Решение по делу № 2а-5640/2017 от 07.08.2017

№2а-5640/17-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2017 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи М.Н. Картавых, при секретаре

М.О.Журковой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Орловой Т. С. к Государственному комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании отказа от 26.07.2017 №14721/12.4-21 незаконным, понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что она 07.09.2016 обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося в государственной или муниципальной собственности расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, с приложением схемы расположения земельного участка на бумажном носителе и требуемых по закону документов. Письмом от 26 июля 2017 ответчик отказал административному истцу в таком согласовании, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне (автодорога <данные изъяты>). Земельный участок находится в 74 метрах от указанной автодороги. При этом указанный земельный участок вплотную примыкает к земельному участку с кадастровым номером , отнесенному к категории лесного фонда, в связи с чем не выдержано 30 метровое расстояние, установленное п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям». Кроме того, согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия также в соответствии с представленной администрацией Деревянского сельского поселения копией карты функциональных зон, испрашиваемый земельный участок расположен за пределами границ населенного пункта, в том числе за пределами планируемых границ на землях сельскохозяйственного назначения. Указывая на бездоказательность мотивов принятия данного решения ответчика, истец просит признать его незаконным и обязать ответчика утвердить схему расположения земельного участка, принять решение о предварительном согласовании его предоставления.

В судебном заседании Орлова Т.С. требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности ФИО4, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

1 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон от 29.12.2015 № 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Статьей 3 Закона от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия уполномоченным Правительством Республики Карелия.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1, подпунктами 35-35.6 пункта 9 Положения о государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года № 274-П, органом исполнительной власти в Республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия, является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок. В связи с чем, на основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 г. № 827р-П было создано Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами".

Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, а также взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Судом установлено, что 07.09.2016 в адрес Государственного комитета РК поступило заявление Орловой Т.С. от 07.09.2016 года (вх. ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в кадастровом квартале в аренду для целей индивидуального жилищного строительства.

На основании пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта предоставляются гражданам на основании договора аренды земельного участка без проведения торгов.

Порядок такого предоставления земельных участков определен положениями ст. 39.14 ЗК РФ и заключается в подготовке схемы расположения земельного участка (в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок); подаче в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка; обеспечении заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подаче в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятии уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 39.14, пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка должна быть приложена схема расположения земельного участка.

Письмом от 20 сентября 2016 г. № 8867/12.4-21 административный ответчик возвратил заявление Орловой Т.С. без рассмотрения по существу, сославшись на несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к ее подготовке, которые установлены п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции 06 февраля 2017, такие действия Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок были признаны незаконными ввиду того, что согласно ст. 39.15 ЗК РФ ответчик был обязан либо возвратить заявление Орловой Т.С., либо обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка, либо отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Рассмотрев заявление Орловой Т.С. повторно, 21 февраля 2017 ответчиком было принято решение, оформленное письмом № 3220/12.4-21, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое было оспорено в суде, согласно апелляционного определения требования Орловой Т.С. были удовлетворены, отказ от 21.02.2017 признан незаконным, ответчика обязали рассмотреть заявление истицы повторно.

В рамках исполнения решения суда 26 июля 2017 ответчиком принято решение, оформленное письмом № 14721/12.4-21, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Мотивами принятия такого решения указаны п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9 ЗК РФ, так как испрашиваемый земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне (автодорога <данные изъяты>). Земельный участок находится в 74 метрах от указанной автодороги. При этом указанный земельный участок вплотную примыкает к земельному участку с кадастровым номером , отнесенному к категории лесного фонда, в связи с чем не выдержано 30 метровое расстояние, установленное п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям». Кроме того, согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия также в соответствии с представленной администрацией <данные изъяты> копией карты функциональных зон, испрашиваемый земельный участок расположен за пределами границ населенного пункта, в том числе за пределами планируемых границ на землях сельскохозяйственного назначения.

Оценивая оспариваемое решение на предмет законности, суд исходит из следующих норм права.

Согласно пп.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, прилагаемая к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с пп.3 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является подготовка схемы расположения земельного участка, разработанная с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами.

Статьей 7 Закона о регистрации установлено, что Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально- экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее - реестр границ).

Согласно ответу на запрос суда, в настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о следующих зонах с особыми условиями использования территорий, расположенных в кадастровом квартале (м. <данные изъяты>): прибрежная защитная полоса «часть прибрежной защитной полосы Онежского озера» с реестровым номером , водоохранная зона «часть водоохранной зоны Онежского озера» с реестровым номером .

Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий - прибрежная защитная полоса «часть прибрежной защитной полосы Онежского озера» с реестровым номером внесены 14.11.2014 в государственный кадастр недвижимости (в последующем, ЕГРН) в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ; правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 (действовавшими на момент внесения сведений), по результатам рассмотрения карты (плана) объекта землеустройства. Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий - водоохранная зона «часть водоохранной зоны Онежского озера» с реестровым номером внесены 14.11.2014 в государственный кадастр недвижимости.

В связи с чем, на земельные участки, находящиеся в пределах указанных зон накладываются ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Так, в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Согласно Карте зон действия экологических и санитарно-эпидемиологических ограничений Правил землепользования и застройки Деревянского сельского поселения, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне (автодорога Петрозаводск-Ошта). Земельный участок находится в 74 метрах от указанной автодороги.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 01 ноября 2010 г. №471р-П утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, согласно которому по территории <адрес> проходит автомобильная дорога «<данные изъяты>».

Согласно Генеральному плану Деревянского сельского поселения протяженность автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты>» по территории <данные изъяты> составляет 103,1 км.

Разделом 3.2 Генерального плана («Потенциально опасные объекты, вид и объем потенциально опасного вещества, мероприятия») предусмотрено, что для потенциально опасного объекта автомобильная дорога «<данные изъяты>» устанавливается санитарно-защитная зона от бровки земляного полотна до застройки в размере 100 м.

Указанный земельный участок вплотную примыкает к земельному участку с кадастровым номером , отнесенному к категории лесного фонда, в связи с чем не выдержано 30 метровое расстояние, установленное п 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям», а именно противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны составлять не менее 30 метров.

Согласно п. 4.14свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" - противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.

Кроме того, согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия также в соответствии с представленной администрацией <данные изъяты> копией карты функциональных зон, испрашиваемый земельный участок расположен за пределами границ населенного пункта, в том числе за пределами планируемых границ на землях сельскохозяйственного назначения.

Статьей 78 ЗК РФ определены случаи использования земель сельскохозяйственного назначения. Согласно п.1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ земли, указанные в п.1 ст.7 3К РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказ Государственного комитета РК в предварительном согласовании предоставления земельного участка не противоречит требований законодательства и не нарушает прав административного истца.

Таким образом, оснований для признания отказа от 26.07.2017 №14721/12.4-21 незаконным и нарушающим права административного истца, равно как и для возложения на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Орловой Т. С. к Государственному комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании отказа от 26.07.2017 №14721/12.4-21 незаконным, понуждении к совершению действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 05.09.2017 года.

2а-5640/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Орлова Т.С.
Ответчики
Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
07.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
08.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2017[Адм.] Судебное заседание
31.08.2017[Адм.] Судебное заседание
05.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее