Дело № 2а-324/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2017 года пос. Клетня
Клетнянский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кривоноженковой В.П.
при секретаре Тимошенковой Т.С.,
с участием
представителя административного истца Середы С.В.,
представителя административного ответчика Мерзловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Клетнянского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Клетнянского района о признании незаконным бездействие и о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Клетнянского района обратился в суд с данным иском, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что администрацией района ведется учет имущества, состоящего в реестре собственности муниципального имущества, фактическое распоряжение которого осуществляется администрацией района. Как установлено проверкой, по адресу: Брянская обл., п.Клетня, возле АЗС имеется мемориальный комплекс на братском кладбище жертв фашизма, который был передан в муниципальную собственность муниципального образования «Клетнянское городское поселение», на кадастровый учет не поставлен, право собственности не зарегистрировано.
Согласно п.3 ч.1 ст.14, п.3 ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ч.1 ст.51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность должно осуществляться органами местного самоуправления в интересах населения муниципального образования.
Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу требований ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Администрация Клетнянского района от имени муниципального образования «Клетнянское городское поселение», муниципального образования «Клетнянский муниципальный район» самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Бездействие администрации Клетнянского района, выразившееся в непринятии мер, направленных на государственную регистрацию прав собственности на муниципальное имущество, оспаривается в соответствии со ст.218 КАС РФ.
Кроме того, отсутствие должного контроля за муниципальным имуществом способствует совершению террористических актов.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Клетнянского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер, направленных а государственную регистрацию права собственности на муниципальное имущество – мемориальный комплекс на братском кладбище жертв фашизма, расположенный в п.Клетня на ул.Ленина возле АЗС, и обязать ответчика обратиться в органы Росреестра Брянской области с заявлением о государственной регистрации прав на указанное имущество.
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Клетнянского района Середа С.В. исковые требования прокурора поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Мерзлова О.А. исковые требования признала в части возложения обязанности по регистрации права на указанное имущество, отрицая бездействие администрации, и пояснила суду, что данное имущество было принято администрацией района от администрации Клетнянского городского поселения в 2014 году. Имущества, на которое не было зарегистрировано право муниципальной собственности, более трехсот объектов. Администрацией района проводится работа по регистрации права на данное имущество, но в связи с нехваткой финансовых средств сразу оформить право на все объекты не представляется возможным, эта работа проводится поэтапно. В 2017 году было выделено 108000 рублей на данные работы и они уже освоены, поэтому деньги могут быть на эти цели выделены в 2018 году и необходимо время для выполнения всех работ по оформлению права собственности.
Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.13 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относиться сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В собственности поселений могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко культурного значения в соответствии с законодательство Российской Федерации (п.9 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ, ред. От 28.12.2013г.).
Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества Закон РФ от 14.01.1993г. N 4292-1 (ред. от 05.04.2013) Об увековечении памяти погибших при защите Отечества в статье 2 определяет сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.
Статья 11 Закона РФ от 14.01.1993г. N 4292-1 (ред. от 05.04.2013) Об увековечении памяти погибших при защите Отечества возлагает на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 (ред. от 23.07.2013) Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (ст.З) относит объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В данном законе дано понятие памятников - это отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения, произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
Таким образом, памятники являются объектами недвижимого имущества. Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-Ф3 (ред. от 23.07.2013г.) Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации установлено, что объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что в реестре объектов собственности за муниципальным образованием «Клетнянское городское поселение» указан мемориальный комплекс на братском кладбище жертв фашизма, расположенный в п. Клетня на ул.Ленина на въезде в поселок возле АЗС, однако право муниципальной собственности на данный объект в Росреестре не зарегистрировано. (л.д.6).
В части возложения обязанности по регистрации права собственности на памятник «Вечный огонь» административный ответчик исковые требования признает и суд, учитывая, что признание иска ответчиком в данном случае заявлено добровольно, не противоречит требованиям КАС РФ, другим федеральным законам, не нарушает права других лиц, находит возможным принять его и постановить решение об удовлетворении исковых требований в этой части.
Относительно требований о признании незаконным бездействия администрации Клетнянского района, выразившееся в непринятии мер, направленных на государственную регистрацию прав собственности на муниципальное имущество, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что мемориальный комплекс на братском кладбище жертв фашизма, расположенный в п. Клетня на ул.Ленина возле АЗС, включен в Реестр объектов муниципальной собственности решением Клетнянского поселкового совета народных депутатов от 11.08.2014г. №38-3.
Исполнение полномочий поселковой администрации Муниципального образования «Клетнянское городское поселение» возложено на администрацию Клетнянского района решением Клетнянского районного совета народных депутатов от 17.07.2014г. №44-9.
За период, прошедший с момента возложения указанных обязанностей администрацией Клетнянского района проводятся мероприятия по оформлению права собственности на объекты, включенные в реестр объектов муниципальной собственности, о чем свидетельствуют представленные ответчиком в материалы дела выписки из ЕГРП, сообщения о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В бюджете муниципального образования «Клетнянское городское поселение» на 2017 год на оценку имущества, признание права и регулирование отношений по государственной собственности запланировано 108000 рублей, которые освоены.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации Клетнянского района, выразившееся в непринятии мер, направленных на государственную регистрацию прав собственности на муниципальное имущество, отсутствует и считает, что исковые требования прокурора Клетнянского района в этой части не подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что обязанность по оформление права собственности на указанный выше объект культурного наследия связана с бюджетными средствами и требует длительного времени, суд полагает, что настоящее решение должно быть исполнено в срок до 01 июля 2018 года. Представитель административного истца Середа С.В. в судебном заседании не возражал против установления срока исполнения требуемых действий до указанной даты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 46, 65, 157, 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Клетнянского района Брянской области - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Клетнянского района Брянской области в срок до 01 июля 2018 года обратиться в органы Росреестра Брянской области с заявлением о государственной регистрации прав на муниципальное имущество – мемориальный комплекс на братском кладбище жертв фашизма, расположенный по адресу: Брянская обл., п.Клетня, ул.Ленина на въезде в поселок возле АЗС.
В остальной части в удовлетворении исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
В окончательной форме решение изготовлено 25 июля 2017 года.
Председательствующий: