Дело №5–28/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
п. Красный 31 июля 2017 года
Федеральный судья Краснинского районного суда Смоленской области Вдовина Н.И. (Смоленская область, п.Красный, ул.К.Маркса, д.27), при секретаре Масловой О.П., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении юридического лица - муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик», юридический адрес: 216100, Смоленская область, п. Красный, пер. Багратиона, д.1Б, адрес места нахождения тот же, ИНН №, КПП №, БИК №, ОГРН №, дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Старшим государственным инспектором по Смоленской области Росприроднадзора ФИО4 в отношении МУП «Коммунальщик» ДД.ММ.ГГГГ составлен, а затем направлен в суд протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, согласно, которому в хозяйственном ведении МУП «Коммунальщик» находятся: система водоотведения <адрес>, которая включает в себя централизованное водоотведение, протяженностью канализационной сети 6 км. Три КНС и очистные сооружения, включающие в себя: отстойник, 2 резервуара емкостью по 200 куб.м. наполненных щебеночным материалом, перекачивающая насосная станция, хлораторная и биопруд. В частном секторе выгребные ямы. Очистные сооружения расположены в <адрес>, в неудовлетворительном состоянии и требующие проведения капитального ремонта. Управлением в отношении МУП «Коммунальщик» определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ № возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. При проведении административного расследования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории очистных сооружений МУП «Коммунальщик», расположенных по адресу: <адрес>, выявлено административное правонарушение - нарушение правил водопользования, а именно: нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, заключающееся в следующем. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области закрепляет на праве хозяйственного ведения имущество по Приложению № к Договору (далее - имущество) за МУП «Коммунальщик» (далее - предприятие). В соответствии с перечнем передаваемых объектов по Приложению № к Договору на праве хозяйственного ведения муниципальным имуществом очистные сооружения переданы на праве хозяйственного ведения предприятию, расположенные по адресу: <адрес> Отведение сточных вод после очистки производится через водовыпускной колодец, затем по выпуску № в реку Свиная. Очистные сооружения МУП «Коммунальщик» находятся в городской черте п.г.т. Красный. Водоснабжение осуществляется из городского водопровода. Забор воды за ДД.ММ.ГГГГ составил 182 тыс. куб.м. Забранная вода используется для хозяйственно-питьевых нужд населения и предприятий <адрес>. Водоотведение сточных вод осуществляется через очистные сооружения биологической очистки. После очистки сточные воды сбрасываются в реку Свиная. Общий объем сброшенных сточных вод за ДД.ММ.ГГГГ составил 29 тыс. куб. м. Очистные сооружения МУП «Коммунальщик» служат для биологической очистки сточных вод. МУП «Коммунальщик» представлены протоколы испытаний (измерений) от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждающие проведение лабораторных исследований, проведенных филиалом ЦЛАТИ по Смоленской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» (аттестат аккредитации: № в ФС по аккредитации, дата включения аккредитованного лица в реестр ДД.ММ.ГГГГ.) сточных вод на выпуске после очистных сооружений биологической очистки в реку Свиная в ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленным протоколам испытаний (измерений) в ДД.ММ.ГГГГ выявлены превышения загрязняющих веществ в сточной воде выпуска № р. Свиная, установленные Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с запросом от ДД.ММ.ГГГГ № Управления в Отдел водных ресурсов по Смоленской области МОБВУ Федерального агентства водных ресурсов, получена информация от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии разрешительных документов у водопользователя МУП «Коммунальщик». Вместе с тем, по информации отдела государственной экологической экспертизы, лицензирования, нормирования и администрирования платежей Управления Росприроднадзора по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, у МУП «Коммунальщик» разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) отсутствует. МУП «Коммунальщик» осуществляет пользование водными объектами (река Свиная) с нарушениями правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, а именно: МУП «Коммунальщик» не оформлено разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствует проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, выявлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ, установленные решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №, прибор учета объема сброса сточных вод отсутствует, чем нарушены требования ч. 1-3 ст. 35, п.5 ч. 2 ст. 39; ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 56, ч. 1 ст. 60, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации; п. 1, п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды».
В судебном заседании представитель МУП «Коммунальщик» Фомичева Н.В., вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, признала в полном объеме, пояснила, что МУП «Коммунальщик» событие административного правонарушения не оспаривает, вину в его совершении признает. Указанные обстоятельства просила признать смягчающими. Указала, что в настоящий момент имущественное состояние МУП «Коммунальщик» очень тяжелое: с банковских счетов организации списываются денежные средства в очередности, предусмотренной картотекой: на погашение задолженности по оплате страховых взносов во исполнение решений внебюджетных фондов, на погашение задолженности по недоимки по налогам, что подтверждается справкой. В отношении МУП «Коммунальщик» заведены исполнительные производства о взыскании с МУП «Коммунальщик» денежных средств. При рассмотрении административного материала просила учесть, что имущественный ущерб отсутствует, как и отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в качестве исключительных обстоятельств при назначении административного наказания просила признать сложное финансовое положение МУП «Коммунальщик; ненамеренный характер действий; социально направленную деятельность МУП «Коммунальщик» - оказание коммунальных услуг, ввиду чего просила назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Представитель Управления Росприроднадзора по Смоленской области в судебное заседание не прибыл, направили в суд заявление о рассмотрении дела об административном правонарушении без участия представителя Управления.
Заслушав объяснения представителя МУП «Коммунальщик» Фомичевой Н.В, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения заключается в совершении при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты действий, нарушающих установленные правила водопользования, направленных на несоблюдение установленных законодательством условий при заборе (изъятии) воды из водных объектов и при сбросе сточных вод.
Сброс сточных вод в водные объекты в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" возможен лишь после получения разрешения специально уполномоченного органа при условии установлении лимитов на сбросы, при этом разрабатываются мероприятия по охране окружающей среды, направленные на поэтапное достижение установленных нормативов допустимых сбросов веществ.
Судом установлено, что согласно договору № о порядке использования закрепленного за муниципальным унитарным предприятием «Коммунальщик» муниципального имущества на праве хозяйственного ведения администрация Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области закрепило на праве хозяйственного ведения имущество по Приложению № к Договору (далее - Имущество) за МУП «Коммунальщик» (далее - Предприятие). В соответствии с перечнем передаваемых объектов по Приложению № к Договору на праве хозяйственного ведения муниципальным имуществом очистные сооружения переданы на праве хозяйственного ведения предприятию, расположенные по адресу: <адрес>. Отведение сточных вод после очистки производится, через водовыпускной колодец, затем по выпуску № в реку Свиная.
На основании п.п. 3.1 Договора, предприятие обязуется обеспечить сохранность имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, и его возобновление за счет средств предприятия; осуществлять за счет средств предприятия капитальный и текущий ремонт имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с пояснительной запиской, представленной МУП «Коммунальщик» ДД.ММ.ГГГГ, очистные сооружения МУП «Коммунальщик» находятся в городской черте п.г.т. Красный. Водоснабжение осуществляется из городского водопровода. Забор воды за ДД.ММ.ГГГГ составил 182 тыс. куб.м. Забранная вода используется для хозяйственно-питьевых нужд населения и предприятий п.г.т. Красный. Водоотведение сточных вод осуществляется через очистные сооружения биологической очистки. После очистки сточные воды сбрасываются в реку Свиная. Общий объем сброшенных сточных вод за ДД.ММ.ГГГГ составил 29 тыс. куб. м.
Очистные сооружения МУП «Коммунальщик» служат для биологической очистки сточных вод, в состав входят: приемная камера; песколовка; первичный отстойник; биофильтр; насосная станция; биологические пруды; хлораторная; илосборник.
Очистка сточных вод производится в следующем порядке: сточные воды по самотечной канализационной сети и через две перекачивающие насосные станции КНС-1 и КНС-2 по напорному трубопроводу поступают в приемную камеру; затем поступают в горизонтальную песколовку, где оседающий песок по мере накопления сбрасывается на обезвоживаемую площадку с последующими вывозами; от песколовки сточные воды по ж/б лоткам отводятся к первичному отстойнику, в котором стоки отстаиваются, освобождаются от взаимных частиц, осаждающих на дно в виде ила; ил из отстойников по мере накопления и утопления выпускается по илопроводам на иловую площадку, где он обезвоживается, подсушивается и вывозится. Сточные воды от первичного отстойника по трубопроводу отводятся в биофильтр, где производится биологическая очистка. Для распределения сточной воды на поверхности биофильтров используется спринклерная система разбрызгивания. Сточные воды после их осветления в первичном отстойнике направляются в биофильтр. При орошении сточными водами слоя загрузки биофильтра происходит абсорбция биологической пленкой тонко диспергированных веществ, оставшихся в сточной жидкости после первичного отстойника, а также коллоидных и растворенных веществ. Органическая часть загрязнения, задержанного биологической пленкой, подвергаются биохимическому окислению (минерализации) при помощи аэробных и анаэробных микроорганизмов, на поверхности загрузки. Кислород, необходимый для жизнедеятельности бактерий, поступает в тело биофильтра путем естественной вентиляции. Биологический фильтр (состоит из: непроницаемого основания; дренажа; боковых стенок с отверстиями для аэрации фильтра; фильтрующего материала - шлака (щебня) и распределительных устройств) - это сооружения, в котором биологическая очистка очистных вод осуществляется при фильтрации вод осуществляется при фильтрации через слой крупнозернистого материла: поверхность зерен этого материала покрыта биологической пленкой, заселенной аэробными и анаэробными микроорганизмами. После биологического фильтра очищенные сточные воды самотеком поступают в приемной колодец насосной станции. Два фекальных насоса насосной станции по подземным трубопроводам диаметром 100 мм., перекачивают очищенные стоки в биологические пруды, где происходит естественный процесс самоочищения. После отстаивания и самоочищения очищенные сточные воды перед сбросом в водоем обеззараживаются, дозированным раствором хлорной извести из хлораторного устройства.
Сброс сточных вод в реку Свиная производится через водовыпускной колодец, расположенный в 7 м. от русла реки Свиная, по трубе диаметром 150мм.
Из решения Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что срок водопользования МУП «Коммунальщик» установлен Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии на 3 года с момента регистрации в государственном водном реестре (ДД.ММ.ГГГГ). Отбор проб и контроль качества сбрасываемых сточных вод осуществляет аккредитованная аналитическая лаборатория в соответствии с программой проведения измерений качества сточных вод. Вода в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать требованиям содержащимся в данном решении (л.д. 61-67).
Согласно представленным протоколам испытаний (измерений) в 2016 году выявлены превышения загрязняющих веществ в сточной воде выпуска № р. Свиная, установленные указанным решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №, по следующим показателям: ДД.ММ.ГГГГ: протокол испытаний (измерений) от ДД.ММ.ГГГГ №: БПК полн. - в 13,3 раза взвешенные вещества - 13,3 раза; азот аммонийный — 12,8 раз; азот нитритов - в 2 раза; фосфат-ион - в 3 раза; железо общее - в 9,2 раза; нефтепродукты - в 0,8 раз (л.д.103-104);ДД.ММ.ГГГГ: протокол испытаний (измерений) ДД.ММ.ГГГГ №: БПК полн. - в 4,2 раза; азот нитритов - в 1,5 раза; железо общее - в 4 раза; нефтепродукты - 2,3 раза л.д.101-102.
В ДД.ММ.ГГГГ проведены лабораторные исследования ОАО «ИТЦ «Экология» (аттестат аккредитации: № в ФС по аккредитации, дата включения аккредитованного лица в реестр ДД.ММ.ГГГГ.), по результатам которых выявлены превышения загрязняющих веществ в сточной воде выпуска № р. Свиная, установленные Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №, по следующим показателям:- протокол КХА от ДД.ММ.ГГГГ №: взвешенные вещества - в 13,3 раза; БПК полн. - в 19,7 раза; нефтепродукты - 15,4 раза; фосфат-ион - 51,7 раза; азот аммония - 29,5 раз; СПАВ (анион) - 1,7 раза; железо общее - 5,7 раза (л.д.109).
Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду МУП «Коммунальщик» не получено. Данный факт подтверждается письмом МУП «Коммунальщик» от ДД.ММ.ГГГГ, информацией отдела государственной экологической экспертизы, лицензирования, нормирования и администрирования платежей Управления Росприроднадзора по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Также у МУП «Коммунальщик» отсутствует проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект.
В соответствии со справкой, представленной директором МУП «Коммунальщик», прибор учета объема сброса сточных вод у МУП «Коммунальщик» отсутствует. Объем сброса сточных вод определяются посредствам расчетов. МУП «Коммунальщик» планирует приобретение и установку счетчика учета объема сброса сточных вод и расходомерной шайбы в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60).
Согласно п.1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002. №7 «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно п.4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002г. №7 «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 35 Водного кодекса РФ (ред. от 28.11.2015) (далее - ВК РФ), поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, нормативы допустимого воздействия на водные объект разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Согласно ч. 6 ст. 56 ВК РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты запрещается.
В соответствии с положениями ст. 60 ВК РФ, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Пунктом 9 Решения о предоставлении водного объекта в пользование № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что учет объема сброса должен осуществляться инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений.
Пунктом 6 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сбора сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденных приказом МПР и экологии Российской Федерации от 08.07.2009г. № (далее - Порядок) установлено, что измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.
Согласно пункта 9 Порядка, по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений, объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов. В пункте 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ указано, что собственники водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод.
Таким образом, МУП «Коммунальщик» осуществляет пользование водными объектами (река Свиная) с нарушениями правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, а именно: МУП «Коммунальщик» не оформлено разрешение в сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствует проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, выявлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №, прибор учета объема сброса сточных вод отсутствует.
Согласно Уставу МУП «Коммунальщик» (редакция от ДД.ММ.ГГГГ №), предприятие является коммерческой организацией, создано в целях обеспечения комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, соблюдение финансовой дисциплины, повышение качества и своевременное выполнение жилищно-коммунальных услуг, строительство новых объектов. Предметом деятельности предприятия является проведение мероприятий, обеспечивающих правильное использование и надежную сохранность жилого фонда и объектов коммунального назначения, своевременный и качественный их ремонт, строгое соблюдение правил технической эксплуатации. Повышение эффективности используемых капитальных вложений на строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства. Коммерческая деятельность. Получение прибыли. Для достижения данных целей предприятие занимается, в том числе, оказанием услуг населению и прочим потребителям по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению (л.д.42, 43).
Таким образом, в нарушение требований ч. 1-3 ст. 35, п.5 ч. 2 ст. 39; ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 56, ч. 1 ст. 60, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации; п. 1, п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» МУП «Коммунальщик» осуществляет пользование водными объектами (река Свиная) с нарушениями правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, а именно: МУП «Коммунальщик» не оформлено разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствует проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, выявлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №, прибор учета объема сброса сточных вод отсутствует.
В силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что в действиях МУП «Коммунальщик» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, обстоятельством, смягчающим административную ответственность МУП «Коммунальщик», суд признает раскаяние юридического лица, в совершении административного правонарушения.
Отягчающих административную ответственность МУП «Коммунальщик» обстоятельств, не установлено.
При назначении административного наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное положение, в связи с чем назначает юридическому лицу наказание в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере 80000 рублей, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо – муниципальное унитарное предприятие «Коммунальщик» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет № 40101810200000010001 в УФК по Смоленской области (Управление Росприроднадзора по Смоленской области, г. Смоленск), ИНН 6730054024, КПП 673001001. Банк получателя: Отделение Смоленск, г. Смоленск, БИК 046614001. Код бюджетной классификации 048 116 25050 01 6 000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды». Код ОКТМО 66624000. Назначение платежа: «Административные штрафы за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды».
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения (получения) его копии в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд Смоленской области.
Судья Н.И. Вдовина