Дело № 2-507/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Шантенковой Н.М.,
при секретаре Викторовой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Чувашской Республике, Булаткиной Р.И., Николаевой Р.Я., Петрову В.В., Петровой М.П. о прекращении права собственности на земельные доли, о признании права собственности на земельные доли, о признании права собственности на земельные доли,
у с т а н о в и л :
Администрация Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском с последующим уточнением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Чувашской Республике, Булаткиной Р.И., Николаевой Р.Я., Павлову В.И., Петрову В.В., Петровой М.П. о прекращении права собственности А., Б., К., Е., Н. на невостребованные земельные доли бывшего СХПК «<данные изъяты>» площадью <данные изъяты> га пашни, в том числе <данные изъяты> га пашни, и о признании за муниципальным образованием «Кошноруйское сельское поселение Канашского района Чувашской Республики» права собственности на указанные пять земельных долей бывшего СХПК «<данные изъяты>» площадью <данные изъяты> га, в том числе <данные изъяты> га пашни, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым № расположенный по <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что во исполнение Постановления Правительства РФ № 86 от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ № 708 от 04 сентября 1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ № 323 от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», администрацией <данные изъяты> было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации конституционных прав граждан на землю», в соответствии с которым в долевую собственность граждан на территории СХПК «<данные изъяты>» было предоставлено <данные изъяты> га земли. Указанным постановлением был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, всего <данные изъяты> человек, с определением размера доли каждого собственника <данные изъяты> га. В данном списке, кроме других граждан, содержатся также и умершие собственники земельных долей, указанные в приложении к исковому заявлению. Поскольку земельный участок с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории Кошноруйского сельского поселения Канашского района, то в соответствии с нормами статьи 12.1. Закона об обороте земель сельхозназначения администрация Кошноруйского сельского поселения составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, размещен на официальном сайте «Кошноруйское сельское поселение Канашского района Чувашской Республики» в сети «Интернет», информационных щитах на территории Кошноруйского сельского поселения Канашского района. С момента публикации ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Лица, заявившие возражения (<данные изъяты> человек), были исключены из списка невостребованных долей. Для целей утверждения вышеназванного списка общим собранием собственников земельных долей в соответствии с п.5 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения администрация Кошноруйского сельского поселения в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № разместила сообщение о проведении общего собрания ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов в здании <данные изъяты>. Сообщение о проведении собрания было также размещено на официальном сайте поселения в сети Интернет и размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования. Сообщение о проведении собрания было опубликовано с соблюдением п. 2 и 3 ст. 14.1 Закона об обороте земель сельхозназначения. В назначенный срок на собрание ни один собственник земельной доли не явился, о чем администрацией Кошноруйского сельского поселения составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 7 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения постановлением главы Кошноруйского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка невостребованных земельных долей СХПК <данные изъяты>» после истечения 4 месяцев со дня опубликования списка он был утвержден.
По сведениям, предоставленным нотариусом Канашского нотариального округа Чувашской Республики Г., после смерти <данные изъяты> собственников невостребованных земельных долей в права наследования вступило <данные изъяты> человека:
-после умершей Б., наследник Э.,
-после умершего К., наследник Николаева Р.Я.,
-после смерти Е., наследник Ф.
По сведениям, предоставленным нотариусом Канашского нотариального округа Чувашской Республики Г., после смерти собственников невостребованных земельных долей Н., А. наследственные дела не заводились (л.д<данные изъяты>).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики к Ф. о прекращении права собственности Е. на невостребованную земельную долю площадью <данные изъяты> га, в том числе <данные изъяты> га пашни, собственника невостребованной земельной доли СХПК <данные изъяты> и о признании за муниципальным образованием «Кошноруйское сельское поселение Канашского района Чувашской Республики» права собственности на указанную земельную долю СХПК <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га, в том числе <данные изъяты> га пашни, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенный по <адрес>, прекращено в связи с отказом представителя истца от иска и принятия указанного отказа от иска судом.
Представитель истца: глава администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Максимов В.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в представленном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя, указав, что поддерживает исковые требования в остальной части в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчики: Петров В.В., Николаева Р.Я., Петрова М.П., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, письменного отзыва (возражения) на иск не представили.
Судебная повестка на имя ответчика Булаткиной Г.И. возвращена в суд по истечении срока хранения.
Суд считает, что ответчик Булаткина Г.И. отказалась принять судебную повестку и в силу ст.117 ГПК РФ считает ее надлежащим образом извещенной о дне, времени и месте судебного разбирательства.
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Чувашской Республике, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, в представленном суду письменном отзыве просило рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению просило отказать, указав, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д.<данные изъяты>).
Между тем, согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29 мая 2012 «О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, ст. 4 ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008).
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения указанного спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В соответствии с п. 5.35 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Принимая во внимание данные положения гражданского законодательства, суд приходит к выводу о том, что территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике является надлежащим ответчиком по данному делу.
Третье лицо: Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, в представленном суду письменном отзыве просило рассмотреть дело без участия представителя, указав, что исковые требования считает подлежащими удовлетворению (л.д.<данные изъяты>).
Третье лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, письменного отзыва (возражения) на иск не представило.
Третье лицо: МИ ФНС №4 по ЧР, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, в представленном суду письменном заявлении просила рассмотреть дело без участия представителя (л.д. <данные изъяты>).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя истца, ответчиков, представителя ответчика, представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № А., Б., К., Н., согласно утвержденному списку были распределены и закреплены в долевую собственность каждому земельные доли площадью <данные изъяты> га, в том числе <данные изъяты> га пашни (л.д. <данные изъяты>).
Право собственности на данные земельные участки ни за умершими собственниками земельных долей, ни за ответчиками (наследниками умерших) в ЕГРП не зарегистрировано (л.д<данные изъяты>).
В соответствии с п.1.ст.12.1. Федерального закона №101- ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Согласно п.2 ст.12.1 Федерального закона невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей) (пункт 3 ст. 12.1. Федерального закона).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
В соответствии с ч.2 ст.5 Закона Чувашской Республики от 01.06.2004г. № 11 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» к компетенции органов местного самоуправления поселения или городского округа в области регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения относятся составление списка лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; представление на утверждение общему собранию участников долевой собственности списка невостребованных земельных долей; утверждение списка невостребованных земельных долей в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п.7 ст.12.1. Федерального закона №101 ФЗ с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В соответствии с пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В соответствии с ч.2 ст.5 Закона Чувашской Республики от 01.06.2004г. № 11 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на земельные доли, признанные невостребованными в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории Кошноруйского сельского поселения Канашского района, что подтверждается представленной кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.<данные изъяты>).
Следовательно, Кошноруйское сельское поселение Канашского района Чувашской Республики вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на указанный земельный участок.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что все вышеуказанные требования законов были выполнены администрацией Кошноруйского сельского поселения.
Судом установлено, что информация о том, что земельные доли собственников земельных долей (согласно приложенному списку) СХПК «<данные изъяты> в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона № 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» могут быть признаны невостребованными, была опубликована в газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ (являющейся средством массовой информации, определенным Чувашской Республикой), а также размещена на сайте Кошноруйского сельского поселения в сети «Интернет», собственникам (наследникам умерших собственников) земельных долей предлагалось до истечения 3 месяцев со дня опубликования списка представить в администрацию поселения в письменной форме возражения по поводу необоснованного их включения в данный список (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14.1 Федерального закона № 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ДД.ММ.ГГГГ на сайте Кошноруйского сельского поселения в сети «Интернет» и в газете «<данные изъяты>» № было опубликовано и размещено извещение о проведении ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов в здании <данные изъяты> собрания собственников земельных долей СХПК «<данные изъяты>» по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей, а также предложения по месту расположения земельных участков (л.д. <данные изъяты>).
Согласно акту Кошноруйского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ общее собрание собственников земельных долей ДД.ММ.ГГГГ не состоялось ввиду неявки собственников (л.д<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением <данные изъяты> № был утвержден список собственников невостребованных земельных долей СХПК <данные изъяты>. Из приложения к данному постановлению следует, что в список собственников невостребованных земельных долей также включены умершие собственники земельных долей по данному делу (л.д. <данные изъяты>).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность СХПК «<данные изъяты>» прекращена ДД.ММ.ГГГГ в связи с его ликвидацией на основании определения Арбитражного суда ЧР о завершении конкурсного производства (л.д. <данные изъяты>).
Земельный участок, состоящий из невостребованных земельных долей граждан, прошел процедуру межевания и постановки на кадастровый учет. В счет невостребованных земельных долей выделен земельный участок с кадастровым №, что подтверждается представленной кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.<данные изъяты>).
Конституция Российской Федерации закрепляет положение об охране частной собственности и право каждого гражданина РФ пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью по своему усмотрению (статьи 35 Конституции Российской Федерации).
Согласно копиям записей актов о смерти отдела ЗАГС администрации <данные изъяты> Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, К. умер ДД.ММ.ГГГГ, Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ, А. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).
Учитывая, что после смерти А., Б., К., Н. прошло более трёх лет, наследники Б., К., Н. приняли наследство, но не оформили наследственных прав в отношении земельных долей, свидетельство, подтверждающее право собственности на земельную долю, не получили, не выразили какого-либо намерения распорядиться земельной долей и не использовали земельную долю по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о том, что названные земельные доли не были востребованы, при этом ни сами умершие собственники земельных долей, ни их наследники не предпринимали добросовестных действий по надлежащему оформлению прав на них и распоряжению.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Признание права собственности администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики на спорные земельные участки влечет прекращение права собственности у собственников земельных долей.
Способ, заявленный истцом о прекращения права собственности умерших собственников земельных долей, не противоречит ст.235 ГК РФ, согласно которой право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии достаточных законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст.194,198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление администрации Кощноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности А., Б., К., Н. на земельные доли площадью <данные изъяты> га, в том числе <данные изъяты> га пашни, в составе невостребованных земельных долей СХПК <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым №
Признать право собственности муниципального образования «Кошноруйское сельское поселение Канашского района Чувашской Республики» на четыре земельные доли площадью <данные изъяты> га, в том числе <данные изъяты> га пашни, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенный по <адрес>.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба или представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.М.Шантенкова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.