Дело № 2а-3741/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 декабря 2016 года в г. Кировске Ленинградской области
Кировский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Ю.Г.
при секретаре судебного заседания Грачевой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ленинградской области к Тимофеевой О. В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС России № 2 по Ленинградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Тимофеевой О.В. недоимки по земельному налогу за 2011 год в размере 415,74 руб. и пени за период с 1 мая 2013 года по 15 октября 2015 года в размере 104,52 руб., указав в обоснование, что за административным ответчиком зарегистрирован земельный участок. В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ ответчик является владельцем объекта налогообложения, в связи с чем ему за 2011 год начислен соответствующий налог. Налоговым уведомлением административный ответчик извещен о сумме налога и сроке уплаты. В установленный срок налог уплачены не в полном объёме, требование не исполнено, поэтому начислены пени.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен, что подтверждается распиской.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен заказным письмом с уведомлением о вручении по месту регистрации. Представил письменные возражения, в которых ссылается на то, что копия административного искового заявления ему не направлялась, а также на пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением. Просил телефонограммой рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с п. 2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
На основании п. 7 ст. 150 КАС РФ в случае неявки в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представителей этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности.
Пунктом 1 ст. 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Из материалов дела следует, что за административным ответчиком зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество: земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер № кадастровой стоимостью 277161,00 руб..
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налоговым уведомлением № от 10 июля 2012 года административный ответчик извещен о необходимости уплатить начисленные налоги, в том числе, земельный налог в размере 831,48 руб. за 2011 год в срок не позднее 1 ноября 2012 года.
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Административному ответчику было направлено требование № об уплате налогов и пени по состоянию на 11 декабря 2012 года на сумму 419,07 руб., в том числе, по налогам и сборам 415,74 руб.; требование № об уплате налогов и пени по состоянию на 27 мая 2015 года на сумму 520,26 руб., в том числе, по налогам и сборам 415,74 руб., однако до настоящего времени задолженность не погашена.
Установлено, что приказом мирового судьи судебного участка № 44 Ленинградской области по делу № 2-873/2016-44 от 24 июня 2016 года с Тимофеевой О.В. была взыскана недоимка по земельному налогу в сумме 415,74 руб. и пени в сумме 104,52 руб., госпошлина в размере 200 руб.. На основании заявления Тимофеевой О.В. определением мирового судьи судебного участка № 44 Ленинградской области от 30 июня 2016 года судебный приказ был отменён. МИФНС № 2 по Ленинградской области обратилось в суд с настоящим административным иском.
Одним из способов обеспечения исполнения налоговой обязанности, в силу ст. 72 НК РФ, являются пени.
В соответствии с п. 1-5 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Ввиду нарушения срока уплаты налога ответчику начислены пени за период начиная с 1 мая 2013 по 15 октября 2015 года включительно на сумму 104,52 руб. по земельному налогу.
Проверив расчет задолженности, представленный административным истцом, суд находит его правильным, произведенным с учетом требований законодательства и начисленных, но неуплаченных платежей. Учитывая, что административный ответчик свой расчет задолженности, а также квитанций об уплате налогов и пени, не представил, представленный административным истцом расчёт не опроверг, суд принимает данный расчет в качестве доказательства образовавшейся задолженности.
Довод административного ответчика о том, что ему копия административного искового заявления не направлялась, опровергается копией реестра (списка) № внутренних почтовых отправлений от 10 октября 2016 года с копией квитанции об отправке, из которых следует, что Тимофеевой О.В. административный иск № от 5 октября 2016 года отправлен (л.д.9-9-оборот).
В силу п. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Поэтому административный ответчик, получив судебную повестку на настоящее судебное заседание 3 декабря 2016 года, имел дополнительную возможность и право на протяжении 2,5 рабочих дней явиться в суд и ознакомиться с материалами дела, однако своим правом не воспользовался.
Кроме того, из существа возражений административного ответчика на административное исковое заявление следует, что административный ответчик надлежащим образом уведомлен о существе заявленных требований о взыскании недоимки по налогу и пени и периоде взыскания, в связи с чем заявил о пропуске административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов предусмотрен судебный порядок взыскания указанных обязательных платежей.
В соответствии с абзацами 1 и 3 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу ст. ст. 123.7 и 287 КАС РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций лишь в случае первоначального обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа об их взыскании и последующей отмены данного судебного приказа по заявлению должника.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда, о чем имеются разъяснения в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 декабря 2011 года.
В ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Действие статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых были направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Вышеназванный Федеральный закон официально опубликован 3 декабря 2010 года, поэтому ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции данного Федерального закона распространяется на требования, выставленные после 3 января 2011 года и по 4 апреля 2013 года.
Поскольку требование № об уплате земельного налога за 2011 год со сроком исполнения до 18 января 2013 года было выставлено 18 декабря 2012, то применению подлежат положения п. 2 ст. 48 в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ.
Поскольку сумма земельного налога не превышает 3000 рублей, а самое раннее требование об уплате налога направлено ответчице 18 декабря 2012 года (срок исполнения – до 18 января 2013 года), то налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании с ответчицы земельного налога в сумме, не превышающей 3000 рублей, в срок до 18 июля 2016 года (6 месяцев со дня истечения трехлетнего срока).
Как следует из материалов дела, в порядке приказного производства налоговый орган обратился в суд 24 июня 2016 года, т.е. в пределах установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока.
В силу абзаца 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление в связи с отменой 30 июня 2016 года судебного приказа МИФНС № 2 по Ленинградской области было подано 11 ноября 2016 года, что также с соблюдением срока, установленного приведённой выше нормой п. 3 указанной статьи НК РФ.
Таким образом, довод административного ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не нашёл подтверждения, в связи с чем не может послужить основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии ст. 114 КАС РФ, удовлетворяя административное исковое заявление, суд взыскивает с административного ответчика в доход в доход федерального бюджета государственную пошлину, от уплаты которой административный истец освобождён.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ленинградской области к Тимофеевой О. В. о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить.
Взыскать с Тимофеевой О. В., ИНН №, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ленинградской области недоимку по земельному налогу за 2011 год в размере 415 руб. 74 коп., перечислив взысканную сумму по следующим реквизитам: КБК 18210606043131000110 код ОКТМО 41625101, и пени по земельному налогу за период с 1 мая 2013 по 15 октября 2015 года в размере 104 руб. 52 коп., перечислив взысканную сумму по следующим реквизитам: КБК 18210606042042100110 код ОКТМО 41625101 (счет № 40 101 810 2 000 000 1 0022 в БИК 044106001 отделение Ленинградское, г. Санкт-Петербург, ИНН 4706017860 КПП 470601001 УФК по Ленинградской области (Межрайонная ИФНС России № 2 по Ленинградской области).
Взыскать с Тимофеевой О. В., ИНН №, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский городской суд Ленинградской области.
Мотивированное решение изготовлено 7 декабря 2016 года.
Судья: