дело № 2а-380/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2017 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Карелия к Антонову Олегу Валерьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 9 по РК обратилась в суд с административным исковым заявлением к Антонову О.В. о взыскании пени по транспортному налогу, начисленных за период с 26.04.2010 по 22.04.2011 в сумме 273 руб. 62 коп. В обоснование заявленного требования указала, что ответчик в 2010 году являлся собственником транспортных средств, несвоевременно исполнил обязанность по уплате транспортного налога, в связи с чем на сумму налога инспекцией были начислены пени. 14.11.2016 налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о взыскании суммы пени, определением мирового судьи от 05.12.2-016 судебный приказ, вынесенный 18.11.2016, был отменен. Первоначальный процессуальный срок для обращения в суд с заявлением, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ, истек 30.11.2014. Административный истец просит восстановить срок обращения в суд с административным иском, взыскать с Антонова О.В. задолженность пени по транспортному налогу в сумме 273 руб. 62 коп.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, требования поддерживает.
Административный ответчик Антонов О.В. не явился, надлежаще извещен, возражений и ходатайств не представил.
На основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, автобусы и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя. На территории Республики Карелия ставки транспортного налога установлены ст. 6
Закона Республики Карелия от 30.12.1999 N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия".
На основании п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Положения ст. 75 НК РФ устанавливают, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Таким образом, собственники транспортных средств несут обязанность по уплате транспортного налога, в случае неуплаты налога указанные лица также несут обязанность по уплате пени. С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки. В силу положений ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки.
Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, что в период 2010 года Антонов Олег Валерьевич являлся собственником транспортных средств ВАЗ 21063, г.р.з. <данные изъяты> (10 месяцев); Мерседес 230 Е, г.р.з. <данные изъяты> (1 месяц), Форд эскорт г.р.з. <данные изъяты> (12 месяцев). В его адрес налоговым органом направлялось уведомление об уплате транспортного налога за 2010 в сумме 3807 руб. 50 коп. по сроку уплаты 01.04.2011.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в адрес Антонова О.В. налоговый орган направил требование об уплате транспортного налога за 2010 в сумме 3807 руб. 50 коп и пени по транспортному налогу в размере 273 руб. 62 коп. Указанная задолженность подлежала уплате в срок до 31.05.2011.
Согласно расчету пени, заявленная ко взысканию сумма пени 273 руб. 62 коп. включает и пени за предшествующий период, исходя из задолженности по транспортному налогу 7611 руб. и задолженности за 2010 г. 3 807 руб. 50 коп.
Из материалов судебного приказа № 2а-2515/2016 следует, что 14.11.2016 налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Антонова О.В. пени по транспортному налогу в сумме 273 руб. 62 коп. за 2010 год. Судебный приказ был вынесен18.11.2017. По заявлению Антонова О.В. определением от 05.12.2016 судебный приказ отменен.
Настоящий административный иск поступил в районный суд 02.06.2017.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что обращение налогового органа с требованием о взыскании с ответчика пени по транспортному налогу за 2010 год путем обращения с заявлением о выдаче судебного приказа последовало лишь в 2016 году, т.е. за пределами срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, налоговый орган на дату обращения с административным иском в суд уже утратил право на принудительное взыскание с ответчика пени по транспортному налогу за спорный период.
Каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд налоговым органом не представлено. Сроки уплаты налогов, сборов предусмотрены законодательством, поэтому невыполнение налогоплательщиком, плательщиком налогов и сборов, обязанности по их уплате становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков. Налоговый орган располагал данными о том, что Антоновым О.В. самостоятельно обязанность по уплате пени не исполнена. Административный истец имел реальную возможность в установленный законом срок обратиться в суд о взыскании с данного налогоплательщика спорной задолженности, однако мер по своевременному взысканию не принял. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих обращению в суд, не представлено. В связи с чем суд находит причины пропуска срока обращения в суд неуважительными, что влечёт отказ в иске.
Руководствуясь ст. 290, ст. 177-180 КАС РФ,
решил:
Отказать Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Республике Карелия в восстановлении срока обращения в суд с административным иском к Антонову Олегу Валерьевичу о взыскании пени по транспортному налогу за 2010 год.
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья Ерохова Л.А.
Решение в окончательной форме будет составлено 02 июля 2017 года.