Решение по делу № 33-656/2017 от 28.06.2017

Судья Манжикова Т.П. Дело № 33-656/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июля 2017 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Басангова И.В.

судей Андреевой А.В.

Шихановой О.Г.

при секретаре Манжиковой А.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатяевой В.О. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министер­ству финансов Республики Калмыкия, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Респуб­лики Калмыкия о взыскании единовременной компенсационной выплаты по апелляционной жалобе представителя ответчика - Федерального фонда обязательного медицинского страхования - Васильевой Т.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 мая 2017 года.

Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

у с т а н о в и л а :

Гатяева В.О. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министер­ству финансов Республики Калмыкия, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Респуб­лики Калмыкия о взыскании единовременной компенсационной выплаты и в обоснование исковых требований указала следующее.

19 января 2015 года между ней и Бюджетным учреждением Республики Калмыкия «Юстинская районная больница» заключен трудовой договор, в соответствии с которым с указанной даты работает (данные изъяты) медицинского учреждения.

31 декабря 2015 года она заключила с Министерством здравоохранения Республики Калмыкия договор № (данные изъяты) о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, прибывшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт. В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 данного договора Министерство обязано было перечислить в течение 30 дней со дня его заключения денежные средства в размере 1000000 рублей на лицевой счет медицинского работника. Однако до настоящего времени денежные средства на лицевой счет истца не поступили.

Просила суд взыскать с Мини­стерства здравоохранения Республики Калмыкия в её пользу единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 рублей, из них: 500000 рублей за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования; 500000 рублей за счет средств бюджета Республики Калмыкия.

В судебное заседание истец Гатяева В.О. и её представитель Шарапов Н.С., надлежаще извещенные о дне и времени рассмотрения дела, не явились.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Дорджиев Э.У. исковые требования признал частично на сумму 500 000 руб., пояснив, что невыполнение в срок Министерством своих обязательств в соответствии с договором № (данные изъяты) от 31 декабря 2015 года обусловлено отсутствием бюджетных ассигнований по этой статье.

В судебном заседании представитель ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия Якушкин Д.А. просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что Территориальный фонд не является участником и стороной правоотношений, не осуществляет функции по исполнению данного договора и решение о его заключении или об отказе не принимает, вследствие чего не имеет обязательств непосредственно перед истцом.

Представители ответчиков Министерства финансов Республики Калмыкия, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, надлежаще извещенные о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 мая 2017 года исковые требования Гатяевой В.О. удовлетворены. Взыскана с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Гатяевой В.О. единовременная компенсационная выплата в размере 1000000 рублей в равных долях по 500000 руб. за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств бюдже­та Республики Калмыкия.

В апелляционной жалобе представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Васильева Т.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что предоставление в 2016-2017 годах межбюджетного трансферта на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт и заключившим договор о предоставлении указанных выплат, является нарушением требований, содержащихся в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», поскольку указанная норма является императивной и ставит в прямую зависимость наличие права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты от даты прибытия (переезда) на работу в сельскую местность из другого населенного пункта и даты обращения в уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению таких выплат. Указывает, что сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в силу положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» являются уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерство здравоохранения Республики Калмыкия - и медицинский работник - Гатяева В.О. Полагает, что о выполнении и завершении финансового обеспечения единовременных компенсационных выплат за счет ответчика в отношении работников, прибывших на работу в сельскую местность, свидетельствует принятие Федерального закона № 379-ФЗ от 31 октября 2016 года «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год». В этой связи просила отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пришел к выводу о том, что ненадлежащее исполнение уполномоченными органами возложенных на них обязанностей по предоставлению истцу единовременной компенсационной выплаты, не является основанием для отказа в предоставлении данной выплаты.

Судебная коллегия считает, что с выводом суда следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям материального закона и основан на фактических обстоятельствах дела.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.

Положениями части 12.2 статьи 51 Федерального закона предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:

1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;

2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;

3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.

В целях реализации приведенных положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Правительством Республики Калмыкия принято постановление от 11 декабря 2015 года № 455, которым утвержден Порядок предоставления в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, имеющим высшее образование, прибывшим (переехавшим) в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок» (далее – Порядок).

Согласно указанному Порядку уполномоченным органом исполнительной власти определено Министерство здравоохранения Республики Калмыкия.

Как установлено судом первой инстанции, 19 января 2015 года Гатяева В.О. принята в Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Юстинская районная больница» на должность (данные изъяты).

31 декабря 2015 года Гатяева В.О. заключила с Министерством здравоохранения Республики Калмыкия договор № (данные изъяты) о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей как медицинскому работнику, прибывшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт.

Согласно пункту 2.2 договора ответчик обязался перечислить компенсационную выплату в течение 30 дней со дня заключения договора, однако выплата до настоящего времени не произведена.

Таким образом, установив обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ненадлежащее исполнение уполномоченными органами возложенных на них обязанностей по предоставлению истцу единовременной компенсационной выплаты, не является основанием для отказа в предоставлении данной выплаты.

Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт и заключившим договор о предоставлении указанных выплат, нарушает требования, содержащиеся в статье 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», судебная коллегия считает необоснованным, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено указанным Федеральным законом в качестве основания для отказа в предоставлении истцу единовременной компенсационной выплаты.

Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики.

При этом Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» является нормативным актом прямого действия и применяется непосредственно на всей территории Российской Федерации.

Отсутствие финансирования с правовой точки зрения само по себе не может означать фактического лишения медицинских работников с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, права на предоставление компенсационных выплат, предусмотренных указанным Федеральным законом, и рассматриваться в качестве отлагательного условия для исполнения вступившего в силу закона.

Судебная коллегия не соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что, поскольку сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты являются орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерство здравоохранения Республики Калмыкия - и медицинский работник - Гатяева В.О., то Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не может быть признан надлежащим ответчиком по делу.

В силу части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, из содержания указанной нормы следует, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам стоит в прямой зависимости от бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, следовательно, данный орган обоснованно привлечен в качестве ответчика по делу.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ в редакции от 28 декабря 2016 года финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в сельский населенный пункт в 2016-2017 годах, предусмотрено из бюджета федерального фонда и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении 60 и 40 процентов соответственно, а потому предоставление иных межбюджетных трансфертов на выплату медицинским работникам, прибывшим в 2015 году, нарушит требования названного закона – является несостоятельной.

Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ в редакции Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 28 декабря 2016 года № 472-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2017 года, потому обратной силы не имеет и к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу, применению не подлежит.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о взыскании с ответчиков единовременной компенсационной выплаты именно в равных долях за счет средств бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования и за счет средств бюджета Республики Калмыкия отвечает положениям названного закона в редакции Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 418-ФЗ, действовавшей на момент заключения договора Гатяевой В.О. с Министерством здравоохранения Республики Калмыкия в 2015 году.

Довод апелляционной жалобы о том, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат за счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в отношении медицинских работников, прибывших в сельскую местность в 2015 году, завершено, судебной коллегией отклоняется, поскольку право на получение единовременной компенсационной выплаты возникло у истца в 2015 году, однако не было реализовано по вине ответчиков, что не может лишать истца предусмотренного федеральным законом права на получение единовременной компенсационной выплаты.

В вышеприведенных нормативных актах также не предусмотрено, что указанная выплата не будет производиться в случае получения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации недостаточного финансирования на выплату компенсаций. Более того, действующее законодательство не ставит в зависимость прекращение исполнения обязательств от истечения предусмотренного законом срока их исполнения соответствующими органами.

С учетом изложенного судебная коллегия признает обжалуемое судебное постановление законным и не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 мая 2017 года оставить без изменения.

Председательствующий И.В. Басангов

Судьи А.В. Андреева

О.Г. Шиханова

33-656/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Гатяева В.О.
Ответчики
ФФОМС
Минфин РК
Минздрав РК
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Шиханова Ольга Гордеевна
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
25.07.2017Судебное заседание
31.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее