Судья Сычев И.А. Дело № 33а-1346/2017
Учет № 014а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2017 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составепредседательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сибгатуллиной Л.И., Саитгараевой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Ахматалиева Р.Н. на решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 11 ноября 2016 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Ахматалиева Р.Н. о признании решения УФМС РФ по РТ от 28 августа 2014 года о депортации незаконным оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Ахматалиева Р.Н. и его представителя Петровой О.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Ахмадуллиной Л.Р., высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы и просившей решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Ахматалиев Р.Н. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление ФМС России по Республике Татарстан) от 22 июля 2014 года о его депортации. Заявленные требования мотивированы следующим.
22 июля 2014 года в период отбывания административным истцом наказания в виде лишения свободы в исправительном учреждении Министерством юстиции Российской Федерации в отношении него принято распоряжение № 3940-рн о нежелательности его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации сроком до 19 июня 2024 года.
28 августа 2014 года отделом иммиграционного контроля Управления ФМС России по Республике Татарстан принято решение о депортации Ахматалиева Р.Н.
Административный истец просил признать незаконным указанное решение Управления ФМС России по Республике Татарстан от 28 августа 2014 года № 53 о его депортации за пределы Российской Федерации.
Представитель Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан в судебном заседании заявленные требования не признал.
Суд в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе Ахматалиева Р.Н. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права и определил имеющие значение для дела обстоятельства. Указывается, что решение суда принято без учета родственных связей Ахматалиева Р.Н. и нарушает его право на семейную жизнь, поскольку в Российской Федерации проживают престарелая мать Ахматалиева Р.Н. – Мухарлямова А.М., 1932 года рождения, семеро его детей, которые являются гражданами Российской Федерации. По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд также оставил без должного внимания обстоятельство его пребывания на территории Российской Федерации с 1994 года с присвоением ему статуса беженца, а также отсутствие у Ахматалиева Р.Н. места жительства за пределами Российской Федерации. Указывается, что доказательства того, что он создает угрозу безопасности государства, общественному порядку либо здоровью населения, в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Из материалов дела видно, что Ахматалиев Р.Н. является уроженцем Шерабадского района Сурхаидарьинской области Узбекской ССР.
Приговором Кировского районного суда г.Казани от 31 августа 2012 года он осужден по пункту «б» части 3 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам лишения свободы, отбывал наказание в федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июля 2014 года № 3940-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации Ахматалиева Р.Н., являющегося лицом без гражданства, признано нежелательным сроком до 19 июня 2024 года.
28 августа 2014 года Управлением ФМС России по Республике Татарстан № 53 с учетом принятого Министерством юстиции Российской Федерации распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) административного истца на территории Российской Федерации принято решение о депортации лица без гражданства Ахматалиева Р.Н. за пределы Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение от 28 августа 2014 года о депортации Ахаматалиева Р.Н. принято на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июля 2014 года о признании нежелательным его пребывания (проживания) в Российской Федерации сроком до 19 июня 2024 года и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства признание в Российской Федерации их прав в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защиты от дискриминации при уважении достоинства личности, права на судебную защиту согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7, часть 1 статьи 17, часть 2 статьи 19, статья 21, части 1, и 2 статьи 38, часть 1 статьи 41, статья 46).
Согласно статье 5 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
В силу статьи 25.10 названного Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Указанная норма позволяет признавать нежелательным проживание (пребывание) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, как находящихся на территории Российской Федерации незаконно лишь по одному этому основанию, так и находящихся законно и незаконно при наличии соответствующих указанных в ней обстоятельств.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ) в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение об его реадмиссии (пункт 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 указанного Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ)
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 года №628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Так, статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории.
Как следует из материалов дела, в 1994 году административный истец прибыл в Российскую Федерацию.
Ахматалиев Р.Н. обратился в суд с административным иском об оспаривании указанных распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июля 2014 года № 3940 и решения Управления ФМС России по Республике Татарстан от 28 августа 2014 года № 53.
Определением судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 14 октября 2016 года административное исковое заявление в части требования об оспаривании решения Управления ФМС России от 28 августа 2014 года № 53 о депортации Ахматадиева Р.Н. принято к производству, административное исковое заявление в части требования об оспаривании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июля 2014 года № 3940-рн о признании нежелательным пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации возвращено со ссылкой на его территориальную неподсудность Вахитовскому районному суду г.Казани Республики Татарстан.
Указанное определение от 14 октября 2016 года лицами, участвующими в деле, не обжаловано.
Установлено, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июля 2014 года № 3940-рн в отношении Ахматалиева Р.Н. до сего времени административным истцом в установленном законом порядке не оспорено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого решения Управления ФМС России по Республике Татарстан от 28 августа 2014 года о депортации Ахматалиева Р.Н. за пределы Российской Федерации и, соответственно, к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
С учетом изложенного обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и отмену решения суда повлечь не могут, поскольку основаны на неправильном толковании заявителем апелляционной жалобы норм материального права и норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 11 ноября 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ахматалиева Р.Н. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи