ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего по делу судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артемьевой А.А. к Главе администрации Хаапалампинского сельского поселения, обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс», администрации Сортавальского муниципального района, администрации Хаапалампинского сельского поселения о понуждении к действию,
установил:
Артемьева А.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением по тем основаниям, что истица проживает в частном доме по адресу: <Адрес обезличен>. Рядом с домом установлен мусорный контейнер, в результате чего на участке истицы скапливается мусор. Истец обратилась к Главе Хаапалампинского сельского поселения и в ООО «Автоспецтранс» с просьбой перенести мусорный контейнер в другое место. Однако получила отказ. При указанных обстоятельствах, истец просит суд с учетом уточнения обязать ответчиков перенести контейнерную площадку в иное место.
В судебном заседании истец Артемьева А.А. заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что жилое помещение ею приобретено по договору купли-продажи. На момент покупки дома контейнерная площадка уже имелась. Площадка расположена на границе земельного участка, в непосредственной близости от крыльца дома, в связи с чем семья вынуждена испытывать неудобства: неприятный запах, что не позволяет открывать окна в доме, так как запах проникает в дом, мусор от помойки ветром, птицами и собаками разносится на земельный участок, что не позволяет детям играть во дворе дома. Несовершеннолетний сын Артем страдает заболеванием - атонический дерматит с 12.01.2016, что вызывает страх за его состояние здоровья при наличии в непосредственной близости контейнерной площадки, бытовые отходы от которой попадают на территорию двора дома, где играют дети. Особенно сложно приходится в летнее время, когда дачники, возвращаясь с дач, бросают мусор, в том числе и рядом с контейнером. Она неоднократно обращалась в администрацию Хаапалампинского сельского поселения с заявлением о переносе контейнерной площадки.
Ответчик ООО «Автоспецтранс» в судебное заседание своего представителя не направил, извещены надлежащим образом. Суду представлен отзыв, в котором указывают, что 19.02.2018 по результатам конкурсного отбора между Минстроем РК и ООО «Автоспецтранс» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия, в соответствии с которым общестов является единым оператором по обращению с ТКО и обеспечивает обращение с ТКО на территории Республики Карелия. ООО «Автоспецтранс» являясь региональным оператором по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории РК, осуществляет свою деятельность с 01.05.2018. Согласно п. 13 Правил обращения с ТКО, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 ООО «Автоспецтранс» несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом в силу ч. 1, 2 ст. 8 закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. К вопросам местного значения городского, сельского поселения п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесено участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО. При указанных обстоятельствах, ООО «Автоспецстранс» указывает, что не является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу и просит произвести замену на надлежащего ответчика – администрацию Сортавальского муниципального района. В дополнение к отзыву обратил внимание суда, что на официальном сайте администрации Сортавальского муниципального района размещен Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Отмечают, что по результатам электронного аукциона между ООО «Автоспецтранс» и ООО «Спецтранс» заключен договор на оказание услуг по транспортированию ТКО №11аэф-18/223 от 28.04.2018, по условиям которого ООО «Спецтранс» осуществляет вывоз ТКО, среди прочих, с территории <Адрес обезличен>.
Ответчик администрация Сортавальского муниципального района в судебное заседание представителя не направило, извещены.
Ответчик Глава муниципального образования «Хаапалампинское сельское поселение» и представитель ответчика администрации Хаапалампинского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен. Ранее в судебном заседании Ильин В.В., действующий в качестве Главы Хаапалампинского сельского поселения и в качестве представителя ответчика администрации Хаапалампинского сельского поселения, исковые требования не признал, пояснив, что иного места размещения контейнерной площадки по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> не имеется. В противном случае будут нарушены права других граждан, проживающих по данной улице. Также указал, что на момент выделения земельного участка прежнему собственнику контейнерная площадка уже стояла, возражений относительно её местонахождения у собственника не было. Просил суд учесть, что при соблюдении градостроительного плана и возведение дома в пятне застройки расстояние от крыльца дома до помойки было бы в пределах 20 метров. Просил в иске отказать.
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Суду представлено заключение, в котором Управление сообщает, что не может являться третьим лицом, а осуществляет функции государственного органа, дающего заключение по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей по защите прав потребителей. По существу спора отметили, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с федеральными законами №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» относится к компетенции органов местного самоуправления. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест организуется в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, которая предусматривает, в том числе, необходимое количество и места размещения контейнерных площадок. Санитарные требования к размещению контейнерных площадок установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Согласно данным санитарным правилам расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м. и не более 100 м. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов в части размещения контейнерной площадки, данные расстояния могут быть изменены органом местного самоуправления. На территории Хаапалампинского сельского поселения действуют Правила содержания, утв. Решением Совета Хаапалампинского сельского поселения ХХХVII сессии III созыва от 01.06.2018 №68, в которых отражены вопросы санитарного содержания территорий общего пользования. При этом ответственность за содержание спорной контейнерной площадки несет хозяйствующий субъект – администрация Хаапалампинского сельского поселения.
Третье лицо ООО «Земля плюс», ООО «Кандалакшская перерабатывающая компания» своих представителей для участия в деле не направили, извещены судом о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
Контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
На основании части 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является администрация Хаапалампинского сельского поселения.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Этим нормам корреспондирует и предусмотренное Методическими рекомендациями правило о том, что требования к обустройству контейнерных площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 6.12.5.2 Методических рекомендаций).
Основные положения, которые следует соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий, установлены санитарными правилами «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года (далее по тексту - СанПиН 42-128-4690-88).
На основании пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Санитарные правила содержания территории населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, в частности пункты 2.2.3, предусматривают, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
В силу п. 8.2.5. санитарных правил СанПиН 2.1.2.2645-10, введенных в действие с 15 августа 2010 года, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.
Из приведенных норм следует, что площадки для установки контейнеров должны размещаться на расстоянии не менее 20 м. не только от жилых домов, но и от мест отдыха населения.
Согласно Схеме расположения контейнерных площадок, утвержденной Главой Хаапалампинского сельского поселения 05.02.2007, за Хаапалампинским сельским поселением числится контейнерная (мусорная) площадка в поселке Хаапалампи, <Адрес обезличен>.
Судом установлено, что Артемьева А.А. является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
Также судом установлено, что приусадебный участок является для семьи Артемьевой А.А. местом отдыха (семья имеет двоих детей), расстояние от мусорных контейнеров до крыльца дома - около 5 метров, контейнерная площадка расположена непосредственно на границе земельного участка.
Как указывалось выше пунктом 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а также Правилами благоустройства Хаапалампиского сельского поселения установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домой, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
При этом, пункт 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 указывает на исключительность случаев, когда расстояние может быть сокращено однако доказательств, свидетельствующих об исключительности случая, что позволяет в силу указанного пункта сократить нормативное расстояние от контейнерной площадки (не менее 20 м.) до жилого дома, ответчиком суду представлено не было. Не представлено доказательств о невозможности установки контейнеров в другом месте.
Суд полагает, что размещение площадки для установки мусорных контейнеров на столь близком расстоянии от жилого дома и от места отдыха семьи Артемьевой А.А., нарушает права жильцов данного дома, и в частности истицы, на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, суду не представлено доказательств, что размещение площадки для установки мусорных контейнеров в непосредственной близости от земельного участка, принадлежащего Артемьевой А.А., согласовано со всеми соответствующими органами.
При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований истицы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать администрацию Хаапалампинского сельского поселения перенести мусорный контейнер с прилегающей к земельному участку с кадастровым номером <Номер обезличен> территории в другое место в пределах зоны обслуживания.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации Хаапалампинского сельского поселения госпошлину в пользу Артемьевой А.А. в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2019.