Решение по делу № 2а-493/2019 от 18.06.2019

Дело № 2а-493/2019, УИД 54RS0012-01-2019-000644-12

Поступило в суд 18.06.2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» июня 2019 г.                                         г. Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Сафоновой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Власовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Шубинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Куйбышевскому и Барабинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Чумакиной Елене Анатольевне, старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Куйбышевскому и Барабинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Колмакову Александру Леонидовичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об освобождении от уплаты исполнительного сбора, взысканного на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неисполнением исполнительного документа (исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ), выданного Барабинским районным судом Новосибирской области, в срок, установленный для добровольного исполнения,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ администрация Шубинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области (далее по тексту администрация) обратилась в суд, в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Куйбышевскому и Барабинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Чумакиной Е.А. (далее по тексту судебный пристав), в котором просила освободить от уплаты исполнительного сбора в размере 50 000 руб., взысканного, в связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения, на основании постановления судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ, принятого, в рамках исполнительного производства - ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Барабинским районным судом Новосибирской области.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.1-2) административный иск администрации Барабинского района принят к производству Барабинского районного суда Новосибирской области и в порядке подготовке определением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-8) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: старший судебный пристав ОСП по Куйбышевскому и Барабинскому районам УФССП России по Новосибирской области, - Колмаков Александр Леонидович (далее по тексту старший судебный пристав); Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (далее по тексту Управление).

В обосновании заявленных требований истец в административном иске (л.д.11-14) указал, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление, согласно которому с администрации, в связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения, в рамках исполнительного производства -ИП, взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 руб., от уплаты которого администрация подлежит освобождению, ввиду принятия всех мер для исполнения решения суда, а, следовательно, отсутствии вины в неисполнении решения суда.

Административный истец (его представитель), административные ответчики - судебный пристав, старший судебный пристав, Управление в судебное заседание не явились, извещены, просили о рассмотрении дела в отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых признана не обязательной.

Суд, изучив основания и требования иска, письменные материалы дела, приходит к следующему:

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ч. 1 ст. 1).

В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 руб. с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации - 50 000 руб. (часть 3).

В силу ч. 6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением …. об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.

При этом, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. N 13-П и от 02.04.2015 г. N 654-О), что также согласуется с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в т.ч. на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. ст. 86 - 89 Жилищного кодекса РФ.

В силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Правительство Новосибирской области постановлением от 01.04.2019 N 122-утвердило Региональную адресную программу Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы.

В перечень муниципальных образований - участников Региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ, - Шубинский сельсовет Барабинского района Новосибирской области, на момент рассмотрения иска, не включен.

Программа реализуется в период ДД.ММ.ГГГГ

Наличие муниципальной подпрограммы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия муниципального образования в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").

Постановлением Правительства Новосибирской области от 03.05.2012 N 229-п "О субсидиях местным бюджетам и Порядке финансирования мероприятий, предусмотренных Региональными адресными программами по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" в соответствии со статьей 6 Закона Новосибирской области от 07.10.2011 N 112-ОЗ "О бюджетном процессе в Новосибирской области", в целях эффективного и рационального использования средств областного бюджета Новосибирской области, установлены:

- критерии отбора муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий, предусмотренных Региональными адресными программами по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

- условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий Программ.

В частности критерием отбора муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий указанной Программы является наличие на территории муниципального образования многоквартирных домов …. аварийного жилищного фонда, подлежащих расселению за счет субсидий ….., признанных аварийными в установленном порядке, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом того, что в данном случае многоквартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, Шубинский сельсовет Барабинского района Новосибирской области, на момент рассмотрения дела, не подлежит включению в указанную региональную программу по расселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Однако, в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ" в целях обеспечения бесперебойной работы и развития жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях Новосибирской области Правительством Новосибирской области утверждена государственная программа Новосибирской области "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области", в рамках подпрограммы которой, утвержденной постановлением Правительства РФ № 66-п от 16.02.2013 г., предусмотрено расселение аварийных многоквартирных домов на территории Новосибирской области.

Средства областного бюджета Новосибирской области на долевое финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда перечисляются местным бюджетам в форме субсидий.

Заявки на участие в мероприятиях подпрограммы принимаются министерством от органов местного самоуправления Новосибирской области до 1 июля года, предшествующего плановому году финансирования. Комплект документов для рассмотрения возможности предоставления финансовой поддержки определен Порядком предоставления заявок муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на софинансирование программ муниципальных образований по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденным приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Из материалов дела следует, что решением Барабинского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д._____), администрация Шубинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области, в связи с признанием ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирного жилого дома, по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, обязана предоставить ФИО1, в границах населенного пункта <адрес> входящего в состав территории Шубинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта <адрес> входящего в состав территории Шубинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области, отвечающее установленным требованиям и равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (л.д. _______).

    На основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. выдан исполнительный лист серии , на основании которого постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д._____) судебным приставом Чумакиной Е.А. в отношении администрации (должника) возбуждено исполнительное производство

     Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.

При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ направлена сторонам исполнительного производства, в том числе должнику - администрации, которое ею получено.

В установленный для добровольного исполнения в 5-ти дневный срок, решение суда не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Шубинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Барабинского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, на срок шесть месяцев, в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, направленных на включение Шубинского сельсовета в Региональную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания фонда»; определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении отсрочки исполнения решения, отказано.

ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом вынесено постановление, утвержденное старшим судебным приставом, о взыскании с должника - администрации исполнительского сбора по исполнительному производству в размере 50 000 руб..

При этом, судом установлено, что в целях исполнения настоящего решения суда, администрацией были выполнены следующие мероприятия:

- ДД.ММ.ГГГГ подана заявка в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области на участие в региональной программе «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в рамках реализации на территории Новосибирской области национального проекта «Жилье и городская среда» (л.д. 17), во включении в которую в ДД.ММ.ГГГГ. отказано (л.д. 18,19), в связи с тем, что включение в указанную программу подлежат многоквартирные жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ и было рекомендовано принять участие в программе «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020г.г.», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2013г. № 66-П, для участия в которой необходимо было предоставить в министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области комплект документов, в соответствии с Порядком предоставления заявок муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на софинансирование программ муниципальных образований по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденный приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ ;

- ДД.ММ.ГГГГ подана заявка в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области на предоставление финансовой поддержки на софинансирование муниципальной программы Шубинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств областного и местного бюджетов, согласно Порядку предоставления заявок муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на софинансирование программ муниципальных образований по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденному приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. _____).

Суд, с учетом установленных обстоятельств по делу, требований нормативно-правовых актов, считает возможным освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора, так как нашло свое подтверждение, что должник принял все необходимые меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, и не исполнил решение по обстоятельствам от него не зависящим, т.е. вина должника в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, отсутствует.

Руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Освободить администрацию Шубинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области от уплаты исполнительного сбора в размере 50 000 руб., взысканного на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Куйбышевскому и Барабинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Чумакиной Еленой Анатольевной, утвержденного начальником отдела – старшим судебным приставом-исполнителем Колмаковым Александром Леонидовичем, в связи с неисполнением исполнительного документа (исполнительного листа № ФС 018876640 от ДД.ММ.ГГГГ), выданного Барабинским районным судом Новосибирской области), в срок, установленный для добровольного исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.

Судья Барабинского районного

суда Новосибирской области        подпись                                        Е.В.Сафонова

Мотивированное решение изготовлено 01.07.2019 г.

2а-493/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Шубинского сельсовета
Ответчики
старший судебный пристав ОСП по Куйбышевскому и Барабинскому районам УФССП России по Новосибирской области - Колмаков Александр Леонидович
Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области
судебный пристав-исполнитель ОСП по Куйбышевскому и Барабинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Чумакина Елена Анатольевна
Суд
Барабинский районный суд Новосибирской области
Судья
Сафонова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
barabinsky.nsk.sudrf.ru
18.06.2019Регистрация административного искового заявления
18.06.2019Передача материалов судье
18.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2019Судебное заседание
01.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее