Решение по делу № 33а-22242/2017 от 09.10.2017

Судья: Салимов И.М.                             № 33а-22242/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа                                23 октября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи                 Сафина Ф.Ф.,

судей:                                 Гаиткуловой Ф.С.,

Субхангулова А.Н.,

при секретаре                             Идельбаеве З.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Востренко О.В. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 17 июля 2017 года, которым постановлено:

уточненный административный иск Востренко Ольги Викторовны к Отделу МВД России по г. Салават о признании решения в части отказа документировать паспортом гражданина Российской Федерации незаконным, обязании рассмотреть вопрос по документированию паспортом гражданина Российской Федерации, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Востренко О.В. обратилась в суд с административным иском к Отделу МВД России по г. Салават указывая в обоснование, что она родилась 18.06.1975 года в Башкирской АССР, что подтверждается свидетельством о рождении, получила паспорт РСФСР. В 1996 году выехала на территорию Украины, где вышла замуж. В связи с заключением брака и сменой фамилии ей выдали паспорт Украины. В феврале 2013 года Востренко О.В. с дочерью прибыла в Республику Башкортостан, г. Салават, где до настоящего времени проживает. В тоже время после прибытия в г. Салават она обратилась в отдел УФМС России по РБ в г. Салават с просьбой выдать паспорт гражданина Российской Федерации. Однако должностные лица отдела УФМС России по РБ в г. Салават пояснили, что она является гражданкой Украины, у нее нет гражданства Российской Федерации, и ей необходимо оформить разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Она неоднократно обращалась в УФМС России по РБ с просьбой выдать паспорт гражданина Российской Федерации, однако ей было отказано, что также подтверждается ответом УФМС России по РБ от 11.11.2015 года. Направленное административному ответчику заявление от 04.05.2017 года с просьбой выдать паспорт гражданина Российской Федерации осталось без рассмотрения и удовлетворения. Считает указанные действия административного ответчика незаконными, существенно нарушающими её права. Поскольку она родилась на территории бывшего СССР, по рождению имела гражданство РСФСР, не отказывалась от гражданства РСФСР, по прибытию в Российскую Федерацию она считается восстановленной в гражданстве Российской Федерации.

Просит признать решение административного ответчика №3/175202413191 от 08.06.2017 года в части отказа документировать административного истца паспортом гражданина Российской Федерации незаконным, обязать рассмотреть вопрос по документированию административного истца паспортом гражданина Российской Федерации.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Востренко О.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводит доводы, аналогичные доводам административного искового заявления. Указывает, что на момент вступления Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в законную силу (06.02.1992 года) она фактически проживала в г. Салават.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан Бубеннову Л.В., представителя Отдела Министерства внутренних дел РФ по городу Салават Республики Башкортостан Фахрееву С.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Востренко (Ясницкая) Ольга Викторовна, <дата>, уроженка г. Салават БАССР, на основании паспорта <№>, выданного 22.10.1991 года Фрунзенским РОВД г. Харькова с 19.02.1992 года по 22.01.1996 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Убыла 22.01.1996 года в Харьковскую область Первомайск.

С 13.02.2015 по 10.05.2015 года Востренко О.В. состояла на миграционном учете по месту пребывания по адресу: <адрес>, на основании паспорта гражданина Украины серии <№>, выданного 12.02.2013 года Первомайским PC ГУ ГМС Украины в Харьковской области.

20.04.2015 года от Востренко О.В. принято к рассмотрению заявление о выдаче разрешения на временное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации. На основании справки, выданной ОУФМС России по Республике Башкортостан в г. Салават, миграционный учет продлен с 18.05.2015 года по 20.06.2015 год. 19.06.2015 года учетное дело №1516-87-1088/15 о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации Востренко О.В. снято с рассмотрения, на основании п. 65 ФМС России от 22.04.2013 года № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС России государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ». В деле имеется заявление Востренко О.В. об отказе от получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

14.12.2015 года от Востренко О.В. и ее дочери Востренко С.П., <дата>, принято к рассмотрению заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. На основании справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, выданной УФМС России по Республике Башкортостан, Востренко О.В. и Востренко С.П., с 14.12.2015 года по 07.03.2016 года поставлены на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>. Решением УФМС России по Республике Башкортостан от 19.03.2015 года в признании беженцем на территории Российской Федерации, на основании пп.1 п.1 ст. 1 ФЗ от 19.02.1993 года № 4528-1 «О беженцах» Востренко О.В. отказано.

11.03.2016 года Востренко О.В. вручено уведомление об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

12 мая 2017 года Востренко О.В. обратилась в Отдел МВД России по г.Салавату с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, указав, что ранее паспорт гражданина РФ она не получала, имеет гражданство Российской Федерации.

Письмом начальника Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Салавату Марваровой И.Р. №3/175202413191 от 08.06.2017 года Востренко О.В. отказано в выдаче паспорта гражданина РФ с указанием, что в результате проведенных проверок установлена принадлежность Востренко О.В. к гражданству иностранного государства (Украина) и о наличии действительного паспорта гражданина Украины <№>, выданного 12.02.2013 года Первомайским PC ГУГМС Украины в Харьковской области.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.

Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 01.07.2002 года, гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации (ч. 1).

Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения (ч. 2).

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», который содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации (статья 1).

Данным Федеральным законом со дня его вступления в силу (01.07.2002 года) был признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», за исключением отдельных его положений, предусматривающих более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу указанного закона (статья 44).

Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», действовавший с 06 февраля 1992 года по 01 июля 2002 года, был призван, прежде всего, урегулировать вопросы гражданства образовавшегося после распада СССР независимого государства - Российской Федерации. В связи с этим данный Закон, в отличие от ныне действующего Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", закреплял в статье 12 среди оснований приобретения российского гражданства такие основания, как признание гражданства и приобретение гражданства в порядке его регистрации, которые, по существу, носили льготный характер и были обусловлены имеющейся в конкретный исторический момент необходимостью решить вопрос гражданства значительного числа лиц, состоявших ранее в гражданстве СССР.

В соответствии с пунктом «г» статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Следовательно, в силу вышеуказанной нормы граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 06 февраля 1992 года, вправе приобрести гражданство Российской Федерации, если они до 31 декабря 2000 года заявили о таком желании.

В соответствии с и. 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Приказом ФМС России от 30.11.2012 года № 391 утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, согласно которому получателями государственной услуги являются граждане Российской Федерации (пункт 2 Административного регламента).

В обоснование иска административный истец указывает, что она родилась на территории бывшего СССР, по рождению имела гражданство РСФСР, не отказывалась от гражданства РСФСР, в связи с чем, по прибытию в Российскую Федерацию она считается восстановленной в гражданстве Российской Федерации.

Вместе с тем, судом установлено, что административный истец Востренко (Ясницкая) О.В. была документирована паспортом <№> выданным 22.10.1991 года Фрунзенским РОВД г.Харькова, была зарегистрирована по месту жительства с 19.02.1992 г. по 22.01.1996 года по адресу: <адрес>, осуществляла трудовую деятельность в г. Салават в указанный период, 22.01.1996 года убыла в Харьковскую область г. Первомайский, документирована паспортом иностранного гражданина <№>, выданным 12.02.2013 года Первомайским PC ГУГМС Украины в Харьковской области.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец является гражданкой иностранного государства (Украина), по состоянию на 06.02.1992 года (дату вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации») зарегистрированной на территории Российской Федерации не значилась, в добровольном порядке свободно реализовала свое право на выбор гражданства иного государства, порядок приобретения гражданства иностранным гражданином не соблюден, оснований для признания незаконным действий административного ответчика по отказу в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации не имеется.

Судебная коллегия отмечает, что Востренко О.В., как гражданка Украины, может воспользоваться правом приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 62-ФЗ от 31.05.2002 года «О гражданстве Российской Федерации» без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, при условии: если обязуется соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; имеет законный источник средств к существованию; обратилась в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства (отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин); владеет русским языком.

Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины (ч. 2.1 ст. 14).

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями для отмены решения суда первой инстанции, поскольку не влияют на законность сделанных судом выводов, обстоятельства по настоящему делу проверены судом первой инстанции с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном постановлении, и с которой суд апелляционной инстанции согласен.

Нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 17 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Востренко О.В. – без удовлетворения.

Председательствующий                    Ф.Ф. Сафин

Судьи                                Ф.С. Гаиткулова

А.Н. Субхангулов

33а-22242/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Востренко О.В.
Ответчики
ОМВД России по г Салават
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Сафин Фаниль Фанзирович
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
23.10.2017[Адм.] Судебное заседание
14.11.2017[Адм.] Передано в экспедицию
14.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее