Дело №2а-61/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2017 года <адрес>
Судья Конышевского районного суда Курской области Попрядухин А.А.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области Симоненковой А.В., действующей в порядке ст. 39, 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кутковой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области, действующего в порядке ст. 39, 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области об оспаривании бездействия выразившегося в непринятии мер к обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимости - гидротехнического сооружения, расположенного в <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой <данные изъяты> района <данные изъяты> области проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о муниципальной собственности в муниципальном образовании <данные изъяты>
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с требованиями ст.3 Федерального Закона РФ от 21 июля 1997 года № 117 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям (далее ГТС), относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Статья 9 Федерального Закона РФ от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействий терроризму» к основным принципам противодействия терроризму отнесены: приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита прав и свобод граждан, минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма.
Одним из проявлений терроризма является террористический акт, совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба, либо наступление иных тяжких последствий.
В силу ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению не возможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Частью 1 ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника, или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Частью 3 ст. 36 Устава муниципального образования <данные изъяты> установлено, что администрация <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области обладает правами юридического лица и по организационно правовой форме является муниципальным казенным учреждением.
В соответствии с п.3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Пунктом 5 порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, установлено. что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления сельских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Администрация муниципального образования <данные изъяты> обладает правами юридического лица и в соответствии с п.5 указанного выше положения обладает правом постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования <данные изъяты> на пруду на балке б/н в <адрес> имеется гидротехническое сооружение (плотина), при этом документы, устанавливающие право собственности какого-либо юридического или физического лица на указанный объект отсутствуют, право муниципальной собственности муниципальным образованием <данные изъяты> не зарегистрировано.
С учетом изложенного, гидротехническое сооружение (плотина), расположенное на пруду на балке б/н в <адрес>, является бесхозяйным.
Бездействие органов местного самоуправления <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области может привести к возникновению черезвычайной ситуации, осуществлению террористического акта, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих в <адрес>, тем самым нарушая их соответствующие права, так как плотина является бесхозяйной и фактически никто не несет ответственность за ее техническое состояние.
Орган местного самоуправления осведомлен о наличии на территории сельсовета бесхозяйного гидротехнического сооружения, однако до настоящего времени мер к постановке на учет данного объекта не принял.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, выразившееся в непринятии мер к обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - гидротехнического сооружения (плотины), расположенного по адресу: <адрес> (пруд на балке б/н).
Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> райцона <данные изъяты> области в срок до <дата> обратиться в орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - гидротехнического сооружения (плотины), расположенного по адресу: <адрес> (пруд на балке б/н).
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области, Симоненкова А.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель административного ответчика - администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Согласно отзыва исковые требования признаёт. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Установленные ст. 9 Закона N 117-ФЗ меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Судом установлено, что на территории муниципального образования <данные изъяты> имеется гидротехническое сооружение, которое в соответствии с сообщением департамента экологической безопасности и природопользования <данные изъяты> области имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение в <адрес>, балка б/н, <дата> ввода в эксплуатацию, объемом <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> га, установлены сроки постановки на учет в Управление Росреестра по <данные изъяты> области - <дата> предусмотрена дата оформления в собственность 1 <дата> (л.д.№).
В соответствии с перечнем бесхозяйных ГТС, расположенных на территории <данные изъяты> области, утвержденным протоколом КЧП и ОПБ администрации <данные изъяты> области от <дата> № за № значится гидротехническое сооружение пруд на балке б/н, расположенный в <адрес>.
В соответствии со ст. 36 Устава Муниципального образования <данные изъяты>, утвержденного решением собрания депутатов <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области от <дата> № администрация <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области осуществляет исполнительно распорядительные функции. В соответствии с пп.1 п.4 указанной статьи обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области в интересах населения <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области. Осуществляет муниципальный контроль за использованием земель на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области (л.д.№).
Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> области <дата> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости отсутствуют. По состоянию на <дата> администрация <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области с заявлением о постановке на учет данного бесхозяйного объекта недвижимости, не обращалась (л.д.№).
Согласно информации <данные изъяты> дополнительного офиса <данные изъяты> производственного участка Черноземного филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от <дата> гидротехническое сооружение, расположенное в <адрес> не является зарегистрированным (л.д.№).
Из информации администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области от <дата>, информации ТУ Росимущества в <данные изъяты> области от <дата> следует, что проектно-сметная документация, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, пруд на балке б/н, не выдавалось (л.д.№).
По сообщению администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области, Комитета по управлению имуществом <данные изъяты> области, Территориального управления Росимущества в <данные изъяты> области, указанное гидротехническое сооружение, в реестре муниципального, государственного имущества <данные изъяты> области и федерального имущества не значится.
Поскольку отсутствует собственник вышеуказанного гидротехнического сооружения, следовательно, данный объект является бесхозяйным имуществом. Отсутствие собственника и хозяина вышеуказанного объекта создает угрозу безопасности граждан.
Учитывая, что спорное гидротехническое сооружение расположено в административных границах муниципального образования <данные изъяты> суд считает, то обстоятельство, что администрация сельсовета, не обратилась в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Органы местного самоуправления в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности выше указанного объекта. Непринятие мер по указанному вопросу представляют угрозу безопасности граждан.
С учётом изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175,176, 227 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - гидротехнического сооружения (плотины), расположенного по адресу: <адрес> (пруд на балке б/н).
Возложить на администрацию муниципального образования <данные изъяты> обязанность в срок до <дата> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимости - гидротехнического сооружения (плотины), расположенного по адресу: <адрес> (пруд на балке б/н).
Об исполнении решения сообщить в суд и прокурору <данные изъяты> района <данные изъяты> области, в срок до <дата>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда, через Конышёвский районный суд Курской области, в течение месяца, со дня принятия судом.
Судья А.А.Попрядухин