Решение по делу № 3а-15/2017 (3а-77/2016;) от 23.12.2016

Дело № 3а-15/2017 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Костенко Е.Л.,

при секретаре судебного заседания Глобу Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 30 мая 2017 г. в г.Сыктывкаре Республики Коми дело по административному исковому заявлению ООО «Сокол» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Сокол» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости нежилого административно-производственного здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере ... руб., возложении на ответчика обязанности внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, указав в обоснование, что Общество является собственником объекта недвижимости – административно-производственного здания с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <Адрес обезличен>. Согласно приказу Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 г. № 329Д кадастровая стоимость данного нежилого здания определена в размере ...., которая внесена в государственный кадастр недвижимости 12 декабря 2015 г. Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми с заявлением об установлении кадастровой стоимости данного нежилого здания в размере рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке нежилого здания <Номер обезличен>, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания определена в размере ... руб. Решением Комиссии заявление ООО «Сокол» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости отклонено. Общество полагает, что кадастровая стоимость нежилого здания не соответствует его рыночной стоимости и нарушает права, так как величина налога на имущество организаций зависит от размера кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Определением судьи от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, в качестве заинтересованного лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми.

Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме.

Представитель Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, так как рыночная стоимость нежилого здания указанная в отчете оценщика подтверждена проведенной по делу экспертизой.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не приняли.

В письменных отзывах представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми право административного истца на установление кадастровой стоимости нежилого здания в размере равной его рыночной стоимости не оспаривали.

На основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Кадастровая стоимость отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения (ст.ст. 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В силу части 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 г. №329Д утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми, согласно приложениям к настоящему приказу (Приложение 1 - Приложение 4).

В таблице результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми по состоянию на 1 января 2015 г. указано здание, площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...).

Постановлением Правительства Республики Коми от 8 декабря 2015 г. № 496 «О Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений» утверждено Положение о Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений.

Как следует из Положения, Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (Минимущество Республики Коми) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в сфере имущественных отношений, земельных отношений, управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Коми, в том числе государственным жилищным фондом Республики Коми, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в указанной сфере. Министерство является правопреемником Агентства Республики Коми по управлению имуществом (пункты 1, 8).

Правила проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости установлены Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. № 113.

Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Пунктами 3 и 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 298 установлено, что целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку с учетом предполагаемого использования результата оценки. Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

В этой связи в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, действующее законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что ООО «Сокол» является собственником объекта недвижимости – административно-производственного здания, назначение: нежилое, 2- этажное, общей площадью ... кв. м., инв. № ..., расположенного по адресу: <Адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 12 декабря 2015 г.

Статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки.

Как следует из содержания части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков.

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете (часть 4 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Судом при рассмотрении дела было распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, при этом на административного истца возложена обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой; на административных ответчиков факты по возражениям по иску, если возражения против иска имеются.

Исходя из представленных возражений надлежащего административного ответчика - Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений, последнее возражало против установления кадастровой стоимости спорного нежилого здания в размере его рыночной стоимости в заявленном административным истцом размере.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимыми письменными доказательствами являются отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Верховный Суд РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В качестве доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом представлен отчет <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об оценке рыночной стоимости нежилого здания, составленный ООО «...», согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> по состоянию на 1 января 2015 г. составляет ... руб.

Положительным экспертным заключением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» приведенный отчет был признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По ходатайству представителя Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений на основании определения суда от <Дата обезличена>. (с учетом определения суда от <Дата обезличена>) Акционерным обществом «...» была проведена экспертиза по определению рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> по состоянию на 1 января 2015 г.

Согласно заключению АО «...» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> указанный отчет ООО «...» был признан соответствующим требованиям Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, выводы, сделанные оценщиком о величине стоимости объекта оценки, являются обоснованными.

Суд соглашается с представленным заключением эксперта и приходит к выводу, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания соответствует действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, что он отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности, каких-либо сомнений в его достоверности не вызывает.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения. В отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие достоверность выводов и результатов, полученных оценщиком.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта АО «...» и оценщика ООО «...», поскольку заключение эксперта и отчет мотивированы, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Экспертное заключение и отчет подготовлены лицами, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости.

Принимая представленные доказательства в качестве достоверных, суд также исходит из требований процессуального закона, в силу которого одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда. Частью 2 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

Учитывая, что доказательств, которые опровергали бы указанную экспертом и оценщиком величину рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости – административно-производственного здания, с кадастровым номером <Номер обезличен>, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, участниками дела вопреки части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного ООО «Сокол» требования.

В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Закона № 361-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (абзац 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).

Согласно абзацу 1 пункта 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Как следует из материалов дела, заявление о пересмотре кадастровой стоимости ООО «Сокол» подано в комиссию <Дата обезличена>

Поскольку на момент обращения с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости действовала кадастровая стоимость, являвшаяся предметом оспаривания и налоговой базой, то на основании статьей 376, 379 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная в размере рыночной кадастровая стоимость нежилого помещения подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации на период с 1 января 2016 г. и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Поскольку установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в силу требований Закона (ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности и Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), и принятия для этого дополнительного решения не требуется, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в части обязания ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости равного его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать, в том числе, указание на распределение судебных расходов.

При предъявлении настоящего административного искового заявления ООО «Сокол» понесло расходы по уплате государственной пошлины в размере ... руб.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из следующего. В соответствии со ст.103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.

При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

По настоящему делу представитель Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений возражал против удовлетворения иска ООО «Сокол» по установлению указанной в заявлении рыночной стоимости нежилого здания, заявлял о необходимости назначения соответствующей судебной экспертизы, следовательно, имел противоположный с административным истцом юридический интерес.

В связи с изложенным, с Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в пользу ООО «Сокол» подлежат взысканию понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ООО «Сокол» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – административно-производственного здания, назначение: нежилое, 2- этажное, общей площадью ... кв. м., инв. № ..., расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером ... в размере его рыночной стоимости, равной ... рублей, определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2016 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления ООО «Сокол» о пересмотре кадастровой стоимости считать <Дата обезличена>

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м.

Взыскать с Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в пользу ООО «Сокол» ... руб. – расходы по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении требования ООО «Сокол» о возложении на ответчика обязанности внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Коми.

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2017 г.

Председательствующий                     Е.Л. Костенко

    Копия верна судья                          Е.Л. Костенко

3а-15/2017 (3а-77/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Сокол"
Ответчики
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РК
Министерство РК имущественных и земельных отношений
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
23.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
27.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.01.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
24.01.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
21.02.2017[Адм.] Судебное заседание
23.05.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
30.05.2017[Адм.] Судебное заседание
30.05.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2017[Адм.] Дело оформлено
30.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее