<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело №12-635/16
РЕШЕНИЕ
г. Калининград 16 ноября 2016 года
Судья Ленинградского районного суда г.Калининграда (г.Калининград, ул.А.Невского, 29) Подушкин О.В. при секретаре Ревва Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» Феоктистова А. В. на постановление и.о. начальника филиала ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации г.Калининград от 03.08.2016 №90/3 о привлечении директора ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» Феоктистова А. В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Директор ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» Феоктистов А.В. обратился в суд с жалобой на постановление и.о. начальника филиала ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации г.Калининград от 03.08.2016 №90/3 о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, указав, что 01.07.2016 военный прокурор Калининградского гарнизона вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Феоктистова А.В., являющегося директором ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад», по тем основаниям, что в результате его бездействия в магазине-чайной №5 допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания населения. 03.08.2016 постановлением и.о. начальника филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г.Калининград вынесено постановление №90/3 Феоктистов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей. Полагает оспариваемое постановление незаконным по тем основаниям, что надзорные мероприятия (внеплановая выездная проверка) по соблюдению должностными лицами ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» требований санитарно-эпидемиологического законодательства осуществлены органами прокуратуры без правовых оснований. Информация о наличии в вышеуказанном торговом объекте нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в органы прокуратуры не поступала. Полагает, что прокурорский надзор по определению не может быть сплошным, ему не свойственны такие формы, как инспектирование, ревизия и тому подобные действия на свое усмотрение. Недопустимость вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность организации подразумевает необходимость анализа информации (данных) о наличии нарушений и только когда есть основания для проверки деятельности по определенному вопросу, имеет смысл прибегать к помощи соответствующих специалистов. Изначально, прокуратура по обращению гражданина К.А.С.. в апреле текущего года проводила проверку по соблюдению ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» требований законодательства при установлении товарной наценки. Однако не установив нарушений в области законодательства регулирующего ценообразование, перешла к проверке на предмет соблюдения должностными лицами ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» требований санитарно-эпидемиологического законодательства, поручив указанные мероприятия ЦГСЭН и не уведомив Общество о данном факте (начале проверки). Также указал, что административное преследование в отношении Феоктистова А.В. происходит одновременно по 4 однородным нарушениям, выявленным в результате одной внеплановой проверки (на основании указания прокуратуры - письмо исх.№2843 от 19.05.2016) в один и тот же период времени (один акт проверки №138/1 от 30.05.2016), что полагает незаконным. Полагает, что в силу ч.5 ст.4.1 КоАП РФ лицо не может быть привлечено к административной ответственности за одно противоправное действие (бездействие) дважды. Выявленные в структурных подразделениях (магазины №3, №4, №5, №7) нарушения образуют один состав и одно событие административного правонарушения. Также указал, что по смыслу ч.1 ст.2.1, ст. 2.4 КоАП РФ субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные и юридические лица, при этом структурные подразделения субъектами административной ответственности не являются и их расположение по разным адресам не свидетельствует о совершении руководством Общества и самим Обществом разных административных правонарушений. В объединении в одно производство нарушений, выявленных в ходе одной проверки, органами прокуратуры было отказано, что полагает незаконным. На стадии подготовки дел к рассмотрению и в ходе их рассмотрения должностными лицами ЦГСЭН не был разрешен вопрос о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям ч.5 ст.4.1 и ст.24.5 КоАП РФ. поскольку за аналогичное правонарушение Феоктистов А.В. уже был ранее привлечен к административной ответственности. Также указал, что магазин-чайная №5 является предприятием розничной торговли, при этом в данной торговой точке услуги общественного питания ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» не оказывает. В связи с чем, полагает, что выводы о том, что данный объект торговли надлежит классифицировать как «кафе» неправомерен, как и ссылка на то, что хозяйственная деятельность магазина подпадает под требования СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». На хозяйственную деятельность торговых точек ОП «Калининградское» распространяют свое действие СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». Согласно ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» магазин-чайная №5 относится к неспециализированным продовольственным магазинам (п.4.3 основные признаки, характеризующие тип предприятия: торговая площадь от 18.кв.м, узкий ассортимент продовольственных товаров, индивидуальное обслуживание через прилавок).
В соответствии с п.5.25 и приложения В к данному ГОСТу «Рекомендуемый перечень услуг, оказываемых покупателям в магазинах различных типов» в неспециализированном продовольственном магазине могут оказываться услуги: организация питания покупателей, реализация продуктов питания с потреблением на месте. Таким образом, полагает, что в действиях (бездействиях) Феоктистова А.В. отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ «нарушение санитарно-эпидемиологических требований при организации питания населения». Выявленные нарушения, перечисленные в оспариваемом постановлении, были оперативно устранены до вынесения постановления о возбуждении административного дела, виновные лица - продавцы, наказаны в дисциплинарном и материальном отношении. 17.06.2016 начальнику филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г.Калининград был предоставлен письменный ответ на предписание №87 от 30.05.2016 и одновременно копии всех запрашиваемых документов. 10.06.2016 и 17.06.2016 по запросу прокуратуры предоставлены копии медицинских книжек продавцов, их должностные инструкции, программы производственного контроля, протоколов лабораторных исследований и договоры на выполнение работ по проведению. 26.07.2016 г. в органы прокуратуры предоставлен ответ на представление об устранении нарушений закона. Полагает, что вышеуказанные действия свидетельствуют об отсутствии у руководства пренебрежительного отношения к обязанностям по соблюдению правовых норм, в том числе, в части санитарно -эпидемиологических требований. Также указал, что в обязанности материально-ответственных лиц (продавцов и старших продавцов) входит неукоснительное соблюдение федеральных законов, в том числе, санитарных норм и правил. Также в должностных инструкциях данных лиц закреплено, что именно они обязаны проверять наличие сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность пищевых продуктов; осуществлять проверку ассортимента, количества и качества товара по приемо-передаточным документам, отсортировку нестандартных товаров и предупреждение порчи; следить за сроками реализации товаров; не допускать к реализации товар с истекшим сроком годности и признаками недоброкачественности; соблюдать температурный режим хранения товаров; своевременно проходить медосмотры; соблюдать правила личной гигиены; содержать торговые ; помещения в чистоте. Таким образом, полагает, что вины директора в инкриминируемых ему деяниях нет, поскольку имеются ответственные лица за выявленные нарушения. Согласно п.5.7 Положения «Об обособленном подразделении «Калининградское» директор несет персональную ответственность за назначение ответственных лиц по соблюдению правил торговли, санитарно-эпидемиологических норм при работе ОП с потребителями. Феоктистов А.В. требования о назначении ответственных лиц исполнил, то есть предпринял соответствующие меры. Также указал, что административный орган не принял во внимание, что вменяемые деяния незначительны, не повлекли неблагоприятных последствий и не причинили вреда интересам общества и государства, были оперативно устранены (сразу же после получения от ЦГСЭН информации о выявленных нарушениях просроченный товар на общую сумму 791,70 руб. был списан, ответственные лица подвергнуты дисциплинарному и материальному наказанию, до продавца повторно доведена информация о необходимости соблюдения требований санитарных норм и правил, о необходимости соблюдения температурного режима хранения продуктов, своевременного прохождения медицинских осмотров, уборочный инвентарь приведен в соответствие. Просил признать постановление №90/3 по делу об административном правонарушении от 03,08.2016 г., вынесенное филиалом ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г.Калининград в отношении директора ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» незаконным и отменить его.
В судебное заседание директор ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» Феоктистов А.В. не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу с участием его представителя.
Представитель директора ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» Феоктистова А.В. Кукушкина О.Н. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, дала аналогичные пояснения, просила жалобу удовлетворить.
Представитель филиала ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации г.Калининград Кузнецова И.В. с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что вина директора ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» Феоктистова А.В. полностью установлена и подтверждена материалами дела, просила в удовлетворении жалобы, отказать.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 приказа заместителя Министра обороны РФ №5 от 15.01.2001г. чайные являются подразделениями предприятий военной торговли по организации питания и отдыха личного состава. В соответствии с классификацией предприятий общественного питания (ГОСТ Р 50762-2007) по своему типу относится к «кафе».
Судом установлено, что при проведении 26.05.2016 военной прокуратурой Калининградского гарнизона проверки совместно со специалистами филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г. Калининград, исполнения должностными лицами ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» в магазине-чайной №5 законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены нарушения обязательных требований, а именно :
- п. 7.8. СП 2. 3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее СП 2.3.6.1079-01) на момент проверки в продаже находились продукты с истекшим сроком годности «Халва подсолнечная с арахисом» производитель «Азовская кондитерская фабрика» в количестве 17 упаковок массой 250 гр. Дата изготовления: 14.12.2015 срок годности - 5 месяцев; «Щербет с изюмом» производитель «Азовская кондитерская фабрика» в количестве 6 упаковок массой 200 гр. Дата изготовления: 14. 12.15 срок годности - 4 месяца;
- п. 7. 11 СП 2.3.6.1079-01 выпечка с мясной начинкой хранится с нарушением температурного режима: «котлета в тесте печеная» (1 С° хранения не выше +18С°), «самса с курицей» (1 С° хранения не выше +4+6С0), «сосиска в тесте жареная» (1 С° хранения не выше +4+6С0) хранятся при окружающего воздуха 1 +22 С°; холодильная витрина «Snaige», морозильный ларь «Zamex» без термометров;
- п.9.13. СП 2.3.6.1079-01 в магазине-чайной №5 для сбора мусора нет специально выделенной промаркированной тары с крышкой, используется полиэтиленовый пакет; - п. 5.13. СП 2.3.6.1079-01 уборочный инвентарь не имеет маркировки, для уборки стеллажей, холодильных витрин, прилавков используется один таз;
- п. 3.10 СП 2.3.6.1079-01 в складском помещении проходит канализационный стояк без короба;
- п. 3.14. СП 2.3.6.1079-01 раковина для мытья рук посетителей не оборудована;
- п. 5.16. СП 2.3.6.1079-01 в помещении склада стены с отслоившейся штукатуркой, кафельное покрытие с обширными дефектами; пол с выбоинами;
В соответствии с п. 15.1. СП 2.3.6.1079-01 руководитель организации обязан обеспечивать своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками: последняя флюорография органов дыхания от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с указом Президента РФ от 15.09.2008г. создано акционерное общество «Военторг-Запад» (далее - Акционерное общество).
Согласно п.п.3.1, 3.2, 3.8, 3.9 Устава АО «Военторг-Запад» (далее - Устав), утвержденного решением внеочередного общего собрания акционеров (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) общество является юридическим лицом, может осуществлять любые виды деятельности, определенные Уставом и незапрещенные законодательством Российской Федерации, является дочерним по отношению к Открытому акционерному обществу «Военторг» (Основному обществу).
Общество может в установленном порядке создавать в Российской Федерации или за ее пределами свои филиалы и открывать представительства, которые действуют на основании утвержденного Обществом положения.
Согласно ст.4.1. Устава, Общество является коммерческой организацией, основной целью которого является организация эффективной работы и получение прибыли в сфере торгово-бытового обслуживания государственных иных заказчиков.
Приказом генерального директора Общества №31 от 31.01.2014г. создано обособленное подразделение «Калининградское» АО «Военторг-Запад», директором которого назначен Феоктистов А. В..
В соответствии с п. 1.1. Положения об обособленном подразделении «Калининградское» АО «Военторг-Запад» (далее - ОП «Калининградское»), последнее является структурным подразделением Общества (далее - Положение).
На основании п.2.1. Положения целями деятельности ОП «Калининградское» является извлечение прибыли и обеспечение представления интересов Общества на территории Калининградской области, осуществление функций и задач Общества в обеспечении товарами и услугами потребителей, в том числе в воинских частях и формированиях.
Согласно п.5.1. Положения управление обособленным подразделением «Калининградское»АО«Военторг-Запад» осуществляет директор ОП «Калининградское».
В соответствии с п.5.6. Положения директор ОП «Калининградское» руководит деятельностью ОП в соответствии с Уставом Общества, положением об ОП «Калининградское» и законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5.7 Положения директор ОП «Калининградское» несет персональную ответственность за организацию работы ОП, обеспечении соблюдения правил торговли, санитарно-эпидемиологических норм и назначение ответственных лиц ОП за соблюдение данных норм и требований при работе ОП с потребителями, в том числе с военнослужащими.
Таким образом, в действиях должностного лица - директора обособленного подразделения «Калининградское» АО «Военторг-Запад» Феоктистова А. В., допустившего вышеуказанные нарушения, усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6. Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения».
03.08.2016 постановлением и.о. начальника филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г.Калининград №90/3 директор обособленного подразделения «Калининградское «АО «Военторг-Запад» Феоктистов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Статья 6.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Обстоятельства совершения директором обособленного подразделения «Калининградское «АО «Военторг-Запад» Феоктистовым А.В. вменного ему административного правонарушения объективно подтверждаются собранными по делу и согласующимися между собой доказательствами, в связи с чем, вывод и.о. начальника филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г.Калининград о его виновности в совершении данного административного правонарушения, основан фактических и исследованных доказательствах.
Доводы представителя директора обособленного подразделения «Калининградское «АО «Военторг-Запад» Феоктистова А.В. о том, что в магазине-чайной №5 не оказываются услуги общественного питания, суд находит несостоятельными и противоречащими материалам дела, в том числе, представленной в ходе судебного заседания программе производственного контроля за соблюдением санитарных норм, правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий магазинов, утвержденной директором ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» Феоктистовым А.В.
То обстоятельство, что выявленные нарушения были устранены в ходе проводимой проверки, а именно – просроченный товар был снят с прилавков, а также, что приказом (распоряжением) директора обособленного подразделения «Калининградское «АО «Военторг-Запад» обязанности по контролю за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм возложены на подчиненных ему сотрудников, которые были привлечены к ответственности за допущенные нарушения, не является, по мнению суда, основанием для освобождения директора от административной ответственности за совершенное им правонарушение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «985 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░ 03.08.2016 №90/3 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ «░░░░░░░░-░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 6.6 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ «░░░░░░░░-░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.