Решение по делу № 2-2972/2017 от 17.05.2017

Дело №2-2972/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт.Ольга 22 июня 2017 года

Ольгинский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Сортова В.А.,

при секретаре судебного заседания Литвиненко Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ракочей Л.В. к администрации Тимофеевского сельского поселения о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что 07.10.2016 года решением администрации Тимофеевского сельского поселения ей отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуацией. С решением администрации она не согласна, потому что не было электроэнергии, и в холодильнике пропала вся продукция, в том числе свежемороженая ягода, рыба, мясо. Были затраты на газ, свечи, которые впоследствии в магазине приобрести было невозможно. Из-за размытых дорог в магазин не привозили свежие продукты. Приходилось ходить за родниковой водой, так как не было электроснабжения и водоснабжения. На АЗС не было возможности приобрести топливо. Была отключена мобильная связь. В помещении из-за невозможности просушки, образовалась сырость, плесень. Считает, что ее заявление о включении в списки пострадавших рассмотрено не надлежащим образом. Просит признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Ольгинского муниципального района Приморского края в августе-сентябре 2016 года и возложить на администрацию Тимофеевского сельского поселения обязанность включить ее в списки пострадавших граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №110.

До судебного заседания от истца поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика – администрации Тимофеевского сельского поселения, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания,

Заинтересованное лицо - департамент труда и социального развития Приморского края, представил в суд возражения, где указано, что согласно разъяснительного письма ГУ МЧС России по Приморскому краю от 13.09.2016г. исх. № 58320 единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей выплачивается по заявлению гражданам, зарегистрированным до 31.08.2016 по месту жительства (по месту пребывания) в частных жилых домах, в многоэтажных (многоквартирных) жилых домах, оказавшихся в зоне наводнения, если этот дом пострадал, размыт фундамент или вода поступила в подполье дома), и при этом произошло аварийное отключение не менее одной системы жизнеобеспечения (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение) на сутки и более. Считают, что должны соблюдаться одновременно два условия подтопление дома и отключение систем жизнеобеспечения. Согласно исковому заявлению в Ольгинском муниципальном районе была нарушена жизнедеятельность сроком более пяти суток, в частности отсутствовало энергоснабжение, вода, связь. При этом подтопление домов не произошло, а значит, право на единовременную материальную помощь размере 10тыс. рублей за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий не возникло.

Представитель заинтересованного лица – департамента труда и социального развития Приморского края, в представленном отзыве просил рассмотреть дело без участия их представителя.

Исследовав материалы гражданского дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В силу абзаца 7 и 8 ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.

Согласно пунктам «з» и «м» статьи 10 указанного Федерального Закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ, Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.

Частью 2 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ определен порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту «л» п.1 ст.11 указанного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

В соответствии с подпунктом «г» п.2 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2016 года №1860-р «О выделении Администрации Приморского края бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края» Администрации Приморского края выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере до 718,5млн. рублей, в дом числе до 85млн.рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи.

Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2016 года №2219-р Администрации Приморского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 г., выделены бюджетные ассигнования в размере 110 млн. рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи.

Приказом МЧС России от 29.08.2014 года №470 утвержден «Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно пункта 7 на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению № 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи в соответствии с приложениями и №12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.1.1. постановления Администрации Приморского края № 413-па от 02.09.2016г. «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края 29 - 30 августа 2016 года за счет средств, выделяемых из краевого бюджета» (в ред. Постановлений Администрации Приморского края от 28.09.2016г. №447-па, от 11.10.2016г. №477-па) граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном «LIONROCK» на территории Приморского края (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право, в том числе на единовременную материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктом «г»» п.2 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 31.08.2016г. №191 «О мерах по предупреждению чрезвычайной ситуации – нарушения жизнедеятельности населения Ольгинского муниципального района» (в редакции Постановления №193 от 05.09.2016 года) на территории муниципального Ольгинского муниципального района с 14.00 часов 31 августа 2016 года введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера. В связи с длительным (более 5 суток) нарушением жизнедеятельности жизнеобеспечения населения в результате наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августа-сентября 2016 года и выразившегося нарушением энергоснабжения, отсутствии связи, транспортного сообщения, централизованного подвоза продовольствия, воды и предметов первой необходимости на территории Ольгинского муниципального района определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территории Ольгинского муниципального района. Признаны пострадавшими граждане данных населенных пунктов.

Согласно приложению к указанному постановлению №193 пос.Тимофеевка Ольгинского района включен в населенный пункт, находящийся в зоне чрезвычайной ситуации.

Судом исследованы следующие доказательства.

Согласно копии паспорта Ракочая Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована в <адрес>.

В соответствии с ответом главы Тимофеевского сельского поселения от 07.10.2016г. № 750/1 истцу отказано во включении в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи на основании постановления Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110.

Вместе с тем, согласно ответу главы Тимофеевского сельского поселения от 07.10.2016г. № 750 истец внесена в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и что данные списки направлены в администрацию Ольгинского муниципального района.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец в период чрезвычайной ситуации постоянно проживала в зоне чрезвычайной ситуации, следовательно, в соответствии с пунктом 1.1 Постановления Администрации Приморского края №413-па, является лицом, пострадавшим от чрезвычайной ситуации.

При этом, ни подпункт «г» п.2 Постановления Правительства РФ №110, ни пункт 1.1 Постановления Администрации Приморского края №413-па, не содержат обязательных условий в виде причинения какого-либо ущерба, либо утраты имущества, именно для получения единовременной материальной помощи. Данные последствия необходимы для получения финансовой помощи, либо разовой материальной помощи.

То, что истцу в результате тайфуна причинен материальный ущерб, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в частности сведениями, предоставленными АО «Кавалеровские электросети», администрацией Ольгинского муниципального района, в зоне чрезвычайной ситуации на территории всего Ольгинского района на протяжении 5 суток с 31 августа по 4 сентября 2016 года отсутствовала электрическая энергия, размыты и полностью смыты мосты и дорожное полотно на трассе «Находка – Кавалерово», отсутствовала стационарная и мобильная связь. В некоторых населенных пунктах, в том числе и в п.Тимофеевка на протяжении 3 дней отсутствовало водоснабжение. При этом, в период отсутствия электрической энергии температура наружного воздуха составляла в среднем 18 С°.

В силу федерального законодательства для включения в списки пострадавших и получения единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей, от гражданина не требуется представления доказательств повреждения, утраты его имущества первой необходимости – необходимо своевременно подать заявление для получения единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (п.11) «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. №110, п.7 Приказа МЧС России от 29.08.2014г. №470. В данном случае истец обратилась в администрацию с заявлением, однако администрация поселения бездействовала

В силу Федерального законодательства, в частности подпункта «л» п.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Таким образом, при определении круга пострадавших граждан от чрезвычайной ситуации надлежит руководствоваться нормативными актами принятыми органами государственной власти субъектов, в данном случае Администрацией Приморского края, в частности Постановлением №413-па.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, п.11 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110), на лицо доказательства тому, что истец действительно является пострадавшей, ей причинен ущерб, и, как следствие, она нуждается в единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей.

Гражданин, проживающий в зоне в момент ЧС, обратившийся за помощью и представивший доказательства повреждения любого принадлежащего ему имущества, является пострадавшим и претерпевшим ущерб, поэтому вправе рассчитывать на получение установленной государством минимальной и единой для всех в суммарном выражении стандартной единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей, в отличие от получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 50000 или 100 000 руб., для приобретения права на которую гражданину требуется доказать частичную или полную утрату имущества первой необходимости.

Основаниями для предоставления единовременной материальной помощи в сумме 10000 руб. являются заявления граждан, список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях. Истец подала заявление ответчику по установленной форме, указав, что является пострадавшей от ЧС. Акт по указанному заявлению соответствующей комиссией не составлялся, по причине бездействия ответчика. Внесение истца в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, зависело от своевременных действий администрации Тимофеевского сельского поселения. Однако в установленном упомянутыми нормативными актами порядке ответчиком этого сделано не было. Бездействие ответчика привело к нарушению установленного ст.18 Закона № 68-ФЗ права истца на получение единовременной материальной помощи из муниципального и вышестоящих бюджетов.

Кроме того суд учитывает, что последующее внесение изменений в Постановление главы администрации Ольгинского муниципального района № 217 от 03.10.2016г., ограничивающих круг лиц, имеющих право на выплату, не должно ставить граждан, пострадавших от тайфуна в августе-сентябре 2016 года, обратившихся с заявлением о выплате и не получивших выплату до 03.10.2016 года, в неравное положение с гражданами данной категории, которым выплата была произведена до внесения соответствующих изменений в вышеуказанные распоряжения администрации района, края.

Новое правовое регулирование должно соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям органов государственной власти и не ухудшать правовое положение личности, ограничивать ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца путем возложения на администрацию Тимофеевского сельского поселения обязанности включить истца в список граждан на получение единовременной материальной помощи, в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.02.2016г. № 110.

Истец при подаче искового заявления, просила суд об обращении решения суда к немедленному исполнению.

В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-198 и 212 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ракочей Л.В. к администрации Тимофеевского сельского поселения о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, удовлетворить.

Признать Ракочую Л.В. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Ольгинского муниципального района Приморского края в августе-сентябре 2016 года.

Возложить на администрацию Тимофеевского сельского поселения обязанность включить Ракочую Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в соответствии с подпунктом «г» п.2 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110.

В силу ст.212 ГПК РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в гражданскую коллегию Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд.

Судья Сортов В.А.

2-2972/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Ракочая Л.В.
Ответчики
Администрация Тимофеевского сельского поселения
Суд
Ольгинский районный суд Приморского края
Дело на странице суда
olginsky.prm.sudrf.ru
17.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2017Передача материалов судье
19.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2017Подготовка дела (собеседование)
06.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2017Судебное заседание
22.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2017Дело передано в архив
31.08.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее