№ 2-330/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля « 15 » мая 2017 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н.,
при секретаре Поляковой Ю.А.,
с участием помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Чекуновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области об определении границ и постановке на учет земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области об определении границ и постановке на учет земельных участков, на которых расположены кладбища.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований земельного законодательства, закона о погребении и похоронном деле, установлено, что на территории Медведевского сельского поселения находятся два общественных кладбища, которые на кадастровый учёт не поставлены, не проведено межевание данных земельных участков, не определены их границы. Указанные нарушения могут вызвать нарушения санитарных и экологических норм и правил, а их несоблюдение - чрезвычайную ситуацию.
С учётом изложенного прокурор просил суд обязать администрацию Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу провести межевание земельных участков, на которых расположены общественные кладбища в х. Медведев и п. Обильный Иловлинского района Волгоградской и поставить их на кадастровый учёт.
В судебном заседании помощник прокурора Иловлинского района Волгоградской области Чекунова Е.С. поддержала исковые требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном заявлении глава администрации Гребнев А.Е. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, в заявлении указал о согласии с иском.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ от 12.01.1996) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
В силу подпунктов 1.1 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Согласно пункту 2.5 СанПиН 2.12882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84) кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:
- от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
- от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения в соответствии с санитарными правилами, регламентирующими требования к зонам санитарной охраны водоисточников.
На основании статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с требованиями названного закона вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (пункт 2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 (далее - СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03).
Согласно пп. 3 п. 7.1.12 СанПиН сельские кладбища отнесены к 5-му классу опасности, санитарно-защитная зона определена в 50 метрах от объекта.
При разрешении спора судом установлено, что по результатам прокурорской проверки исполнения федерального законодательства установлено несоблюдение требований законодательства к содержанию мест захоронения (кладбищ) на территории Медведевского сельского поселения.
В ходе проверки установлены нарушения требований СанПиН 2.1.2882-11, допущенные уполномоченным органом на территории кладбищ, расположенных на земельных участках на территории Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела. Так, согласно информации, представленной главой поселения, на территории Медведевского сельского поселения расположены 2 кладбища: в х. Медведев площадью 1,1 га, расположено в 500 метрах по направлению на запад от ул. Солнечной хутора Медведев, и в п. Обильный – площадью 0,116 га, расположено в 400 метрах на юго-восток от поселка Обильный. Межевание земельных участков под кладбища не производилось, на кадастровый учет – не поставлены (л.д.8-9).
Содержание кладбищ на территории Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района осуществляет ответчик - администрация Медведевского сельского поселения, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, орган местного самоуправления должен руководствоваться указанными СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми организациями, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.
Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.
Непринятие администрацией Медведевского сельского поселения необходимых мер по надлежащему содержанию кладбищ влечёт нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
Отсутствие границ земельных участков, на которых расположены кладбища, приведет к обезличиванию территорий данных кладбищ, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
С учетом изложенного суд считает необходимым обязать ответчика провести межевание границ указанных земельных участков и принять меры к их постановке на кадастровый учет.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени в связи со значительным объёмом работы, суд на основании ст. 206 ч.2 ГПК РФ устанавливает срок исполнения решения суда шесть месяцев.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области об определении границ и постановке на учет земельных участков.
Обязать администрацию Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести межевание границ земельных участков, на которых расположены общественные кладбища в х. Медведев, и п. Обильный Иловлинского района Волгоградской области, и принять меры к их постановке на кадастровый учёт.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Коваленко