№ 12-82/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Котово 26 июля 2017 года
Судья Котовского районного суда Волгоградской области (<адрес>) Равчеева Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Моисеевского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. главного государственного санитарного врача по г. Камышину, Камышинскому, Котовскому, Жирновскому, Руднянскому районам от ДД.ММ.ГГГГ администрация Моисеевского сельского поселения Котовского района привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и на неё наложено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Администрация Моисеевского сельского поселения, не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В соответствии с п. 1.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно бытового назначения; жидких неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Таким образом, утверждение Генеральной схемы очистки населенного пункта относится к полномочиям представительного органа сельского поселения (совет Моисеевского сельского поселения), а не к полномочиям главы администрации сельского поселения. Соответственно ответственность за данное нарушение не может быть вменено главе администрации сельского поселения. Требования к местам размещения отходов производства, указанные в постановлении предъявляются к официально организованным полигонам либо временным площадкам складирования отходов. На территории сельского поселения таковых нет. Свалка мусора в координатах, поименованных в постановлении, является несанкционированной. Администрацией сельского поселения ежегодно ведется работа по ликвидации возникающих несанкционированных свалок, в том числе в координатах указанных в постановлении. Вывоз мусора с территории сельского поселения организован и осуществляется специализированной организацией на основании договоров. Считают, что в действиях администрации Моисеевского сельского поселения отсутствует вина, а соответственно и состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ.
Просят отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу.
Законный представитель администрации Моисеевского сельского поселения Лесниченко С.Ф. в судебном заседании поддержал жалобу. Пояснил, что уставом сельского поселения не закреплена деятельность администрации в сфере обращения с отходами. В собственности администрации отсутствует специально отведенный земельный участок для складирования отходов. Обнаруженная в ходе проверки свалка является несанкционированной. Протокол об административном правонарушении был составлен в с. Моисеево в ходе проверки, акт по результатам проверки он получил через несколько дней по почте, после составления протокола. До этого с актом его никто не знакомил.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ведущий специалист – эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах Зайчук О.Г. в судебном заседании пояснила, что с доводами жалобы не согласна, поскольку в Уставе Моисеевского сельского поселения в ст. 5.1 указано, что к вопросам местного значения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем ею по результатам проверки и был составлен административный протокол в отношении администрации. Уведомление о времени и месте составления протокола представить не может, поскольку на составление протокола представитель юридического лица не вызывался, так как протокол был составлен сразу на месте в с. Моисеево. Когда был составлен акт проверки, до или после составления протокола об административном правонарушении, пояснить не может.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 3 ст. 30.6 КоАП РФ предусматривает, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 8.2 КоАП несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Статья 16 указанного Федерального закона № 294-ФЗ предусматривает, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме. В акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
В случае выявления при проведении проверки нарушения юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ).
На основании распоряжения начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плановая выездная проверка администрации Моисеевского сельского поселения. С данным распоряжением был ознакомлен глава поселения Лесниченко С.Ф. ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки в 17 часов ДД.ММ.ГГГГ был вынесен акт проверки, который был направлен по почте в администрацию Моисеевского сельского поселения и получен представителем администрации ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом территориального отдела в г. Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении администрации Моисеевского сельского поселения, в котором указано, что в ходе проверки установлены нарушения требований ст. 8, ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», п. 4.19, п. 4.20, п. 3.7, п. 4.23 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным лицом – и.о. главного государственного санитарного врача по г. Камышину, Камышинскому, Котовскому, Жирновскому, Руднянскому районам ФИО4 протокол рассмотрен, и вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которого юридическое лицо - администрация Моисеевского сельского поселения была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Согласно статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ч. 1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п. 1 ч. 1, п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В примечание к данной статье указано, что при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.
Согласно материалам дела, достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, были обнаружены ведущими специалистами-экспертами ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах Зайчук О.Г. с привлечением помощника врача по общей гигиене ФФБУЗ «ЦГ и Э в Волгоградской области в г. Камышин» ФИО5 в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении администрации Моисеевского сельского поселения. Выводы о наличии нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в деятельности администрации Моисеевского сельского поселения указаны в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в г. Камышине. При этом в акте указано дата и время проведения проверки, последним днем которой являлось ДД.ММ.ГГГГ с 09 до 17 часов. В материалах дела отсутствует информация об извещении законного представителя юридического лица о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ. Вместе с тем из протокола по делу об административном правонарушении следует, что он был составлен должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ в с. Моисеево, при этом вменены нарушения, выявленные в ходе плановой выездной проверки. Как следует из материалов дела, на ознакомление акт проверки юридическому лицу поступил только ДД.ММ.ГГГГ по почте. Факт составления протокола об административном правонарушении в с. Моисеево ДД.ММ.ГГГГ по окончанию проверки подтверждается и представителем юридического лица Лесниченко С.Ф., который также пояснил, что акт проверки получил по почте через несколько дней после составления протокола. Должностное лицо, составившее протокол, Зайчук О.Г., также подтвердила, что протокол об административном правонарушении был составлен на месте проведения проверки в с. Моисеево Котовского района, пояснила, что не помнит, был ли готов акт на момент составления протокола.
На основании изложенного нахожу, что протокол об административном правонарушении в отношении администрации Моисеевского сельского поселения был составлен до того, как само правонарушение было выявлено в установленном законом порядке.
Исходя из того, что в рассматриваемом случае данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения в отношении администрации Моисеевского сельского поселения проверки при осуществлении государственного контроля, а основания для применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности отсутствовали, и такая мера должностным лицом не применялась, то дело об административном правонарушении могло быть возбуждено только после оформления акта о проведении названной проверки.
Таким образом, нарушен установленный ст. 28.1 КоАП РФ порядок возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Нахожу допущенные нарушения существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление главного государственного санитарного врача по Волгоградской области по г. Камышин, Камышинскому, Котовскому, Жирновскому, Руднянскому районам от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Моисеевского сельского поселения подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного санитарного врача по Волгоградской области по г. Камышин, Камышинскому, Котовскому, Жирновскому, Руднянскому районам от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Моисеевского сельского поселения отменить и дело возвратить на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Равчеева