Решение по делу № 2-3428/2017 от 22.03.2017

Дело № 2-3428/17

Решение

именем Российской Федерации

«20» апреля 2017 года                                 город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Першина А.В.,

при секретаре Журавлевой Я.В.,

с участием представителя истца Представитель1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К. к государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности произвести выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

К. обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что он является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья.

За период с октября *** года по октябрь *** года ответчик указанные выплаты не произвел, в результате чего образовалась задолженность в сумме ***.

На основании изложенного, истец просит суд возложить на государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району обязанность произвести истцу выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** года № *** за период с октября *** года по октябрь *** года в размере ***, взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району денежную сумму, затраченную на уплату государственной пошлины, в размере ***, расходы на оплату услуг нотариуса по выдаче доверенности представителю в размере ***, расходы на оплату юридических услуг в размере ***.

Будучи уведомленными о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в него не явились истец, представитель Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району, просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители Правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, и не представившие суду сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин, и не представившие каких-либо возражений относительно заявленных истцом требований. При таких обстоятельствах и на основании правил ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика в письменном отзыве считает иск необоснованным. Указывает, что выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья, производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных на текущий год. Выплата компенсаций производится гражданам в порядке очередности подачи заявления. В настоящее время финансирование средств на указанные социальные выплаты отсутствует, поэтому выплата истцу не произведена. Кроме того, ответчик не согласен с требованием о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере ***, поскольку их размер значительно завышен. Также ответчик возражает против удовлетворения требований о взыскании расходов на оформление нотариальной доверенности представителю в размере ***, поскольку из представленной истцом доверенности не следует, что она выдана на представление интересов истца по данному конкретному делу и не может быть учтена судом в качестве судебных издержек.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы».

Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» в рамках, которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

Как следует из материалов дела, *** года между ОАО «***» и ТретьеЛицо1, К. был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого заемщикам был предоставлен ипотечный кредит для приобретения квартиры.

Истец обратился в государственное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617).

Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району от *** года расходы по кредитному договору, заключенному с истцом, приняты к компенсации.

До 01 января 2014 г. предоставление истцу социальной выплаты осуществлялось в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 г.г.» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 г. № 617.

С 01 января 2014 г. социальная выплата предоставлялась в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2013 г. № 446. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет, участником программы – Министерство социальной защиты населения Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков (действовало на момент возникновения спорных правоотношений).

Указанное Положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно п. 4 данного Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из п.п. 6, 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.

Согласно п.п. 8.1, 9, 10 Положения предоставление компенсации производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Доводы истца о том, что он является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья в рамках подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» ответчик не оспаривает.

Также ответчик не оспаривает доводы истца о наличии долга по выплате компенсации в сумме *** за период с октября *** года по октября *** года. Данные доводы подтверждаются справкой ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» № *** от *** года.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что истец вправе требовать выплаты за счет средств областного бюджета компенсации по уплате процентов по кредитному договору в сумме *** за период указанный в иске.

Недостаточное финансирование расходов для выплаты указанной компенсации, наличие иных граждан, имеющих право на предоставление данной выплаты, не являются основаниями для отказа в предоставлении истцу указанной меры социальной поддержки, так как каждый гражданин-участник программы имеет равные права на получение компенсации при прочих равных условиях, без какого-либо предпочтения.

При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной поддержки, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.

В связи с этим ссылки ответчика на отсутствие надлежащего финансирования из бюджета Амурской области не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая изложенное, требования о возложении на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность осуществить истцу выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с июня *** года по апрель *** года в сумме *** за счет средств областного бюджета подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно представленного суду приходного кассового ордера от *** года, истцом понесены судебные расходы за составление искового заявления по данному гражданскому делу в размере ***.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 11 Постановления от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

В силу статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно п. 13Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.07.2007 года N 382-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Понедельникова Виталия Васильевича, Поповой Юлии Сергеевны и Школьной Нины Юрьевны на нарушение их конституционных прав частью первой статьи 100 ГПК РФ", обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

В силу ст. 100 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца возмещение судебных расходов на оплату юридических услуг в размере ***, полагая данный размер соответствующим критерию разумности пределов возмещения, конкретным обстоятельствам дела в соотношении с объектом судебной защиты по данному гражданскому делу. В остальной части требований о взыскании расходов на оплату юридических услуг истцу следует отказать.

Требования истца о взыскании расходов на оплату услуг нотариуса удовлетворению не подлежат, поскольку, согласно разъяснениям, данным в абзаце 3 пункта 2 Постановления от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Из представленной в материалы дела доверенности *** от *** года, выданной Представитель1 на представление интересов К. не следует, что данная доверенность выдана для участия в настоящем деле или в конкретном судебном заседании.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины подлежат взысканию денежные средства в размере ***.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление К. удовлетворить в части.

Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить К. выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с октября *** года по октября *** года в сумме *** за счет средств областного бюджета.

Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району в пользу К., понесенные на уплату государственной пошлины, в размере ***, расходы на оплату юридических услуг в размере ***.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                Першин А.В.

Решение в окончательной (мотивированной) форме принято 20 апреля 2017 года.

2-3428/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Краснова Е.И.
Ответчики
ГКУ УСЗН по АО
Другие
Правительство Ао
Министерство социальной защиты населения АО
Министерство финансов АО
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
blag-gs.amr.sudrf.ru
22.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2017Передача материалов судье
27.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2017Судебное заседание
20.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее