РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2017 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Бавиевой Л.И., с участием помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Ломтевой Я.А., при секретаре Нургалиевой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области об обязании представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением документов,
УСТАНОВИЛ:
Астраханский межрайонный природоохранный прокуратур обратился в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации в суд с иском к ответчику, указав, что в ходе проведенной проверки исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» были выявлены нарушения, а именно, при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатируется административное здание, расположенное по адресу: <адрес>. В результате хозяйственной деятельности администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» образуются отходы, среди них: I класс опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО - 4 71 101 01 52 1), IV класс опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО - 7 33 100 01 72 4) и иные отходы V класса опасности. Вопреки требованиям законодательства, администрация муниципального образования «Яксатовский сельсовет» осуществляет свою деятельность без оформленных надлежащим образом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В связи с выявленными нарушениями, главе указанного органа местного самоуправления было внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от 21.08.2017 № 02-05-2017. Согласно поступившему ответу нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены; в настоящее время заявление на установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства не направлены.
В связи с чем, истец просил суд обязать Администрацию муниципального образования «Яксатовский сельсовет» представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявление и документы в соответствии с п. 10 Порядка утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденного Постановлением министерства ЖКХ Астраханской области от 23.03.2016 № 5-п: заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный хозяйствующим субъектом (их филиалом и (или) обособленным подразделением), в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением надлежаще заверенной копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов с указанием классов опасности.
В судебном заседании представитель истца - помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Ломтева Я.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Просила суд установить для ответчика срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, три месяца.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, уважительных причин неявки суду не сообщил, возражений по заявленным исковым требованиям не представил.
Представитель третьего лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст. 18 вышеуказанного закона нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом (ч.1). Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ч.2). Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (ч.3). Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами(абз.2 ч.4). Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами (ч.6).
Административное здание не относится к объектам федерального экологического надзора.
В соответствии с п. 2.1.69 постановления Правительства Астраханской области от 31.10.2016 № 381-П «О Министерстве строительства и жилищно- коммунального хозяйства Астраханской области» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - Министерство) устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Постановлением Министерства от 23.03.2016 № 5-п утвержден Порядок утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - Порядок).
Согласно п.п. 4-7, 10, 20 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности хозяйственных субъектов, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утверждаются Министерством на основании заявления с приложением комплекта обосновывающих расчетов и документов, предусмотренных п. 10 Порядка, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются хозяйствующими субъектами (их филиалами и (или) обособленными подразделениями) на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг в Порядке, утвержденном Постановлением Министерства от 23.03.2016 № 4-п «Об утверждении Порядка разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору» (далее - Порядок разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В соответствии с п. 10 Порядка утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденного Постановлением министерства ЖКХ Астраханской области от 23.03.2016 № 5-п, для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйствующие субъекты (их филиалы и (или) обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в Министерство следующие документы:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием полного и сокращенного наименования, в том числе фирменного наименования, организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, контактную информацию (почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов, факсов) - для юридического лица;
б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный хозяйствующим субъектом (их филиалом и (или) обособленным подразделением), в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением надлежаще заверенной копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов с указанием классов опасности;
в) иные документы и материалы по усмотрению хозяйствующего субъекта.
Решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о переоформлении и выдаче дубликата решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляются правовыми актами Министерства.
Из вышеизложенных правовых норм следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также представить в уполномоченные органы в соответствии с утвержденным порядком документы для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.
В судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования «Яксатовский сельсовет» при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатируется административное здание, расположенное по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Кирова, д. 25. В результате хозяйственной деятельности администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» образуются отходы, среди них: I класс опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО - 4 71 101 01 52 1), IV класс опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО - 7 33 100 01 72 4) и иные отходы V класса опасности. При этом, вопреки вышеприведенным требованиям законодательства, администрация муниципального образования «Яксатовский сельсовет» осуществляет свою деятельность без оформленных надлежащим образом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Данные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет», в связи с чем главе указанного органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от 21.08.2017 № 02-05-2017. Согласно поступившему на представление ответу администрацией муниципального образования «Яксатовский сельсовет» нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены.
Доказательств, что в настоящее время ответчиком в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства направлено заявление на установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, суду в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области об обязании представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением документов удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Яксатовский сельсовет» в срок до 16 февраля 2018 года представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявление и документы в соответствии с п. 10 Порядка утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденного Постановлением министерства ЖКХ Астраханской области от 23.03.2016 № 5-п:
- заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный хозяйствующим субъектом (их филиалом и (или) обособленным подразделением), в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением надлежаще заверенной копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов с указанием классов опасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате.
Судья Л.И. Бавиева