Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2019 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре судебного заседания Зайцевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2446/2019 по административному иску Департамента культурного наследия г. Москвы к Щелковскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Московской области, УФССП России по Московской области, судебному приставу исполнителю Щелковскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Московской области Воронцовой ФИО9 о признании постановления об окончании исполнительного производства незаконным.
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском к Щелковскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Московской области, УФССП России по Московской области судебному приставу исполнителю Щелковскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Московской области Воронцовой ФИО10 о признании постановления об окончании исполнительного производства незаконным.
В обосновании административного иска указано, что Судебным приставом-исполнителем Щелковского РОСП Управления федеральной службы судебных приставов России по Московской области Воронцовой ФИО11 (далее – судебный пристав-исполнитель) 20 июля 2018 г. вынесено постановление об окончании исполнительного производства № от 16 февраля 2018 г., возбужденного по исполнительному листу серии ФС №, выданному 4 декабря 2017 г. Щелковским городским судом Московской области по делу № 2-2872/2017 об обязании ФИО2 провести работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения с наименованием "Объекты градостроительства и архитектуры, расположенные на территории Всероссийского выставочного центра: - Павильон "Потребкооперация" (бывших Центральных черноземных областей), 1954 г., архитекторы: ФИО4, ФИО5", расположенного по адресу: <адрес> путем выполнения в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда работ по инженерно-техническому обследованию Объекта, разработке и согласованию с Департаментом культурного наследия города Москвы (далее – Департамент) проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта с благоустройством территории (далее – постановление от 20 июля 2018 г.).
Департамент является взыскателем по указанному исполнительному производству.
Постановление от 20 июля 2018 г. в адрес Департамента судебным приставом-исполнителем не направлялось, представителю Департамента не вручалось.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Об оспариваемом постановлении Департамент узнал только 5 марта 2019 г. в ходе ознакомления в Щелковском городском суде Московской области с материалами дела об административном правонарушении № 5-1639/18, возбужденного по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФИО13 в котором находилась копия постановления об окончании исполнительного производства от 20 июля 2018 г.
13 марта 2019 г. (в пределах процессуального срока на обжалование) Департамент обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Щелковского РОСП УФССП России по Московской области Т.Н. Воронцовой о признании незаконным указанного постановления об окончании исполнительного производства (дело № А41-19662/19).
Определением Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2019 г. по делу № А41-19662/19, размещенным на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15 марта 2019 г., Департаменту было отказано в принятии указанного заявления.
В связи с чем, Департамент обратился с настоящим административным иском в Щелковский городской суд Московской области.
Срок, установленный статьей 122 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ), Департаментом не пропущен.
Постановление от 20 июля 2018 г. мотивировано судебным приставом-исполнителем тем, что по состоянию на 20.07.2018 остаток задолженности по исполнительному производству составляет 5 000 рублей. В ходе исполнения данного исполнительного производства установлено, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
Вместе с тем, должником требования исполнительного документа не исполнены: инженерно-техническое обследование конструкций Объекта, выполненное в соответствии с ГОСТ Р 55567-2013 "Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования", утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. № 665-ст, в адрес Департамента не предоставлялось.
Кроме того, проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Департамент не поступала, Департаментом не рассматривалась и не согласовывалась.
Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.
Фактами, подтверждающими исполнение должником требований исполнительного документа (исполнительного листа ФС № 010543101 от 4 декабря 2017 г.) в данном случае являются:
- предоставление судебному приставу-исполнителю отчета о проведении инженерно-технического обследования Объекта, с подтверждением его направления в адрес Департамента и одобрения Департаментом;
- предоставление судебному приставу-исполнителю проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта, согласованной Департаментом в соответствии с положениями Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. № 1942.
Подтверждение исполнения данного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем у Департамента не запрашивалось и Департаментом в его адрес не направлялось.
Согласно ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.
Из совокупного толкования приведенных положений действующего законодательства следует, что судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебного акта должен требовать от должника исполнения его в точном соответствии с выданным исполнительным листом.
Вместе с тем, постановление от 20 июля 2018 г. вынесено судебным приставом-исполнителем в отсутствие подтверждающих факт исполнения документов.
Таким образом, постановление не мотивировано, незаконно и необоснованно, нарушает права и интересы Департамента, в связи с чем в силу статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" может быть оспорено в суде.
На основании изложенного просит суд отменить постановление судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП Управления федеральной службы судебных приставов России по Московской области Воронцовой ФИО14 от 20 июля 2018 г. об окончании исполнительного производства № от 16 февраля 2018 г. по исполнительному листу ФС № от 4 декабря 2017 г. по делу № 2-2872/2017 об обязании ФИО2 провести работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения, расположенного по адресу: <адрес> выполнения в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда работ по инженерно-техническому обследованию объекта культурного наследия, разработке и согласованию с Департаментом культурного наследия города Москвы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с благоустройством территории.
Обязать судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП Управления федеральной службы судебных приставов России по Московской области Воронцову ФИО15 возобновить исполнительное производство № от 16 февраля 2018 г. по исполнительному листу ФС № от 4 декабря 2017 г. по делу № 2-2872/2017 об обязании ФИО2 провести работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения, расположенного по адресу: <адрес>, путем выполнения в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда работ по инженерно-техническому обследованию объекта культурного наследия, разработке и согласованию с Департаментом культурного наследия города Москвы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с благоустройством территории.
В судебном заседании представитель административного истца Шальнова С.П., действующая на основании доверенности административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Административные ответчики Щелковский районный отдел судебных приставов УФССП России по Московской области, УФССП России по Московской области будучи извещенными о месте и времени судебного заседания не явились, с какими – либо ходатайствами к суду не обращались.
Административный ответчик судебный пристав исполнитель ЩРОСП УФССП России по Московской области Воронцова Т.Н. в судебное заседание не явилась, извещена, ранее в судебном заседании предоставила возражения на административный иск, согласно которого административный иск не признала, пояснила, что административные иски в отношении ФИО2 о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения, расположенного по адресу: <адрес> (павильон «Потребкооперация»), путем выполнения в течении трех месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда работ по инженерно-техническому обследованию объекта, разработке и согласованию с уполномоченным органом проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, на основании которых вынесено решение Щелковского городского суда по делу №2-2872/2017, отменены Московским областным судом, в связи с тем, что отсутствует состав правонарушения. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приход к следующему выводы.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено и не оспаривалось сторонами, что Судебным приставом-исполнителем Щелковского РОСП Управления федеральной службы судебных приставов России по Московской области Воронцовой ФИО16 (далее – судебный пристав-исполнитель) 20 июля 2018 г. вынесено постановление об окончании исполнительного производства № от 16 февраля 2018 г., возбужденного по исполнительному листу серии ФС №, выданному 4 декабря 2017 г. Щелковским городским судом Московской области по делу № 2-2872/2017 об обязании ФИО2 провести работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения с наименованием "Объекты градостроительства и архитектуры, расположенные на территории Всероссийского выставочного центра: - Павильон "Потребкооперация" (бывших Центральных черноземных областей), 1954 г., архитекторы: ФИО4, ФИО5", расположенного по адресу: <адрес> (далее – Объект), путем выполнения в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда работ по инженерно-техническому обследованию Объекта, разработке и согласованию с Департаментом культурного наследия города Москвы (далее – Департамент) проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта с благоустройством территории (далее – постановление от 20 июля 2018 г.).
Департамент является взыскателем по указанному исполнительному производству.
Постановление от 20 июля 2018 г. мотивировано судебным приставом-исполнителем тем, что по состоянию на 20.07.2018 остаток задолженности по исполнительному производству составляет 5 000 рублей. В ходе исполнения данного исполнительного производства установлено, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
На основании п.1 ч.1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ судебным приставом-исполнителем принято постановление об окончании исполнительного производства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Вместе с тем, должником требования исполнительного документа не исполнены: инженерно-техническое обследование конструкций Объекта, выполненное в соответствии с ГОСТ Р 55567-2013 "Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования", утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. № 665-ст, в адрес Департамента не предоставлялось.
Кроме того, проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Департамент не поступала, Департаментом не рассматривалась и не согласовывалась.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона № 229-ФЗ).
Согласно п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.
Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.
Фактами, подтверждающими исполнение должником требований исполнительного документа (исполнительного листа ФС № от 4 декабря 2017 г.) в данном случае являются:
- предоставление судебному приставу-исполнителю отчета о проведении инженерно-технического обследования Объекта, с подтверждением его направления в адрес Департамента и одобрения Департаментом;
- предоставление судебному приставу-исполнителю проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта, согласованной Департаментом в соответствии с положениями Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. № 1942.
Подтверждение исполнения данного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем у Департамента не запрашивалось и Департаментом в его адрес не направлялось.
Согласно ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.
Из совокупного толкования приведенных положений действующего законодательства следует, что судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебного акта должен требовать от должника исполнения его в точном соответствии с выданным исполнительным листом.
Вместе с тем, постановление от 20 июля 2018 г. вынесено судебным приставом-исполнителем в отсутствие подтверждающих факт исполнения документов.
Суд отклоняет доводы административного ответчика, поскольку являются голословными, какими-либо бесспорными и объективными доказательствами не подтвержденными.
Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Постановление от 20 июля 2018 об окончании исполнительного производства в адрес Департамента судебным приставом-исполнителем не направлялось, представителю Департамента не вручалось.
Об оспариваемом постановлении Департамент узнал только 5 марта 2019 г. в ходе ознакомления в Щелковском городском суде Московской области с материалами дела об административном правонарушении № 5-1639/18, возбужденного по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении С.А.Кондратова, в котором находилась копия постановления об окончании исполнительного производства от 20 июля 2018 г.
13 марта 2019 г. (в пределах процессуального срока на обжалование) Департамент обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Щелковского РОСП УФССП России по Московской области Т.Н. Воронцовой о признании незаконным указанного постановления об окончании исполнительного производства (дело № А41-19662/19).
Определением Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2019 г. по делу № №, размещенным на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15 марта 2019 г., Департаменту было отказано в принятии указанного заявления.
В связи с чем, Департамент обратился с настоящим административным иском в Щелковский городской суд Московской области 26 марта 2019 года.
Доводы административного иска о том, что установленный ст. 219 КАС РФ 10-ти дневный срок на подачу заявления об оспаривании постановления был пропущен Департаментом культурного наследия г. Москвы не по вине административного истца в судебном заседании не опровергнуты.
В силу ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
На основании изложенного, суд признает причины пропуска установленного ст.219 КАС РФ 10-дневного срока на подачу заявления об оспаривании постановления Департаментом культурного наследия г. Москвы уважительными и срок подлежащим восстановлению.
На основании изложенного, постановление об окончании исполнительного производства от 20 июля 2018 года является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Департамента культурного наследия г. Москвы к Щелковскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Московской области, УФССП России по Московской области, судебному приставу исполнителю Щелковскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Московской области Воронцовой ФИО17 о признании постановления об окончании исполнительного производства незаконным – удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП Управления федеральной службы судебных приставов России по Московской области ФИО1 от 20 июля 2018 г. об окончании исполнительного производства № от 16 февраля 2018 г. по исполнительному листу ФС № от 4 декабря 2017 г. по делу № 2-2872/2017 об обязании ФИО2 провести работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения, расположенного по адресу: <адрес>, путем выполнения в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда работ по инженерно-техническому обследованию объекта культурного наследия, разработке и согласованию с Департаментом культурного наследия города Москвы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с благоустройством территории и отменить его.
Обязать судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП Управления федеральной службы судебных приставов России по Московской области Воронцову ФИО18 возобновить исполнительное производство № от 16 февраля 2018 г. по исполнительному листу ФС № от 4 декабря 2017 г. по делу № 2-2872/2017 об обязании ФИО2 провести работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения, расположенного по адресу: <адрес> путем выполнения в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда работ по инженерно-техническому обследованию объекта культурного наследия, разработке и согласованию с Департаментом культурного наследия города Москвы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с благоустройством территории.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Торбик