Дело № 2а-580/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гусь-Хрустальный 18 июля 2017 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Забродченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Романовой П.Ю.,
с участием представителя административного истца Медведева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абрамовой Елены Александровны к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области и Медведевой Анне Ивановне о признании незаконными решения о приостановлении государственной регистрации, решения об отказе осуществить регистрационные действия и обязании совершить регистрационные действия,
УСТАНОВИЛ:
Абрамова Е.А., через своего представителя, обратилась с административным иском (с учетом уточнений) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области и Медведевой Анне Ивановне с требованиями о признании незаконными приостановления государственной регистрации, отказа осуществить регистрационные действия и обязании совершить регистрационные действия.
В обоснование заявленных требований указала, что 08.10.2016 г. она через своего представителя подала документы на регистрацию и получение правоустанавливающих документов на жилое помещение, расположенное по адресу: Гусь-Хрустальный район, с. Григорьево, ул. Центральная, д. 6, в связи с производством в нем реконструкции и перепланировки, узаконенной решением суда. 12.10.2016 г. административный ответчик приостановил регистрационные действия, с чем она не согласна, поскольку все необходимые для регистрации документы имелись.
Просила признать незаконными приостановление государственной регистрации, отказ осуществить регистрационные действия и обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области зарегистрировать ее право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Гусь-Хрустальный район, с. Григорьево, ул. Центральная, д. 6.
Административный истец Абрамова Е.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Медведев А.И. поддержал заявленные требования по изложенным основаниям, пояснил, что на регистрацию он сдавал технический паспорт, на основании которого было вынесено решение суда о признании за Абрамовой Е.А. права собственности на жилой дом, а технический план отсутствует, поскольку за его изготовление необходимо было платить денежные средства.
Представитель административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Ранее представили отзыв, в котором указали, что 13.07.2015 г. принят Федеральный закон №218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), который вступил в силу 01.01.2017 г. В соответствии с п.1 ст. 1 Закона о регистрации предметом регулирования отношений являются регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН). 12.10.2016 г. государственным регистратором Медведевой А.И. было принято решение о приостановлении государственной регистрации права по заявлению Медведевой А.И. о государственной регистрации жилого дома, площадью 51,6 кв.м. расположенного по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Григорьево, ул. Центральная, д. 6 по основанию, предусмотренному Законом о регистрации, в соответствии с которым государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором. На государственную регистрацию права собственности на жилой дом, Медведевым А.И. представлено решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 01.09.2015 г., согласно которому заявленный к регистрации жилой дом сохранен в перепланированном и переустроенном состоянии в соответствии с техническим паспортом домовладения, составленным Гусь-Хрустальным филиалом ГУП ВО «БТИ» по состоянию на 06.07.2016, общей площадью 70,1 кв.м. В процессе проведения правовой экспертизы в порядке межведомственного взаимодействия между филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Владимирской области» и Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области был получен кадастровый паспорт указанного дома, в соответствии с которым площадь жилого дома составляет 51,6 кв.м. Согласно данным из ЕГРН право на спорный жилой дом с указанной площадью, в отношении которого приостановлена регистрация, зарегистрировано 19.04.2010 г. на основании договора дарения земельного участка с жилым домом от 06.04.2010 г. Сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, в соответствии с действующим законодательством, считаются сведениями подраздела ЕГРП. Таким образом, Управление не вправе указать иную площадь, чем та, которая содержится в Государственном кадастре недвижимости. В уведомлении о приостановлении государственной регистрации, административному истцу было сообщено, что для осуществления государственной регистрации права собственности на жилой дом, сохраненный в перепланированном и переустроенном состоянии, необходимо обратиться в орган, осуществляющий кадастровый учет, с заявлением об учете изменений характеристик жилого дома, приложив к нему технический план. В процессе приостановления государственной регистрации не были устранены причины, препятствующие её проведению. Также заявил о пропуске срока обращения в суд. На основании изложенного в удовлетворении административных исковых требований просили отказать в полном объеме.
Административный ответчик Медведева А. И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Об отложении дела не просила, об уважительности причин неявки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании поддержала отзыв представленный Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
Представитель заинтересованного лица ГУП ВО «БТИ» также в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца Медведева А.И., исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что решением Гусь-Хрустального городского суда от 01.09.2016 г., вступившим в законную силу 04.10.2016 г., признано право собственности Абрамовой Е.А. на жилой дом, расположенный по адресу: Гусь-Хрустальный район, с. Гриорьево, ул. Центральная д. 6 в перепланированном и переустроенном состоянии в соответствии с техническим паспортом домовладения, составленном Гусь-Хрустальным филиалом ГУП ВО «БТИ» по состоянию на 06.07.2016 г., общей площадью 70,1 кв.м.
08.10.2016 г. Абрамова Е.А., через своего представителя, обратилась в Управление Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области для осуществления регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, в связи с изменением площади здания на основании решения Гусь-Хрустального городского суда от 01.09.2016 г.
Решением государственного регистратора Управления Росреестра по Владимирской области № 33/019/013/2016-715 12.10.2016 г. была приостановлена государственная регистрация права собственности Абрамовой Е.А. на жилой дом, расположенный по адресу: Гусь-Хрустальный район, с. Гриорьево, ул. Центральная д. 6, до 12.11.2016 г., поскольку согласно решению Гусь-Хрустального городского суда от 01.09.2016 г. площадь жилого дома составляет 70,1 кв.м.
В процессе проведения правовой экспертизы был получен кадастровый паспорт указанного дома, в соответствии с которым площадь жилого дома составляет 51,6 кв.м. Согласно данным из ЕГРН право на спорный жилой дом с указанной площадью, в отношении которого приостановлена регистрация, зарегистрировано 19.04.2010 г. на основании договора дарения земельного участка с жилым домом от 06.04.2010 г. Сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, в соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ считаются сведениями подраздела I ЕГРП, регистрирующий орган не вправе указать иную площадь, чем та, которая содержится в Государственном кадастре недвижимости.
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации, заявителю было сообщено, что для осуществления государственной регистрации права собственности на жилой дом, сохраненный в перепланированном и переустроенном состоянии, необходимо обратиться в орган, осуществляющий кадастровый учет, с заявлением об учете изменений характеристик жилого дома, приложив к нему технический план.
Решением государственного регистратора Управления Росреестра по Владимирской области 15.11.2016 г. № 33/019/013/2016-715 Абрамовой Е.А. было отказано в государственной регистрации, поскольку не были устранены причины, препятствующие ее проведению.
Согласно с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от 23.07.2013 N 250-ФЗ), государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от 23.07.2013 N 250-ФЗ), права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
В силу абз. 12 п. 1 ст. 20 указанного закона (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ) в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;
Пунктом 1.2 статьи 20 того же Закона законом (в редакции от 21.12.2009 N 334-ФЗ) установлен запрет на осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 5, ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 22.12.2014 N 447-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1).
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (ч. 1 ст. 5).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16).
В силу п. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 04.06.2011 N 129-ФЗ) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 22.12.2014 N 447-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 22.12.2014 N 447-ФЗ) если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Согласно ч. 1, ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ( в редакции от 23.07.2013 N 250-ФЗ) технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости.
Таким образом, государственная регистрация права на объект недвижимости, в том числе права собственности, возникшего по решению суда, может осуществляться только с индивидуально определенным объектом, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением государственного учетного номера или с ранее учтенным объектом недвижимости.
При отсутствии сведений об объекте недвижимости в государственном кадастре недвижимости, технический план являлся обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости.
Как установлено в судебном заседании жилой дом, право собственности административного истца на которое признано решением суда, не поставлен на государственный кадастровый учет и данный объект не является ранее учтенным, технический план Абрамова Е.А. в регистрирующий орган не предоставила.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ и решение об отказе в государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные государственным регистратором Управления Росреестра по Владимирской области являются законными и обоснованными, поскольку вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и в пределах полномочий государственного органа, при отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца.
В связи с изложенными выводами суда отсутствуют основания для возложения на административного ответчика по совершению регистрационных действий.
Кроме того, административным ответчиком – Управлением Росреестра по Владимирской области заявлено о пропуске административным истцом срока обращения в суд с требованием об оспаривании отказа в государственной регистрации.
Согласно ч. 1, 8 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Установлено, что решение об отказе в государственной регистрации права Абрамовой Е.А. было принято 15.11.2016 г. С требованием об оспаривании данного отказа административный истец обратилась в суд 06.06.2017 г., то есть за пределами трехмесячного срока, установленного для обращения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░