2-121/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Пешкина А.Г.,
при секретаре Граматчиковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 15 марта 2017 года дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице ГУ РК «Каджеромское лесничество» о взыскании с Овчинникова ДВ компенсации ущерба, причиненного лесному фонду,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице ГУ РК «Каджеромское лесничество» обратилось с иском о взыскании с Овчинникова Д.В. **** руб. в виде компенсации ущерба, причиненного лесному фонду РФ в результате незаконного уничтожения почв и самовольного использования лесов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствовали, извещены надлежаще.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы уголовного дела №№..., суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
Названные конституционные положения в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 9 января 1998 года N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
При регулировании отношений по возмещению вреда, причиненного лесам, в том числе при определении его объемов (структуры), необходим учет свойств леса и как природного ресурса, и как экологической системы, а при оценке причиненного вреда - учет всех негативных последствий, возникших в результате правонарушения. Поэтому для исчисления размера возмещения причиненного лесам вреда должны приниматься во внимание имущественная ценность леса, которая устанавливается на основе таких показателей, как рыночная или кадастровая стоимость, и его экологическая ценность, определяемая исходя из присущих лесам свойств - уникальности, способности к возобновлению, заменимости, местоположения и др.
Кроме того, лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам.
В соответствии со ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно ст.7, ч.2.ст.69 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" регламентирован институт компенсации ущерба окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области ее охраны: такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда; размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды; на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (статья 78); вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77).
Статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) предусматривает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1), а привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (часть 2). Исчисление размера такого вреда осуществляется, как следует из части 2 статьи 100 того же Кодекса, согласно таксам и методикам, утверждение которых возложено на Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" утвердило таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам): так, в соответствии с пунктом 5 приложения N 4 к данному постановлению при самовольном снятии, уничтожении или порче почв размер причиненного ущерба определяется как четырехкратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы).
В соответствии с ч.6 ст.90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 257-ФЗ), 2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 21.07.2011 N 257-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
В силу ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что **.**.** года в квартале ********** в результате патрулирования территории лесного фонда, согласно утвержденного плана патрулирования лесного фонда на территории ********** на **.**.** года, было выявлено лесонарушение на площади **** га, выраженное в незаконной вырубке деревьев на лесном участке, самовольное использование лесов, а также самовольное снятие и уничтожение почв (на площади **** га) в процессе раскопки траншеи для извлечения металлических труб водовода ****.
Водовод **** числится на балансе ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Поврежденный участок входит в состав земель лесного фонда РФ – земельный участок площадью **** га для ведения лесного хозяйства.
Приговором мирового судьи **** установлено, что работы по выкапыванию из земли металлической трубы в квартале ********** производились по указанию Овчинникова Д.В.
В соответствии с ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно расчету истца, произведенному в соответствии с методиками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007г. №273, размер причиненного ответчиком в результате незаконного уничтожения почв и самовольного использования лесов ущерба лесным насаждениям составил **** руб.
Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы истца, а также размер ущерба.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Требования истца удовлетворить.
Взыскать с Овчинникова ДВ в бюджет Российской Федерации **** рублей в виде компенсации ущерба.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 20.03.2017г.
Председательствующий А.Г. Пешкин