Дело №2-360/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2017 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.Л.,
при секретаре Соломкине С.П.,
с участием ФИО12 административного истца - ФИО7 и ФИО8, действующих на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Совета Министров Республики Крым - Асрян Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Сайкина А.В. к Государственному Совету Республики Крым, третьи лица – Совет Министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным и недействующим Постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, которым внесены дополнения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ пунктом 224, в части абзацев 2-20,23 п.244,
УСТАНОВИЛ:
Сайкина А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному Совету Республики Крым, третьи лица – ФИО3 Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным и недействующим Постановления ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, которым внесены дополнения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ пунктом 224, в части абзацев 2-20,23 п.244.
Исковые требования мотивированы тем, что Государственным ФИО5 Республики Крым принято постановление «О внесении изменений в Постановление ФИО2 Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах управления собственностью Республики Крым» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому внесено изменение и установлено, что до разграничения собственности между Российской ФИО1, Республикой Крым и муниципальной собственностью все ФИО2 имущество (государства Украина) и бесхозное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым. Постановление ФИО2 Республики Крым дополнено п.244, где обозначено, что как собственность Республики Крым учитываются земельные участки:
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
Указывает, что перечисленные в абз.2-20,23 п.224 постановления земельные участки не являются бесхозными и не являются имуществом государства Украина. Указанные земельные участки были приобретены им по договорам купли-продажи и не могут быть национализированы. Считает, что обжалуемое постановление не соответствует ст.ст.35,36 Конституции Российской Федерации, ст.28,29 Конституции Республики Крым. Также свои требования обосновывает тем, что изъятие земельных участков было произведено в нарушение ст.ст.235, 306, 279 ГК РФ.
В судебном заседании ФИО12 истца поддержали исковые требования в полном объеме.
ФИО2 Республики Крым в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении в суд не поступало.
ФИО3 Республики Крым в судебном заседании возражала против исковых требований. Считает изложенные в исковом заявлении доводы необоснованными и не соответствующими закону, а заявленные требования, не подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов до ДД.ММ.ГГГГ действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов ФИО2 власти Российской Федерации. Частью 3 статьи 7 Закона №-ФКЗ предусмотрено, что Государственный ФИО5 Республики Крым и ФИО3 Республики Крым, Законодательное Собрание <адрес> вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В соответствии со статьей 12.1 Закона №-ФКЗ до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и ФИО2 регистрации прав на недвижимое - имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Ст.ст.75,95 Конституции Республики Крым предусмотрено, что к ведению ФИО2 Республики Крым относится принятие постановлений ФИО2 Республики Крым, внесение в них изменений. До урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов ФИО2 власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных настоящей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», т.е. ФИО1, на переходной период предоставила <адрес> право регулирования имущественных правоотношений на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Государственным ФИО5 Республики Крым принято постановление № «О вопросах управления собственностью Республики Крым», которым установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской ФИО1, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все ФИО2 имущество (государства Украина) и бесхозное имущество, а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым. Обращала внимание на положения ст.ст.2,2-1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». Пунктом 244 Приложения к Постановлению ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах управления собственностью Республики Крым» (с изменениями, внесенными Постановлением ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №) земельные участки, расположенные в <адрес>, в том числе, земельные участки, указанные истцом, учитываются как собственность Республики Крым. Следовательно, у истца права собственности на спорное имущество, отсутствует. Оспариваемый истцом в части ненормативный правовой акт принят Государственным ФИО5 Республики Крым в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской ФИО1 новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и согласовывается с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенный в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О. Также акцентировала внимание на то, что Государственным ФИО5 Республики Крым принят Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-№ «Об особенностях регулирования в <адрес> отдельных имущественных отношений», который регулирует отношения, связанные с компенсацией стоимости имущества в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах управления собственностью Республики Крым».
ФИО12 Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен в порядке ч.2.1 ст.113 ГПК РФ, ранее направлял ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
ДД.ММ.ГГГГ между Российской ФИО1 и Республикой Крым подписан Договор о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №-ФКЗ) со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов до ДД.ММ.ГГГГ действовал переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов ФИО2 власти Российской Федерации.
Из положений части 3 статьи 7, части 1 статьи 12.1 Закон №-ФКЗ, следует, что Государственный ФИО5 Республики Крым и ФИО3 Республики Крым, Законодательное Собрание <адрес> вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и ФИО2 регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 3 статьи 7 Конституции Республики Крым органы ФИО2 власти Республики Крым, органы местного самоуправления, образованные на территории Республики Крым, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Крым, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым.
В соответствии со статьей 95 Конституции Республики Крым до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов ФИО2 власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных настоящей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Пункт 2 статьи 2 Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», свидетельствует, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Это также соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», признавая само по себе наличие переходного периода необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, пришел к выводу, что конституционные требования о верховенстве на всей территории Российской Федерации не только Конституции Российской Федерации, но и федеральных законов (статья 4, часть 2) и об обязанности органов ФИО2 власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать как Конституцию Российской Федерации, так и законы (статья 15, часть 2) - в силу прямого действия Конституции Российской Федерации - в любом случае применимы в качестве общего правила, а разрешение возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой.
В пункте 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного постановлением ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах управления собственностью Республики Крым».
ДД.ММ.ГГГГ Государственным ФИО5 Республики Крым принято постановление N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что до разграничения собственности между Российской ФИО1, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до ДД.ММ.ГГГГ, все ФИО2 имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Постановлением ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановление ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» п.1 изложен в следующей редакции: «Установить, что до разграничения собственности между Российской ФИО1, Республикой Крым и муниципальной собственностью все ФИО2 имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему Постановлению, учитывается как собственность Республики Крым."; дополнен пункт 1-2 следующего содержания:"1-2. Установить, что Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, указанный в Приложении к настоящему Постановлению, является окончательным и не подлежит дополнению путем включения в него новых объектов начиная с ДД.ММ.ГГГГ."; Приложение к данному Постановлению дополнено пунктами 243–255.
Согласно пункту 244 Приложения к Постановлению ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах управления собственностью Республики Крым» (с изменениями, внесенными Постановлением ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №) земельные участки, расположенные в <адрес>, в том числе, земельные участки:
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №;
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №, учитываются как собственность Республики Крым.
Из материалов дела следует, что Сайкина А.В. на основании договоров купли-продажи, удостоверенных частным нотариусом Алуштинского городского нотариального округа АРК ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, приобрел земельные участки:
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый № (реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
- площадью 0,1 га по <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый №(реестровый №);
Согласно договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ Сайкина А.В. был приобретен земельный участок площадью 0,1 га по <адрес> настроения,54 <адрес>, кадастровый №.
Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ усматривается приобретение Сайкина А.В. земельного участка площадью 0,1 га по <адрес> настроения,38 <адрес>, кадастровый №.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта ФИО2 органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта ФИО2 органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Статьей 13 ГК РФ предусмотрено, что ненормативный акт ФИО2 органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
С учетом вышеприведенных правовых норм, суд считает, что данных о неправомерности ненормативного акта, принятого Государственным ФИО5 Республики Крым в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", истцом не представлено.
Кроме того, для урегулирования отношений, связанных с компенсацией стоимости имущества, в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах управления собственностью Республики Крым» Государственным ФИО5 Республики Крым принят Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2016 «Об особенностях регулирования в <адрес> отдельных имущественных отношений».
Доводы ФИО12 истца о том, что земельные участки были изъяты в нарушении положений Гавы 17 ГК РФ, в частности ст.279 ГК РФ, судом не принимаются во внимание, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм.
При таких обстоятельствах суд считает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Сайкина А.В. к ФИО2 Республики Крым, заинтересованные лица – ФИО3 Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным и недействующим Постановления ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым внесены дополнения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ пунктом 224, в части абзацев 2-20,23 п.244, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме принято 21.06.2017 г.