Судья: Сорокина Т.В. Дело № 33-21813/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Мизюлина Е.В.,
судей Воронко В.В., Мусаева М.А.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июля 2019 года апелляционную жалобу В.В.И. на решение Люберецкого городского суда Московской области от 27 марта 2019 года по гражданскому делу по иску В.В.И. к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения, коммунальных услуг,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
В.В.И.. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности на ответчика с 01.11.2018 года предоставить меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения по адресу: <данные изъяты> в размере 50% - платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Требования мотивировал тем, что он является ветераном боевых действий с 26.08.2004 г., что подтверждается соответствующим удостоверением. 01.11.2018 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов, установленной подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» по месту фактического проживания по адресу: <данные изъяты>. Истец зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, получателем социальных выплат не является. Однако ему отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки, как ветерану боевых действий, по тем основаниям, что он не имеет регистрации по месту жительства в Московской области. С этим решением он не согласен, поскольку регистрация по месту жительства не может служить основанием для отказа в компенсации.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В.В.И.. обратился с апелляционной жалобой на указанное судебное постановление, просил решение суда отменить, иск удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Судом установлено, что В.В.И.. является ветераном боевых действий, что подтверждается соответствующим удостоверением, выданным 26.08.2004 года.
Истец зарегистрирован по месту по адресу: <данные изъяты>
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра, истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <данные изъяты>
01.11.2018 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения по месту фактического проживания по адресу: : <данные изъяты> в размере 50 процентов, установленной подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Однако, 13.11.2018 г. истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки, как ветерану боевых действий, по оплате жилого помещения по месту фактического проживания по адресу: <данные изъяты>, по тем основаниям, что он не имеет регистрации по месту жительства по указанному адресу.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец зарегистрирован в г. Москве, не имеет регистрации по месту жительства в Московской области, в связи с чем, оснований для получения мер социальной поддержки, предусмотренных п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» не имеется.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильном толковании и применении норм материального права, по следующим основаниям.
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»).
В соответствии с положениями ст. 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства МО от 19.12.2017 N 1082/46.
Согласно п.5 указанного порядка, при обращении за назначением компенсации получателем (представителем) необходимо представить, в том числе, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность получателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.
Как следует из материалов дела истец зарегистрирован по месту по адресу: <данные изъяты> (л.д.10).
Согласно представленной в дело выписки из единого государственного реестра недвижимости истцу принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>.
В справке, выданной Межмуниципальным управлением МВД России «Люберецкое» Ухтомского отдела полиции от 22.03.2019 г. указано, что истец проживает по адресу: <данные изъяты> совместно с супругой В.Л.Д. с декабря 2013 года по настоящее время.
В материалы дела представлены квитанции об оплате ЖКХ по адресу: <данные изъяты> за период с 2013 года по настоящее время, которые оплачена истцом.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, а также с учетом разъяснений в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующим правоотношения в суде апелляционной инстанции» в судебном заседании от 29.07.2019 г. судебная коллегия приняла в качестве новых доказательств справки об оплате коммунальных услуг из ГБУ МФЦ города Москвы о том, что В.В.И.. оплачивает коммунальные услуги по адресу: <данные изъяты> в полном объеме, льготой «ветеран боевых действий» не пользовался и не пользуется, а также о том, что супруга истца Ванюшкина Л.Д оплачивает коммунальные услуги по адресу: г. <данные изъяты> в полном объеме, льготой «инвалид 2 группы» не пользовалась и не пользуется.
В ответе на запрос из отдела социальной защиты населения района Рязанский от 04.03.2019 г. указано, что истец зарегистрирован по адресу: <данные изъяты> получателем социальных выплат не является. Социальные выплаты истцу не назначались и не выплачивались. Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отделом социальной защиты населения не производится.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Согласно п.19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства МО от 19.12.2017 г. №1082/46, компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
С учетом изложенного, поскольку истец в силу ст.56 ГПК РФ представил доказательства, подтверждающие, что он фактически проживает с декабря 2013 года по адресу: <данные изъяты>, с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки обратился 01.11.2018 года, то в силу п.19 вышеуказанного Порядка компенсация по оплате за указанное жилое помещение должна быть предоставлена истцу 01.11.2018 года.
Поскольку Люберецкое управление социальной защиты населения является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области, не является юридическим лицом и не может быть истцом или ответчиком в суде, то обязанность по предоставлению указанных мер социальной поддержки должна быть возложена на Министерство социального развития Московской области.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Люберецкого городского суда Московской области от 27 марта 2019 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об обязании Министерство социального развития Московской области с 01.11.2018 года предоставить В.В.И.. в соответствии с положениями подп. 5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения по адресу: <данные изъяты> в размере 50 процентов: платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и занимаемой общей площади жилых помещений.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 27 марта 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Министерство социального развития Московской области с 01.11.2018 года предоставить В.В.И. в соответствии с положениями подп. 5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, в размере 50 процентов: платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и занимаемой общей площади жилых помещений.
Апелляционную жалобу В.В.И. - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи