Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2017 года гор. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.
при секретаре Егоровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.Е.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о перерасчете размера страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что с <Дата обезличена> истице назначена пенсия с применением отношения заработка 1,2. Истица <Дата обезличена> обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 ФЗ «О страховых пенсиях», представила архивную справку о заработной плате с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, что позволило бы применить повышающий коэффициент отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране и привело к увеличению пенсии. Решением ответчика от <Дата обезличена> истице отказано в перерасчете страховой пенсии, т.к. представленная справка о заработной плате не может являться документом, подтверждающим заработную плату, включающую выплату районного коэффициента за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Истица с данным отказом не согласна. Ссылается на положения ст.39 Конституции РФ, пп.1 ч.2 ст.18 ФЗ «О страховых пенсиях», ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», разъяснение Минтруда России от 22.04.2003 №3 «О порядке применения п.2 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в РФ», указывает, что возрастные и стажевые требования на <Дата обезличена> у нее соблюдены и просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с <Дата обезличена> исходя из факта получения в <Дата обезличена>-<Дата обезличена> заработной платы.
В судебных заседаниях Л.Е.А. доводы иска поддержала. Пояснила, что ее трудовой стаж исчисляется с <Дата обезличена>, она до <Дата обезличена> жила и работа в Карелии, затем переехала в <Адрес обезличен>, где ей была назначена пенсия в <Дата обезличена>. В <Дата обезличена> она вернулась на постоянное место жительство в Карелию, обратила внимание, что размер ее пенсии ниже, чем у тех, кто получал заработную плату меньше, чем у нее, обратилась в Пенсионный фонд, была запрошена справка о ее заработной плате в узле связи, из нее следовало, что получается достойный коэффициент, она написала заявление на перерасчет пенсии, получила отказ. Представленные лицевые счета по заработной плате подтверждают начисление районного коэффициента. С учетом произведенного ответчиком расчёта коэффициента отношения заработка за 60 месяцев с июля 1982, выходит, что он выше 1,4, с его учетом следует произвести перерасчет.
Представитель ответчика Х.О.А., действующая на основании доверенности, по иску возражала. Пояснила, что из справки, представленной истицей о ее заработной плате с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> не следовало выплат районного коэффициента, кроме того, истица работала в тот период в <Адрес обезличен> только с <Дата обезличена> отнесен в местности, приравнённой к районам Крайнего Севера.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, пенсионное дело истицы, суд приходит к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Л.Е.А. назначена пенсия по старости с <Дата обезличена> в соответствии со ст.14 Закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "О государственных пенсиях в Российской Федерации", отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за этот же период, принимаемое для расчета пенсии, установлено в размере 1,2.
<Дата обезличена> Л.Е.А. обратилась в ГУ – УПФ РФ в г.Сортавала РК (межрайонное) с заявление о перерасчете размера страховой пенсии по старости ее пенсии, представив архивную справку УФПС Республики Карелия – Филиала ФГУП «Почта России» от <Дата обезличена> о заработной плате с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в <Данные изъяты>
Решением территориального органа пенсионного фонда от <Дата обезличена> отказано Л.Е.А. в перерасчете страховой пенсии. Указано, что документ, представленный истицей не может являться документом, подтверждающим заработную плату заявителя, включающую выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а соответственно и влияющим на размер страховой пенсии по старости <Адрес обезличен> только с <Дата обезличена> был отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера в соответствии с Указом Президента РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Оснований для применения повышенного отношения заработков не имеется.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, истица указала, что имеет право на перерасчет пенсии с применением повышенного отношения заработков.
Статьей 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон) предусмотрена возможность перерасчета размера страховой пенсии, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года (п. 1 ч. 2 ст. 18). Статьей 23 Закона установлено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (п. 2 ч. 1 ст. 23).
В соответствии с ч.10 ст.15 Закона, величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется с учетом страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Статьей 30 ФЗ «О трудовых пенсия в РФ» установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 30 указанного Закона.
В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.04.2003 №22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Разъяснение "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей".
В соответствии с п.3 Разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 01.01.2002, повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица. В силу п.4 Разъяснения лицам, по состоянию на 01.01.2002 проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть за 2000 - 2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. Пунктом 5 Разъяснений предусмотрено, что по желанию лиц, указанных в пункте 3 данного Разъяснения, повышенное отношение заработков может определяться в порядке, указанном в пунктом 4 Разъяснения, если достигли необходимого возраста (мужчины – 55 лет, женщины – 50 лет), проработали по состоянию на 01.01.2002 не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеют на указанную дату страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав граждан производится по состоянию на 01.01.2002, исходя из смысла пункта 3 статьи 30 указанного Федерального закона, отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4, 1,7, 1,9) может учитываться лицам, проживавшим на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 01.01.2002 проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).
Как следует из содержания подп. 4 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ производится по состоянию на 01.01.2002 г., исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться: 1) лицам, проживавшим по состоянию на 01.01.2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 01.01.2002 г. или остались там проживать; 2) мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 01.01.2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, законодателем определены условия и круг лиц, которым оценка пенсионных прав может быть проведена с применением повышенного отношения заработков.
Как следует из представленных материалов, на <Дата обезличена> Л.Е.А. не проживала в районах Крайнего Севера либо местностях, приравненных к районам Крайнего севера. При этом на <Дата обезличена> возрастные и стажевые требования, указанные выше, у нее соблюдены.
Согласно лицевых счетов по заработной плате истицы за период работы в <Данные изъяты> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, к заработной плате был установлен районный коэффициент в размере 15%.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями), Питкярантский район Республики Карелия отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Согласно пенсионного дела, стаж работы истицы в вышеуказанный период в <Данные изъяты> включён в стаж ее работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Ответчиком произведен расчет коэффициента к заработной плате истицы исходя из архивной справки УФПС Республики Карелия – Филиала ФГУП «Почта России» от <Дата обезличена>, согласно которого исходя из заработной платы за 60 месяцев с <Дата обезличена>, коэффициент составляет 1,447.
С учетом изложенных выше норм и обстоятельств, суд приходит выводу, что истица имеет право на перерасчет страховой пенсии с применением коэффициента 1,4 к заработной плате истца за вышеуказанный период. Перерасчет должен быть произведен с <Дата обезличена> согласно ст.23 Закона.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты который истица при подаче иска была освобождена.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Л.Е.А. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с <Дата обезличена> произвести перерасчет страховой пенсии по старости, назначенной Л.Е.А., с применением повышенного отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера в размере 1,4, исходя из заработной платы Л.Е.А. за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину в размере <Номер обезличен> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Е.Иванова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>