Судья Тихонова О.А. |
Дело № 33-5554/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
04.04.2019 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Зоновой А.Е., Сорокиной С.В.
при секретаре Ещенко Е.С.,
в помещении суда рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Козловой Елены Валентиновны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца с установлением факта нахождения на иждивении,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 20.11.2018,
Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения истца Козловой Е.В., представителя ответчика по доверенности № 4/316 от 23.01.2019 Захаровой Н.В., судебная коллегия
установила:
Козлова Е.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Военному комиссариату Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области Министерства обороны Российской Федерации, в обоснование своих требований указав, что является вдовой умершего Козлова Г.Н., имевшего статус военнослужащего. При жизни супруга находилась на его полном иждивении, после смерти супруга утратила источник дохода, в связи с чем просила признать право на получение пенсии по случаю потери кормильца с установлением факта нахождения на иждивении умершего супруга Козлова Г.Н.
Определением суда от 22.08.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика Военного комиссариата Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области Министерства обороны Российской Федерации на надлежащего – ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области», в связи с чем дело передано по подсудности для рассмотрения по существу в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 20.11.2018 исковые требования Козловой Е.В. были удовлетворены.
Установлен факт нахождения истца, ( / / ) года рождения, на иждивении Козлова Г.Н., ( / / ) года рождения. Признано за Козловой Е.В. право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
С таким решением не согласился ответчик, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал на неверную оценку представленных доказательств и установленных на их основании фактических обстоятельств по делу. Полагает необоснованными выводы суда о наличии оснований для установления факта нахождения Козловой Е.В. на иждивении Козлова Г.Н., поскольку не представлено надлежащих и достаточных доказательств того, что получаемая умершим супругом истца пенсия как военнослужащим была для нее основным источником дохода, доказательств того, что истец находилась на полном содержании супруга в период его жизни и утратила в связи с его смертью основной источник к существованию.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Козлова Е.В. полагала решение суда законным и обоснованным, поддержала представленные письменные возражения на жалобу.
Представитель ответчика по доверенности № 4/316 от 23.01.2019 Захарова Н.В. поддержала доводы жалобы в полном объеме, просила решение суда отменить.
Представитель третьего лица ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, что следует из размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда, сведений об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении заседания не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12.02.21993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Козловой Е.В. об установлении факта нахождения ее на иждивении умершего супруга Козлова Г.Н.
Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, соответствующим нормам материального права, постановленным с учетом правомерной оценки представленной совокупности доказательств по делу.
В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, с учетом Соглашения о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов из семей от 14.02.1992 года и принятого в его исполнение Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников СНГ от 15.05.1992, а также в соответствии с решением N 01-1/3-16 Экономического Суда СНГ от 21.03.2017 положения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года распространяются на пенсии по случаю потери кормильца семьям (членам семей) умерших (погибших) военнослужащих и не регулируют отношения, связанные с назначением членам семей военнослужащих пенсий по другим основаниям.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Частью 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца, установлены в статье 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, согласно которой пенсия по случаю потери кормильца, в том числе семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего закона, назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего закона, состоявшие на их иждивении.
Нетрудоспособными членами семьи в силу пункта "б" части 3 статьи 29 названного закона считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 1).
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца (часть 2 статьи 31 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
По смыслу названных норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен, в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Козлова Е.В., ( / / ) года рождения, с 28.01.1978 г. состояла в зарегистрированном браке с Козловым Г.Н., супруги проживали совместно по адресу ....
При жизни Козлов Г.Н. являлся ветераном военной службы и получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Республики Казахстан, размер которой составлял 30879 рублей 13 копеек (в перерасчете по курсу тенге от суммы 144430 тенге), исходя из доводов иска и справке о доходах Козлова Г.Н., что не было оспорено ответчиком.
Также Козлов Г.Н. имел право на льготы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1993 в связи с осуществлением военной службы на территории Демократической Республики Афганистан, что следует из свидетельства о праве на льготы от 18.06.1984 года, серия А № 090223. В военном билете Козлова Г.Н. имеются сведения о том, что он проходил службу командиром автомобильной роты с 29.04.1983 по 17.04.1984, принимал участие в боевых действиях.
04.01.2016 г. Козлов Г.Н. скончался.
На момент смерти Козлова Г.Н. заявитель Козлова Е.В. не являлась получателем страховой пенсии по старости, право на получение пенсии ею не было реализовано по достижению возраста 55 лет (в 2014 году) в связи с нахождением на иждивении у супруга.
Указанная пенсия ею была оформлена по нормам законодательства Российской Федерации только после смерти супруга Козлова Г.Н., с 30.08.2016, размер пенсии составил 6691 рубль 33 копейки.
Обращаясь в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении супруга Козлова Г.Н., умершего 04.01.2016, Козлова Е.В., ссылалась на то, что установление данного факта необходимо для назначения ей пенсии по случаю потери кормильца.
Удовлетворяя заявление Козловой Е.В. об установлении факта нахождения ее на иждивении супруга Козлова Г.Н., суд первой инстанции руководствовался положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и со ссылкой на нормы пенсионного законодательства пришел к выводу о том, что факт нахождения Козловой Е.В. на иждивении супруга подтверждается материалами дела. При этом суд первой инстанции исходил из того, что среднемесячный доход Козлова Г.Н. являлся единственным доходом Козловой Е.В., следовательно, по мнению суда первой инстанции, оказываемая Козловым Г.Н. супруге Козловой Е.В. существенная материальная помощь фактически являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Кроме того, суд первой инстанции указал, что с 2000 года Козлова Г.Н. не осуществляла трудовую деятельность, что подтверждается трудовой книжкой, иных источников дохода не имела, в том числе по выплате пособий и пенсий, что следует из сведений Алматинского городского филиала «ГЦВП», проживала совместно с Козловым Г.Н.
Судебная коллегия также отмечает, что Козлова Е.В. по достижении 55 лет (с ( / / )) является нетрудоспособной, размер получаемой Козловым Г.Н. при жизни пенсии за выслугу лет был равен сумме, эквивалентной 30879,13 рублей, истец дохода не имела, размер назначенной ей после смерти супруга пенсии по старости составил 6691,33 рубль (что существенно выше размера пенсии супруга), в настоящее время Козлова Е.В. постоянно проживает на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит, в том числе об оспаривании самого права Козловой Е.В. на получение пенсии на территории Российской Федерации по потере кормильца.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 20.11.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий: Я.Ю. Волкова
Судьи: С.В. Сорокина
А.Е. Зонова