття должна быть обеспечена Санкт-Петербургским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» путем организации установки имеющихся в наличии видеокамер и подключения их к обозначенной системе.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Допустимых и достоверных доказательств в опровержение заявленных требований от ответчика не поступило.
Доводы ответчика о том, что в настоящее время планируется установка новой системы видеонаблюдения, замена и утилизация камер видеонаблюдения на всех пунктов пропусков, в связи с чем установка четырех видеокамер наружного исполнения, находящихся в неисправном состоянии, нецелесообразна, не могут быть приняты судом во внимание в качестве довода, освобождающего ответчика от исполнения возложенных на него функций по организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, и от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований транспортного и таможенного контроля на таможенном посту.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Карельского транспортного прокурора заявлены обоснованно, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объёме.
Одновременно, исходя из положений ч. 1 ст. 206 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяя срок исполнения возложенных на ответчика обязанности по совершению фактических действий, суд принимает во внимание то обстоятельство, что принятие соответствующих мер требует определенного времени, исходя из сроков и порядка формирования бюджета, в связи с чем считает необходимым предоставить ответчику возможность в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, самостоятельно совершить действия, направленные на установку на многостороннем автомобильном пункте пропуска Люття, расположенном в <адрес>, государственная граница Россия – Финляндия, в зонах весового контроля грузовых автотранспортных средств четырех видеокамер наружного исполнения (две видеокамеры в зоне весового контроля по направлению «въезд в Российскую Федерацию» и две видеокамеры в зоне весового контроля по направлению «выезд из Российской Федерации» (в каждом направлении по одной камере при въезде в зону весового контроля и выезде из нее)) и подключение установленных камер к системе распознавания государственных номерных знаков автотранспорта, функционирующей на многостороннем автомобильном пункте пропуска Люття.
Руководствуясь статьями 12, 56, 67, 71, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Карельского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Санкт-Петербургского филиала, ИНН №, в течение 4-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к установке на многостороннем автомобильном пункте пропуска Люття, расположенном в <адрес>, государственная граница Россия – Финляндия, в зонах весового контроля грузовых автотранспортных средств четырех видеокамер наружного исполнения (две видеокамеры в зоне весового контроля по направлению «въезд в Российскую Федерацию» и две видеокамеры в зоне весового контроля по направлению «выезд из Российской Федерации» (в каждом направлении по одной камере при въезде в зону весового контроля и выезде из нее)) и подключение установленных камер к системе распознавания государственных номерных знаков автотранспорта, функционирующей на многостороннем автомобильном пункте пропуска Люття.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья И.Д. Гармаева