№2-1018/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 09 августа 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Киселевой Т. И. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности включить в очередь на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Киселева Т.И. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности включить в очередь на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В обоснование заявленных требований указала, что 15.02.2017 она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как гражданину, относящемуся к льготной категории «граждане, имеющие трех и более детей». Ответом администрации от 29.03.2017 № 367/584 Киселевой Т.И. отказано в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что ею намеренно ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на соответствующем учете. Не согласившись с указанным решением, Киселева Т.И. обратилась в суд.
Истец Киселева Т.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отзыве на иск.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Земельный кодекс РФ предусматривает право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Конституция Российской Федерации в статье 7, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» (далее – Закон) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей.
В силу пункта 3 статьи 5 Закона земельные участки предоставляются принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
В соответствии с п. 3.1 Закона нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 15.02.2017 Киселева Т.И. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с письменным заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» по категории «многодетная семья».
Письмом администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 29.03.2017 в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно Киселевой Т.И. отказано, в связи с тем, что в собственности семьи Киселевой Т.И., кроме жилого помещения площадью 58,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, имелось жилое помещение, площадью 48,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, право на которое прекращено 23.10.2012.
На основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной нормы для применения в отношении гражданина последствий, указанных в данной норме права, необходимо установить, что гражданин совершил действия по ухудшению своих жилищных условий и данные действия носили умышленный характер.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив представленные сторонами доказательства, доводы и возражения сторон, находит требования истца Киселевой Т.И. обоснованными, поскольку доводы администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о намеренном ухудшении жилищных условий семьей истца с целью признания их нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, не основаны ни на положениях ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни ст. 5 Закона.
Из материалов дела видно, что истец на момент отчуждения жилого помещения 23.10.2012 не относилась к категории лиц, имеющих право на предоставление земельных участков как «родители, имеющие трех и более детей», поскольку второй ребенок К.В.В. и третий ребенок К.С.В. родились <дата>.
Учитывая добросовестность и разумность действий истца при отчуждении жилого помещения, нашедшие свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу, данные действия не могли привести к состоянию, требующему участия со стороны органов местного самоуправления в обеспечении ее земельным участком, суд находит, что действия, совершенные Киселевой Т.И. до рождения второго и третьего ребенка, не могут рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий в целях постановки на учет на получение земельного участка как семьи, имеющей трех и более детей.
При таких обстоятельствах отказ администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в предоставлении семье Киселевой Т.И. в собственность земельного участка в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» по категории «родители, имеющим трех и более детей» является неправомерным.
Решением Совета МО муниципального района "Сыктывдинский" от 14.02.2008 N 9/2-19 установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека включительно.
Согласно решению Совета СП "Выльгорт" от 17.12.2009 N 14/12-03-140 "Об учетной норме площади жилого помещения и площади предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена и действует учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере 11 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека включительно.
Судом установлено, что Киселевой Т.И. и её супругу К.В.М. на праве общей долевой собственности принадлежит 3/5 доли в праве на жилое помещение площадью 58,1 кв.м по адресу: <адрес>, – в котором истец со своей семьей проживает на сегодняшний день. Таким образом, на одного члена семьи истца, состоящей из 5 человек, приходится 6,972 кв.м., что составляет менее учетной нормы, установленной в сельском поселении «Выльгорт».
Суд, проанализировав выше приведенные нормы права, приходит к выводу, что истец Киселева Т.И. и члены ее семьи относятся к категории лиц, имеющих право на получение земельного участка бесплатно в собственность, поскольку являются родителями трех несовершеннолетних детей, и в соответствии с положениями Закона являются нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в целях улучшения жилищных условий, так как, общей площади в жилом помещении, в котором истец проживает с семьей, на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.
С учетом установленных обстоятельств семья истца по смыслу приведенных выше положений Закона является нуждающейся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий.
При таких обстоятельствах, суд в рассматриваемом случае приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания за истцом права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Киселевой Т. И. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании действий незаконными удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» включить Киселеву Т. И. в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании п.2 ч.2 ст.5 Закона Республики Коми №59-РЗ от 28.06.2005 «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 10.08.2017.
Судья В.И. Сухопаров