Решение по делу № 2-1526/2019 от 01.07.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2019 года г. Астрахань

Трусовский районный суд г.Астрахани в составе председательствующего судьи Спицыной В.А., при секретаре Утюбаеве Э.Т. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1526/2019 по иску Горбунова Владимира Александровича к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о взыскании выкупной стоимости объектов недвижимости

УСТАНОВИЛ:

Истец горбунов В.А. обратился в суд с иском к ответчику администрации МО «Город Астрахань» о взыскании выкупной стоимости объектов недвижимости. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что она на основании договора дарения от 06.07.2015г. является собственником <адрес>, общей площадью – 25,2 кв.м. в <адрес>. Земельный участок под многоквартирным домом, с кадастровым номером 30:12:040286:27, общей площадью – 525,0 кв.м. также на праве собственности принадлежит собственникам многоквартирного жилого дома.

По заключению Межведомственной комиссии № ЗАК – 1/10 от 21.09.2018 года следует, что существующее состояние конструкций жилого здания – многоквартирного дома литер «А» по <адрес> не обеспечивает безопасную эксплуатацию жилого дома. Многоквартирный дом не пригоден для проживания людей. Рекомендовано расселение проживающих в нем жильцов и демонтаж здания.

Распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от 05.10.2018 года № 4422-р многоквартирный дом литер «А» по <адрес>, находящийся в смешанной собственности признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 распоряжения установлен срок для отселения граждан не позднее – 01.11.2019 года. Согласно п. 4 распоряжения Управлению по капитальному строительству администрации г. Астрахани дано поручение направить требования о сносе собственникам помещений многоквартирного дома.

22.01.2019 года администрацией МО «Город Астрахань» вынесено распоряжение № 150-р «Об изъятии для муниципальных нужд МО «Город Астрахань» долей земельного участка и жилых помещений многоквартирного дома литер «А» по <адрес>». Согласно п. 2.1.1 распоряжения Управлению муниципального имущества администрации г. Астрахани поручено направить правообладателям недвижимого имущества копию настоящего распоряжения. Пунктом 3.1 распоряжения на Управление муниципального имущества администрации г. Астрахани возложена обязанность обеспечить проведение оценки рыночной стоимости недвижимого имущества, указанного в п. 1 распоряжения. Согласно п. 3.2 распоряжения Управлению муниципального имущества администрации г. Астрахани поручено направить правообладателям недвижимого имущества проект соглашения об изъятии недвижимого имущества. Пунктом 3.3 распоряжения на Управление муниципального имущества администрации г. Астрахани возложена обязанность заключить соглашение с правообладателями изымаемого недвижимого имущества в случае достижения согласия с условиями соглашения и предложениями о размере возмещения. Согласно п. 3.4 распоряжения следует, что в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателями изымаемого недвижимого имущества проекта соглашения не представлено подписанное соглашение, рекомендовано обратиться в суд с иском о принудительном изъятии недвижимого имущества, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Вместе с тем, как указывает истец, до настоящего времени ответчиком не выполнена оценка стоимости принадлежащего ему жилого помещения, а также не направлен в его адрес проект соглашения о выкупе принадлежащего ему жилого помещения, и таким образом согласование выкупной цены администрацией МО «Город Астрахань» в установленном порядке не осуществлено.

В связи с указанным истец Горбунов В. по собственной инициативе обратился в ООО «Нижневолжское агентство оценки» согласно отчету об оценке № 035.04.19 которого по состоянию на 29.05.2019 года рыночная стоимость оцениваемого объекта составила – 1460000 рублей, в том числе: рыночная стоимость 25/663 долей земельного участка, площадью – 525,0 кв.м. – 38281 рублей; рыночная стоимость <адрес>, площадью – 25,2 кв.м. – 911877 рублей; доля в праве на общее имущество собственника <адрес> – 25/663 доли – 454134 рублей; размер ожидаемых убытков, причиненных собственникам изъятием – 55710 рублей.

В связи с указанным истец просила суд взыскать с администрации МО «Город Астрахань» в свою пользу выкупную цену изымаемой <адрес>, общей площадью – 25,2 кв.м. в <адрес>, доли земельного участка, доли в общем имуществе, расходы, связанные с изъятием, расходы связанные с проведением оценки 15000 рублей, сумму государственной пошлины 15500 рублей, всего в сумме 1490500 рубля, прекратив за ней право собственности на изымаемое жилое помещение.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Пипкова С.А. действующая на основании доверенности от 05.02.2019г. в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна.

Представитель ответчика администрации МО «Город Астрахань» Гогадзе И.А. в судебном заседании не оспаривал размер выкупной стоимости заявленный истцом, вместе с тем, возражал в удовлетворении исковых требований, в виду отсутствия у муниципального образования денежных средств по выплате выкупной стоимости объектов недвижимости.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ следует, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч.1).

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2).

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (п.5).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (п.6).

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч.7).

Указанный перечень возможных убытков собственнику жилого помещения, причиненных его изъятием, не является исчерпывающим.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч.9).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч.10).

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (ч.1).

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок (ч.2).

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ч.3).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (ч.6).

В соответствии со ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ч.1).

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (ч.2).

Согласно ч. 5 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.

В соответствии с п. 13 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч.1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч.2).

Согласно ч. 1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно подпункта "а" п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" нормы, содержащиеся в ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Подпунктом "з" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец горбунов В.А. на основании договора дарения от 06.07.2015г. является собственником <адрес>, общей площадью – 25,2 кв.м. в <адрес>. Право собственности истца на жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 14.07.2015г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2019 года.

Земельный участок под многоквартирным домом, с кадастровым номером 30:12:040286:27, общей площадью – 525,0 кв.м. также на праве собственности принадлежит собственникам многоквартирного жилого дома.

По заключению Межведомственной комиссии № ЗАК – 1/10 от 21.09.2018 года следует, что существующее состояние конструкций жилого здания – многоквартирного дома литер «А» по <адрес> не обеспечивает безопасную эксплуатацию жилого дома. Многоквартирный дом не пригоден для проживания людей. Рекомендовано расселение проживающих в нем жильцов и демонтаж здания.

Распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от 05.10.2018 года -р многоквартирный дом литер «А» по <адрес>, находящийся в смешанной собственности признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 распоряжения установлен срок для отселения граждан не позднее – ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 4 распоряжения Управлению по капитальному строительству администрации г. Астрахани дано поручение направить требования о сносе собственникам помещений многоквартирного дома.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Город Астрахань» вынесено распоряжение -р «Об изъятии для муниципальных нужд МО «Город Астрахань» долей земельного участка и жилых помещений многоквартирного дома литер «А» по <адрес>». Согласно п. 2.1.1 распоряжения Управлению муниципального имущества администрации г. Астрахани поручено направить правообладателям недвижимого имущества копию настоящего распоряжения. Пунктом 3.1 распоряжения на Управление муниципального имущества администрации г. Астрахани возложена обязанность обеспечить проведение оценки рыночной стоимости недвижимого имущества, указанного в п. 1 распоряжения. Согласно п. 3.2 распоряжения Управлению муниципального имущества администрации г. Астрахани поручено направить правообладателям недвижимого имущества проект соглашения об изъятии недвижимого имущества. Пунктом 3.3 распоряжения на Управление муниципального имущества администрации г. Астрахани возложена обязанность заключить соглашение с правообладателями изымаемого недвижимого имущества в случае достижения согласия с условиями соглашения и предложениями о размере возмещения. Согласно п. 3.4 распоряжения следует, что в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателями изымаемого недвижимого имущества проекта соглашения не представлено подписанное соглашение, рекомендовано обратиться в суд с иском о принудительном изъятии недвижимого имущества, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком не выполнена оценка стоимости жилого помещения, а также не направлен в адрес истца проект соглашения о выкупе принадлежащего Горбунова В.А. жилого помещения, согласование выкупной цены администрацией МО «Город Астрахань» в установленном порядке не осуществлено.

В связи с бездействием администрации МО «Город Астрахань» Горбунов В.А. по собственной инициативе обратился в ООО «Нижневолжское агентство оценки» согласно отчету об оценке № 035.04.19 которого по состоянию на 29.05.2019 года рыночная стоимость оцениваемого объекта составила – 1460000 рублей, в том числе: рыночная стоимость 25/663 долей земельного участка, площадью – 525,0 кв.м. – 38281 рублей; рыночная стоимость <адрес>, площадью – 25,2 кв.м. – 911877 рублей; доля в праве на общее имущество собственника <адрес> – 25/663 доли – 454134 рублей; размер ожидаемых убытков, причиненных собственникам изъятием – 55710 рублей.

В ходе производства по делу представитель ответчика с размером выкупной стоимости объектов недвижимости, а также с размером убытков, заявленных истцом не согласился, в связи чем по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «Справедливая оценка юридическая защита».

Согласно заключению № СЭ-2019-15 от 01.11.2019 года ООО «СОЮЗ»: среднерыночная стоимость жилого помещения, принадлежащего Горбунову Владимиру Александровичу жилое помещение (квартира) , общей площадью 25,2 м2, расположенное в доме по адресу: <адрес> составляет: 836 224 (восемьсот тридцать шесть тысяч двести двадцать четыре) рубля.; среднерыночная стоимость доли земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> пропорционально площади <адрес> составляет: 14642 (четырнадцать тысяч шестьсот сорок два) рубля.; размер возможных убытков, связанных с изъятием указанного имущества для муниципальных нужд для Горбунова Владимира Александровича составляет: 89773 (восемьдесят девять тысяч семьсот семьдесят три) рубля.; рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество общей площадью 25,2 м2 в многоквартирном жилом доме литер «А» по <адрес> составляет: 264326 (двести шестьдесят четыре тысячи триста двадцать шесть) рублей.

По смыслу положений ст. 86 ГПК РФ экспертное заключение является одним из наиболее важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования, тем не менее, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта не может пренебрегать иными добытыми по делу доказательствами, в связи с чем, законодателем в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а в положениях ч. 3 ст. 86 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается наряду с другими доказательствами.

Таким образом, экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Оценивая экспертные заключения, полученные в ходе производства по делу, а также заключение составленное по инициативе истца до предъявления иска в суд, в целом, содержащиеся в них выводы и исследовательские части заключений в совокупности с другими доказательствами по делу, а также приведенными выше письменными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что заключение от ДД.ММ.ГГГГ наиболее объективно и полно отвечают на поставленные судом вопросы, более детально анализируют применимости подходов при оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, с корректировками размера, местоположения объектов недвижимости, корректировками на транспортную доступность, поправку на отделку и наличие коммуникаций, поправку на износ, удельный вес, соотнося их с критериями оценки, проведено в соответствии с требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

В силу вышеприведенных правовых норм жилищного и земельного законодательства, выкупная стоимость комнаты и доли земельного участка, изымаемых для государственных или муниципальных нужд - должна определяться на день, предшествующих дню принятия решения об изъятии имущества, поскольку изменение стоимости имущества после указанной даты не подлежат учету при определении выкупной стоимости изымаемого имущества.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

С учетом вышеуказанных доказательств по делу в виде заключений и отчетов об оценке недвижимого имущества, суд приходит к выводу о взыскании с администрации МО «Город Астрахань» в пользу Горбунова В.А. денежной компенсации за жилое помещение (<адрес>) – 836224 рублей, доли земельного участка – 14642 рубля, компенсации за доли мест общего пользования – 264326 рубля, размера материальных затрат (связанных с изъятием) недвижимого имущества – 89773 рублей, всего в сумме 1204965 рублей.

Поскольку производится изъятие спорного жилого помещения и доли земельного участка путем выкупа, соответственно после принятия данного решения, право пользования спорной жилой комнатой и долей земельного участка у истца прекращается, и соответственно право собственности истца на жилое помещение и долю земельного участка подлежит прекращению.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно определению суда о назначении по делу судебной оценочной экспертизы от 06.09.2019 года следует, что расходы по проведению экспертизы были возложены на ответчика администрацию МО «Город Астрахань». Экспертиза была проведена экспертным учреждением ООО «Справедливая оценка юридическая защита». Документов подтверждающих оплату проведенной экспертизы, ответчиком не представлено, вместе с тем в материалах дела имеется адресованное суду письменное ходатайство директора ООО «СОЮЗ» Автухова К.Ю. в котором представитель экспертного учреждения указывает, что оплата экспертизы на сумму 10000 рублей ответчиком не произведена, в связи с чем просит обязать ответчика произвести оплату за проведение судебной экспертизы.

Учитывая изложенное, суд считает обоснованным по правилам ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскать с ответчика в пользу ООО «СОЮЗ» денежную сумму в размере 10000 рублей.

Истцом при рассмотрении данного гражданского дела были понесены судебные издержки в части уплаты суммы государственной пошлины 15500 рублей, а также расходы по оплате услуг по составлению досудебного экспертного заключения в сумме 15000 рублей.

На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В связи с чем, суд считает требования истца о взыскании судебных расходов подлежащими удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Горбунова Владимира Александровича к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о взыскании выкупной стоимости объектов недвижимости, удовлетворить частично.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Астрахань» в пользу Горбунова Владимира Александровича выкупную стоимость объектов недвижимого имущества, с учетом материальных затрат связанных с изъятием недвижимого имущества всего в сумме 1204965 рублей, судебные расходы 29225 рублей.

Прекратить за Горбуновым Владимиром Александровичем право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Астрахань» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Справедливая Оценка Юридическая Защита» судебные расходы по оплате экспертизы в сумме 10000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения составлен 29 ноября 2019 г.

Судья подпись В.А. Спицына

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1526/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Горбунов Владимир Александрович
Ответчики
Администрация г.Астрахани Муниципального образования "Город Астрахань"
Другие
Чернова Ольга Михайловна
Суд
Трусовский районный суд г. Астрахань
Судья
Спицына В.А.
Дело на сайте суда
trusovsky.ast.sudrf.ru
01.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2019Передача материалов судье
05.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2019Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
25.11.2019Производство по делу возобновлено
25.11.2019Судебное заседание
30.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее