Решение по делу № 2а-8721/2017 от 09.10.2017

Дело № 2а-8721/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2017 года г.Стерлитамак РБ

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Халитовой А.Р.,

при секретаре Ильиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ об оспаривании действий (бездействий)

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ об оспаривании действий (бездействий).

Свои требования мотивирует тем, что она (ФИО1) является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, на основании договора дарения от 14 апреля 2015 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В связи с чем она (ФИО1) посчитала целесообразным включить в границы населенного пункта сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ указанный земельный участок, и обратилась в администрацию сельского поселения Айгулевский сельсовет, предоставив вместе с правоустанавливающими документами обоснование на включение земельного участка в границы населенного пункта указанного сельсовета. Решением Совета сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ от 31 марта 2016 года ей (ФИО1) разрешено разработать генеральный план населенного пункта с. Айгулево сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ с включением вышеназванного земельного участка в генеральный план. 26 июля 2016 года она (ФИО1) обратилась к главе сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ с заявлением об утверждении генерального плана с. Айгулево и размещении его на официальном сайте Министерства экономического развития РФ «ФГИС ТП» для дальнейшего его согласования в Правительстве РБ. Генеральный план размещен на указанном сайте. 17 июля 2017 года она (ФИО1) получила письмо от главы сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ ФИО6 с отказом в согласовании генерального плана. Отказ был принят Министерством сельского хозяйства РБ. Основанием для отказа явилось то, что земельный участок в настоящее время используется для сельскохозяйственного производства ИП ФИО3; администрация муниципального района Стерлитамакский район РБ выразила свою позицию о нецелесообразности изъятия данного земельного участка из сельскохозяйственного оборота. При обращении в Министерство сельского хозяйства РБ для письменного разъяснения по данному отказу был получен ответ, что информация об использовании земельного участка для сельскохозяйственного производства ИП ФИО3 была получена из устного источника в администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ. Однако на официальном сайте в ЕГРН данной информации нет, земельный участок никем не используется, договор аренды на земельный участок был расторгнут по заявлению ФИО4 от 6 октября 2016 года, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 22 октября 2016 года. Выражение своей позиции администрацией муниципального района Стерлитамакский район РБ о нецелесообразности изъятия данного земельного участка неправомерно, так как вопрос перевода земель из одной категории в другую находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Просит признать незаконным отказ Министерства сельского хозяйства РБ в согласовании проекта «Генеральный план с. Айгулево сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ»; обязать Министерство сельского хозяйства РБ совершить действия в виде в виде согласования проекта «Генеральный план с. Айгулево сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ».

Определением Стерлитамакского городского суда РБ от 08 ноября 2017года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ИП <данные изъяты>, Администрация МР Стерлитамакский район РБ.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО5 административное исковое заявление поддержал. Суду показал, что ИП Сазоненко не намерен продлять договор аренда земельного участка. Министерство природопользования и экологии РБ не возражают против возведения зданий на участке ФИО1

В судебном заседании представитель административного ответчика – глава администрации сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ ФИО6 оставил исковые требования на усмотрение суда. Суду показал, что договор аренды земельного участка имеется. Вблизи земельного участка переданного ФИО1 в аренду расположен скотомогильник, он включен в реестр, следовательно, в границы сельского поселения войти не может. Расстояние от скотомогильника до жилой зоны должны не менее 1000 м.

В судебном заседании представитель администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ ФИО7 в удовлетворении административного искового заявления просил отказать, так как сельскохозяйственные земли находятся под особой охраной, не соблюдены требования и порядок перевода земельного участка из одной категории в другую согласно градостроительного законодательства.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Министерства сельского хозяйства РБ ФИО8 в удовлетворении административного искового заявления просила отказать, так как требования не обоснованны. Истцом не указан какой нормативный акт нарушен ответчиком отказом в переводе категории земель, какие права истца нарушены.

В судебное заседание административный истец ФИО1, ИП Сазоненко не явились, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Суд, заслушав представителя административного истца, представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: РБ, Стерлитамакский район, вблизи с. Айгулево, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: сельскохозяйственное производство, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 апреля 2015 года.

3 ноября 2016 года между ФИО1 и ФИО3 заключен договор безвозмездного пользования земельным участком для возделывания сельхозкультур.

Решением главы сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ от 31 марта 2016 года № 8/1 решено разработать генеральный план с. Айгулево муниципального района Стерлитамакский район РБ с включением в черту населенного пункта земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, собственником которого является ФИО1 в целях жилой комплексной застройки территории.

Главой сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ в адрес администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ 30 августа 2016 года направлено на согласование размещение генерального плана с. Айгулево муниципального района Стерлитамакский район РБ на официальном сайте Министерства экологического развития РФ «ФГИС ТП» для дальнейшего его согласования в Правительстве РБ.

Из письма главы администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ от 26 сентября 2017 года следует, что особенностью перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов является доказывание нецелесообразности сохранения статуса земли сельхозназначения. Данное доказательство о нецелесообразности сохранения статуса земли сельхозназначения в письменном виде от ФИО1 как от собственника земельного участка в адрес администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ не представлялось.

Согласно сообщению министра Министерства сельского хозяйства РБ ФИО9 от 7 июля 2017 года, рассмотрев посредством ФГИС ТП на сайте проект «Генеральный план с. Айгулево сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ», указанный проект не может быть согласован в представленной редакции. Согласно проекту границы с. Айгулево планируется включить земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 56 га, находящийся в частной собственности и используемый в настоящее время для сельскохозяйственного производства ИП ФИО3 согласно позиции администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ нецелесообразно производить изъятие указанного земельного участка из сельскохозяйственного оборота.

Из справки генерального архитектора администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ от 31 октября 2017 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 56 га, относится к пахотным землям.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).

В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Позиция истца ФИО1 нарушает баланс частного и публичного интереса, ставит интересы частного собственника выше интересов общества и государства в вопросах приоритетного землепользования и охраны сельскохозяйственных угодий(пахотных земель).

Таким образом, учитывая, что земельный участок является востребованным для сельхозпроизводства, наиболее ценным сельскохозяйственным угодьем – пашней, для обработки которой вложены значительные ресурсы и финансовые средства, изменение статуса земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов было признано нецелесообразным, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.

Применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что Министерством сельского хозяйства РБ доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, истец ФИО1 не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ, Министерству сельского хозяйства РБ о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства РБ в согласовании проекта «Генеральный план с. Айгулево сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ»; обязании Министерства сельского хозяйства РБ совершить действия в виде в виде согласования проекта «Генеральный план с. Айгулево сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район РБ» ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья А.Р. Халитова

2а-8721/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Галимова Н.Н.
Ответчики
администрация сельского поселения Айгулевский с/с
Министерство сельского хозяйства РБ
Суд
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
sterlitamaksky.bkr.sudrf.ru
09.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
11.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
08.11.2017[Адм.] Судебное заседание
28.11.2017[Адм.] Судебное заседание
04.12.2017[Адм.] Судебное заседание
08.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее