Дело № 2а-1671/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2017 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Фоминой Н.Э.,
при секретаре судебного заседания Васильевой Т.Г.,
с участием административного истца Кочкина С.А.,
представителя административного истца Глухова А.В., допущенного к участию в деле по устному ходатайству, представившего суду диплом подтверждающий наличие юридического образования,
представителя ответчика Николаева Д.О., действующего на основании доверенности от дата. -----, представившего суду диплом подтверждающий наличие юридического образования,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Кочкина Семёна Александровича к администрации города Чебоксары о признании незаконным решения административного ответчика,
установил:
Кочкин С.А. (далее административный истец) обратился в суд с административным иском к администрации города Чебоксары (далее административный ответчик) о признании незаконным решения администрации города Чебоксары об отказе в согласовании Кочкину С.А. публичного мероприятия в форме митинга по адресу: г. Чебоксары, сквер В.И. Чапаева (площадка перед памятником В.И.Чапаева) дата с 14 часов 00 минут до 16 часов 30 минут с предполагаемым количеством участников до 100 человек и возложении обязанности на администрацию города Чебоксары не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга по адресу: г.Чебоксары, сквер В.И. Чапаева (площадка перед памятником В.И.Чапаева) дата с 14 часов 00 минут до 16 часов 30 минут с предполагаемым количеством участников до 100 человек.
Считает, что данный отказ в согласовании публичного мероприятия нарушает права административного истца на проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - 54-ФЗ) и является незаконным ввиду того, что в ч. 3 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании публичного мероприятия, однако, такие основания по которым администрация отказала ему в согласовании публичного мероприятия в форме митинга, отсутствуют. В письме административного ответчика от дата не содержалось никаких «обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия» или каких-либо иных его параметров.
Информация о том, что место проведения публичного мероприятия занято, не является основанием для отказа в согласовании публичного мероприятия, особенно с учетом того, что обязанность по обеспечению условий для реализации конституционного права граждан возложена на сами органы власти. Они вправе или предложить альтернативное место его проведения или обеспечить его проведения в месте, предложенном организатором.
В соответствии с ч.5 ст.5 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его только в строго установленном перечне случаев, следовательно, в связи отсутствием оснований, по которым организатор публичного мероприятия не вправе его проводить (определенных в законе исчерпывающим образом), организатор вправе провести публичное мероприятие в месте, на которое подано уведомление, а письмо административного ответчика является незаконным решением, ограничивающим права гражданина.
Административный истец Кочкин С.А., участвуя в судебном заседании, административный иск поддержал в полном объеме по основаниям в нем изложенным.
Представитель административного истца, допущенный к участию в деле по устному ходатайству Глухов А.В., поддержал административный иск по основаниям, изложенным в нем, вновь привел их суду, просил удовлетворить требования.
Представитель административного ответчика администрации города Чебоксары Чувашской Республики Николаев Д.О., просил отказать в удовлетворении иска Кочкина С.А. по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому дата в администрацию города Чебоксары поступило заявление Кочкина С.А. о проведении митинга дата с 14:00 до 16:30 часов в сквере им. В.И. Чапаева с целью: «Митинг в поддержку требования расследовать факты коррупции высших должностных лиц России». Предполагаемое количество участников - 100 человек.
В ответе от дата № Г-2841 администрацией г. Чебоксары Кочкину С.А. было предложено перенести мероприятие на более позднюю дату, поскольку дата в администрацию города Чебоксары поступило уведомление от ЧРО BOO «------» о проведении дата публичного мероприятия в форме пикетирований на площадках перед памятником В.И. Чапаеву в заявленное Кочкиным С.А. время. Цель публичного мероприятия «в поддержку проекта «Эко проба» «------» в рамках года экологии в России». Цели мероприятий не совпадали. Администрацией не было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия. Администрацией города Чебоксары было дано обоснованное и мотивированное предложение об изменении заявленного организаторами времени (даты) проведения публичного мероприятия обусловленное необходимостью соблюдения баланса прав и интересов сторон, обеспечения безопасности граждан, занятостью заявленных административным истцом мест проведения публичного мероприятия другим мероприятием, уведомление о проведении которого было подано в администрацию города Чебоксары раньше, что согласуется с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 14 февраля 2013 г. № 4-П, определения от 02 апреля 2009 г. № 484-О-П, от 01 июня 2010 г. № 705-О-О, определение от 29 января 2015 г. № 201-0).
Таким образом, в действиях администрации города Чебоксары не имело место необоснованное и неоправданное вмешательство в право на свободу мирных собраний, не имел место отказ в проведении публичного мероприятия. Действия администрации города Чебоксары по предложению изменения даты проведения мероприятия были обусловлены необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время).
Выслушав доводы и возражения сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч.1 ст.218 КАС РФ).
Согласно ст. 31 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Правоотношения, возникающие при организации и проведении публичных мероприятий регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях" (далее - Закон).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 названного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, дата в администрацию города Чебоксары поступило заявление Кочкина С.А. о проведении митинга дата с 14:00 до 16:30 часов в сквере им. В.И. Чапаева. Предполагаемое количество участников - 100 человек.
Целью проведения публичного мероприятия было заявлено: митинг в поддержку требования расследовать факты коррупции высших должностных лиц России (л.д.15).
В соответствии со статьей 5 Закона, организатор публичного мероприятия вправе проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления,
В соответствии со статьей 12 Закона орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления обоснованное решение об изменении места проведения публичного мероприятия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Понятие "мотивированное предложение" по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия "согласование", то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.
Следовательно, данное законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенных норм, а также определения Конституционного Суда РФ, определение пригодности места и времени проведения публичного мероприятия является, в рассматриваемом случае, полномочием администрации города Чебоксары, которая исходя из конкретных обстоятельств в интересах общественного порядка и (или) защиты прав и свобод других лиц может предложить согласовать (выбрать) место и (или) времени публичного мероприятия.
Администрация города Чебоксары, рассмотрев уведомление от дата, в своем письме от дата за № ----- адресованном Кочкину С.А. указала, что датаг. поступило уведомление № ----- о проведении публичного мероприятия в форме пикетирований от ЧРО ВОО «------» о проведении датаг. публичного мероприятия в форме пикетирований на площадках г.Чебоксары, в том числе и в сквере им. В.И. Чапаева, на площадке перед памятником В.И. Чапаеву в заявленное Кочкиным С.А. время. Предполагаемое количество участников заявлено в размере 200 человек. Цель публичного мероприятия ЧРО ВОО «------» - «в поддержку проекта «Эко проба» «------» в рамках года экологии в России».
Цели проведения публичных мероприятий не совпадают. В связи с этим предложено перенести публичное мероприятие в форме пикетирования на более позднюю дату (л.д.14).
В силу ст.5 Закона администрация города Чебоксары по мотивированному предложению полномочна, предложить организатору изменения места и времени проведения указанного публичного мероприятия.
Вышеуказанное письмо получено Кочкиным С.А., а так же сообщено ему в телефонном разговоре от датаг. (л.д.28), что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Изложенные в письме администрации города Чебоксары от дата за № ----- обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела уведомлением ЧРО ВОО «------» от дата о проведении датаг. с 7.00 до 22.00 часов публичного мероприятия в форме пикетирований на площадках г.Чебоксары, и назначении уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия (л.д.29).
В соответствии с п.п. 2 п. 4 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Кочкин С.А. не сообщил о своем решении - о принятии либо непринятии предложения об изменении даты проведения публичных мероприятий и вновь подал дата уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования - митинга дата (в указанную ранее дату) с 15:00 до 16:30 часов на красной площади г.Чебоксары, где установлен «Нулевой километр» (изменив место проведения мероприятия). Предполагаемое количество участников - 100 человек.
Целью проведения публичного мероприятия было заявлено: митинг в поддержку требования расследовать факты коррупции высших должностных лиц России (л.д.19).
Администрация города Чебоксары, рассмотрев уведомление от дата, в своем письме от дата за № ----- адресованном Кочкину С.А. вновь указала, на необходимость указания конкретного места проведения мероприятия или перенести запланированное публичное мероприятие в форме митинга на более позднее время с указанием конкретной даты и времени суток (л.д.21).
Администрация города проинформировала заявителя о том, что на указанном организатором в уведомлениях месте и времени проводятся иные запланированные публичные мероприятия, для проведения которых будет задействована территория г.Чебоксары, в частности Красная площадь и площадка, где установлен «Нулевой километр», а так же сквер им В.И. Чапаева и площадка перед памятником В.И.Чапаеву.
Из материалов дела следует, что дата (дополнение дата; дата) в администрацию города Чебоксары поступило уведомление от ЧРО ВПОО «------» (номер входящей корреспонденции 2606) о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования дата с 07.00 часов до 22.00 час. в количестве 200 человек, с указанием задействованных территорий адрес и цели мероприятия.
дата г. в администрацию города Чебоксары поступило уведомления Кочкина С.А. (номер входящей корреспонденции 2726) о проведении мероприятия дата с 14 час. 00 мин до 16 час. 30 мин. в форме пикета с количеством участников 100 человек, с указанием места проведения мероприятия и цели мероприятия.
Таким образом, ЧРО ВПОО «Молодая гвардия» с уведомление о проведении публичного мероприятия обратилась ранее нежели Кочкин С.А.
В соответствии со ст. 3, Закон Чувашской Республики от 30.11.2012 N 77 (ред. от 18.04.2016) "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" (принят ГС ЧР 27.11.2012) в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий информаций о проведении публичных мероприятий в одном специально отведенном месте в одно и то же время администрация соответствующего муниципального образования доводит до сведения организатора (организаторов) публичного мероприятия в течение двух дней со дня получения информации обоснованное предложение об изменении времени проведения публичного мероприятия. Очередность использования специально отведенного места определяется исходя из времени получения соответствующей информации администрацией соответствующего муниципального образования.
Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что администрация города Чебоксары Чувашской Республики в установленном порядке рассмотрела уведомление Кочкина С.А. о проведении публичного мероприятия, своевременно и в установленные законом сроки направила мотивированное предложение об изменении даты проведения пикета, заявленного в уведомлении, обосновав невозможность проведения мероприятия в указанное в уведомлении время (в связи с занятостью заявленных мест другим мероприятием, уведомление о проведении которого было подано в администрацию города Чебоксары раньше, в том числе необходимостью соблюдения общественного порядка и безопасности).
Учтены при этом форма, цель, массовость планируемого мероприятия, в связи, с чем, заявитель не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования в порядке, установленном Законом, права и законные интересы заявителя на проведение публичного мероприятия не нарушены и препятствий в реализации конституционных прав не создано.
В данном случае указанные в ответе администрации города Чебоксары основания невозможности проведения митинга в заявленном Кочкиным С.А. месте мотивированны и связаны не только с организационными причинами но и необходимостью защиты интересов других граждан на проведение публичного мероприятия.
Доводы административного истца о том, что у администрации г.Чебоксары отсутствовали законные основания для отказа в согласовании публичного мероприятия, не принимается судом во внимание, поскольку опровергается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, представленными административным ответчиком.
Кроме того, вопреки доводам административного истца со стороны администрации города Чебоксары Чувашской Республики Кочкину С.А. не было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия.
Закон, предусматривая полномочие органов государственной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.
Предложенный заявителю вариант проведения публичного мероприятия в другое время (другую дату) не лишал возможности достижения правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.
Доводы административного истца, что администрация города Чебоксары после возникновения обстоятельств, препятствующих проведению заявленных публичных мероприятий в предложенных заявителем местах, была обязана предложить другие места для проведения публичных мероприятий, не основаны на законе. Действующим законодательством на орган местного самоуправления такая обязанность не возлагается, более того, заявителю было предложено перенести запланированное публичное мероприятие в форме митинга на более позднюю дату, а не определить иное место проведения публичного мероприятия.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что конституционное право административного истца собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование нарушено не было, иных нарушений прав административного истца администрацией города Чебоксары допущено не было, обстоятельств, свидетельствующих о незаконном отказе администрации города Чебоксары Чувашской Республики в согласовании публичного мероприятия, не установлено.
Учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив в совокупности представленные письменные доказательства, учитывая требования действующего законодательства, в том числе проанализировав положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Кочкина С.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении административного искового заявления Кочкина Семёна Александровича к администрации города Чебоксары о признании незаконным решения администрации города Чебоксары об отказе в согласовании Кочкину Семёну Александровичу публичного мероприятия в форме митинга по адресу: г.Чебоксары, сквер В.И. Чапаева (площадка перед памятником В.И.Чапаева) дата с 14 часов 00 минут до 16 часов 30 минут с предполагаемым количеством участников до 100 человек отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.Э. Фомина
Мотивированное решение изготовлено: 06.04.2017 года.