Решение по делу № 2а-263/2017 от 09.10.2017

Дело а-263/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганская область, с. Звериноголовское 25 октября 2017 года

Звериноголовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Старовойтовой Е.Ю.,

при секретаре Абалкановой Б.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Звериноголовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Круглянского сельсовета Звериноголовского района Курганской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Звериноголовского района Курганской области обратился в Звериноголовский районный суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Круглянского сельсовета Звериноголовского района Курганской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий.

В обоснование заявления указал, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства об отходах производства и потребления установлено, что Администрацией Круглянского сельсовета Звериноголовского района Курганской области не исполняются требования законодательства в указанной сфере. Ответчиком не приняты меры по определению мест первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, порядок сбора таких ламп не разработан. Согласно информации из МКУ «Управление образования Администрации Зве­риноголовского района», в МКОУ «Круглянская СОШ», расположенной в с.Прорывное Звериноголовского района, используются ртутьсодержащие лампы. Кроме того, такие лампы могут использоваться в быту лицами, проживающи­ми в границах населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования Круглянского сельсовета, круг которых определить невозможно. Причинами допущенных нарушений является бездействие Администрации Круглянского сельсовета, которыми длительный период времени, вопреки требо­ваниям законодательства, не принимаются меры по определению мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на не­го обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц, в связи с тем, что ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение ртутьсодержащих ламп может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и вреда окружающей среде.

Просит признать незаконным бездействие Администрации Круглянского сельсо­вета в части непринятия мер по оп­ределению мест сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, разработке порядка сбора таких ламп, а также обеспечению информирования потребителей ртутьсодер­жащих ламп о наличии на территории муниципального образования места первично­го сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

Просит суд обязать Администрацию Круглянского сельсовета в течение месяца со дня вступления решения суда в за­конную силу определить места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, разработать порядок сбора таких ламп, а также обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о наличии на территории муниципального об­разования места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

Административный истец, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия.

Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление о признании иска в полном объеме, просит рассмотреть дело без его участия.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокуратурой Звериноголовского района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности Администрации Круглянского сельсовета, в ходе которой установлено, что ответчиком не приняты меры по определению мест первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, порядок сбора таких ламп не разработан. Ртутьсодержащие лампы могут использоваться для освещения в образовательных учреждениях, расположенных на территории сельсовета, а также торговыми предприятиями и организациями, предоставляющие различные услуги. Кроме того, такие лампы могут использоваться в быту лицами, проживающими в границах населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования, круг которых определить невозможно. В деятельности муниципалитета усматривается неисполнение требований законодательства, что может стать угрозой жизни и здоровью населения, а также способствовать загрязнению окружающей среды.

Из справки Администрации Круглянского сельсовета от 26.09.2017 года следует, что место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Круглянского сельсовета не определено (л.д.8).

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999г N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые

должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу части 2 статьи 21 ФЗ-52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования (подп. 18 п. 1 ст. 14), а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальный район (подп. 14 п. 1 ст. 15).

Положениями частей 2, 3 статьи 13 Федерального закона от <дата>г N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002г N 786, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к первому классу опасности.

Статьей 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.

В соответствии с ГОСТ Р 53691-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода 1 - 4 класса опасности. Основные требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 N 1091-ст, отходы 1 класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

Согласно п. 9 статьи 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

В силу пункта 8 Правил обращения с отходами производства и потребления органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование возложены на органы местного самоуправления.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд пришел к выводу, что муниципальное образование Круглянский сельсовет допустил бездействие в выполнении обязательных требований по непринятию мер по определению мест сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, а также обеспечению информирования потребителей ртутьсодержащих ламп о наличии на территории муниципального образования места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным, и направлен на создание безопасных условий проживания населения.

Отработанные и использованные потребителями лампы относятся к бытовым отходам, соответственно, вопрос об их сборе является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения).

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с п. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд принимает признание ответчиком исковых требований, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования и.о. прокурора Звериноголовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Круглянского сельсовета Звериноголовского района Курганской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Круглянского сельсовета Звериноголовского района Курганской области в части неприятия мер по определению мест сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, а также обеспечению информирования потребителей ртутьсодержащих ламп о наличии на территории муниципального образования места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

Обязать Администрацию Круглянского сельсовета Звериноголовского района Курганской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить места первичного сбора и обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о наличии на территории муниципального образования места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Звериноголовский районный суд в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: Е.Ю. Старовойтова

2а-263/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Звериноголовского района
Ответчики
Администрация Круглянского сельсовета
Суд
Звериноголовский районный суд Курганской области
Дело на странице суда
zverinogolovsky.krg.sudrf.ru
09.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
11.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
18.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2017[Адм.] Судебное заседание
25.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2017[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее