Дело 2-1331/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шаркан 7 декабря 2017 года
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Концевой Н. А.
при секретаре Перевозчиковой И. А.,
с участием:
представителя истца Камаловой З. Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ШИробокова М.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсии по старости,
к публичному акционерному обществу «Газпром Спецгазавтотранс» о признании недостоверной справки, уточняющей специальный стаж,
УСТАНОВИЛ:
Широбоков М. Н. обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями (с учетом уточнения) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканским районам (далее по тексту – Управление пенсионного фонда, УПФ), публичному акционерному обществу «Газпром Спецгазавтотранс» (далее по тексту – ПАО «Газпром Спецзгазавтотранс»). Требования обоснованы следующим.
После достижения 57 лет истец обратился за досрочным назначением пенсии по старости как проработавший в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением №*** Управления Пенсионного фонда от <дата> ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду недостаточности стажа работы в районах Крайнего Севера. Вынесенное УПФ решение истец считает не законным, нарушающим его конституционные права в части социального обеспечения. На момент обращения за назначением пенсии он имел право на пенсию, в силу того, что следующие периоды работы подлежат зачету в специальный стаж работы:
В районах Крайнего Севера:
С <дата> по <дата> (1 год 13 дней)
С <дата> по <дата> (11 месяцев)
С <дата> по <дата> (1 год)
С <дата> по <дата> (10 месяцев 27 дней)
С <дата> по <дата> (6 месяцев 27 дней)
С <дата> по <дата> (4 месяца 20 дней)
С <дата> по <дата> (1 месяц 27 дней)
С <дата> по <дата> (1 год 4 месяца 21 день)
Всего 6 лет 4 месяца 15 дней.
В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера:
С <дата> по <дата> (8 месяцев 3 дня)
С <дата> по <дата> (2 года 2 месяца 24 дня)
С <дата> по <дата> (1 месяц 18 дней).
Всего 3 года 15 дней или 2 года 3 месяца 9 дней.
Итого в районах Крайнего Севера было отработано 8 лет 7 месяцев 24 дня.
С учетом выше изложенного истец считает, что решение УПФ является неправомерным. Перед обращением за назначением пенсии он обратился в ДОАО «Спецгазавтотранс» с просьбой предоставить уточняющую специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, справку. Ему была выдана справка №*** от <дата>, которой был подтвержден стаж не в полном объеме, что привело к тому, что ему было отказано в назначении пенсии, как работнику, не имеющему достаточное количество стажа в районах Крайнего Севера.
В марте 2017 года истцу вновь по его просьбе была выдана справка №*** от <дата> по его стажу работы, которая отличалась от предыдущей, что дало возможность выйти досрочно на пенсию по достижении 58 лет. Обе справки были сформированы по одним и тем же периодам работы, на основании одних и тех же документов, однако подтверждали разный размер его специального стажа. При получении документов, на основании которых были выданы уточняющие справки, было обнаружено, что они обе также не соответствуют первичным документам. Выданные ДОАО «Спецгазавтотранс» справки в меньшем объеме подтверждают его специальный стаж, что явилось основанием для отказа в назначении пенсии ответчиком после достижения 57 лет в 2016 году.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец Широбоков М. Н. просил суд признать недостоверной справку ДОАО «Спецгазавтотранс» №*** от <дата>, уточняющую специальный стаж Широбокова М. Н., признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам (межрайонное) за №*** от <дата> об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Широбокову М. Н. незаконным, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам (межрайонное) назначить ему страховую пенсию по старости бессрочно с момента возникновения права.
В судебное заседание истец Широбоков М. Н. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ПАО «Газпром спецгазавтотранс», будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не просил.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика ПАО «Газпром спецгазавтотранс».
Представитель истца Камалова З. Г., действующая по доверенности, исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда Стрелков А. В. в судебных заседаниях 07 июля, 31августа, 06 октября, 06 октября, 23 ноября иск не признавал, ссылался на то, что стаж работы Широбокова М. Н. в РКС, согласно справкам от 13.01.2016г. №*** и от 11.02.2016г. №***, составил 7 лет 1 месяц 12 дней, что менее 7 лет 6 месяцев, необходимых для назначения страховой пенсии с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона 400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
В судебное заседание <дата> представитель ответчика УПФ не явился, об уважительности причин неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не просил.
В силу ст.167 ГПК РФ. суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Истец Широбоков М. Н. <дата> обратился в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях (л. д. 19-21)
Решением Управления пенсионного фонда №*** от <дата> Широбокову М. Н. в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа (л. д. 5).
При расчете стажа истца при разрешении вопроса о назначении пенсии УПФ были взяты во внимание: трудовая книжка истца (л. д. 6), справки, уточняющие специальный стаж, дающий право на пенсию в соответствии со ст. 30, 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ: справка ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» от <дата> №*** (л. д. 22-23), справка Чайковского ПТТиСТ филиала ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром от <дата> №*** (т. 1, л. д. 26-27), справка строительного управления подрядных работ филиала ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» от <дата> №*** (л. д.24-25).
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ от <дата> №*** следует, что истцу зачтено в специальный стаж:
1. Календарно с учетом межвахтового отдыха периоды работы в районах Крайнего Севера: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, итого: 4 года 10 месяцев 1 день работы в районах Крайнего Севера (РКС).
2. Календарно, с учетом межвахтового отдыха, периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС): с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, итого 3 года 0 месяцев 15 дней работы в МКС (при условии суммирования со стажем в РКС – 2 года 3 месяца 11 дней).
Итого по расчету УПФ на день обращения за пенсией (<дата>) истец имел 7 лет 01 месяц 12 дней стажа в районах Крайнего Севера, что менее 7 лет 6 месяцев, необходимых для назначения страховой пенсии с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Закона о страховых пенсиях.
По указанным основаниям Широбокову М. Н. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии (л. д. 28-29, 30-35).
Согласно Акту УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от <дата> №*** «О результатах документальной проверки условий труда на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение», проведена документальная проверка факта льготной работы Широбокова М. Н., работавшего в СРСУ филиала ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» в качестве водителя автомобиля вахтовым методом с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (т. 2, л. д. 47-50).
Исходя из Акта проверки, а также справки ПАО «Газпром спецгазавтотранс» выдана справка от <дата> №***, уточняющей специальный стаж, дающий право на пенсию в соответствии со ст.30, 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от <дата> № 400-ФЗ,
специальный стаж Широбокова М. Н. составляет:
в районах Крайнего Севера:
с <дата> по <дата> – 11 месяцев 13 дней
с <дата> по <дата> – 2 года 11 месяцев 00 дней
с <дата> по <дата> – 04 месяца 08 дней
с <дата> по <дата> – 02 месяца 14 дней
с <дата> по <дата> - 04 месяца 20 дней
с <дата> по <дата> – 00 месяцев 06 дней
с <дата> по <дата> – 01 месяц 21 день
с <дата> по <дата> – 01год 02 месяца 16 дней
с <дата> по <дата> – 08 месяцев 00 дней,
всего – 6 лет 10 месяцев 8 дней.
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера:
с <дата> по <дата> – 08 месяцев 01 день
с <дата> по <дата> – 02 года 2 месяца 23дня
с <дата> по <дата> – 01 месяц 18 дней,
всего - 3 года 00 месяцев 12 дней (или 2 года 3 месяца 8 дней работы в районах Крайнего Севера).
На день обращения Широбокова М. Н. за назначением пенсии (<дата>) его стаж работы в районах Крайнего Севера составил 8 лет 5 месяцев 17 дней.
По повторному заявлению Широбокова М. Н. за назначением пенсии <дата>, решение УПФ от <дата> ему назначена пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст.32 Закона №400-ФЗ со дня обращения с заявлением о назначении пенсии – с <дата>.
При этом размер специального стажа, установленный по расчету УПФ (т. 2, л.д. 52) соответствует размеру стажа, рассчитанного выше.
Представитель УПФ в судебном заседании не оспаривал наличие у истца указанного выше размера стажа работы в РКС, при этом указывал, что для установления размера стажа (7 лет 6 месяцев), дающего право на назначение пенсии с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах РКС, в расчет берется только полный год работы в РКС, месяцы и дни при этом не учитываются.
Указанный довод представителя ответчика на законе не основан.
Таким образом, имея стаж работы в районах Крайнего Севера 8 лет 5 месяцев 17 дней, истец, в соответствии со ст. 32 Закона о страховых пенсиях, имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах РКС.
Широбоков М. Н. родился <дата>. С учетом размера специального стажа, ему может быть назначена пенсия по старости ранее 60 летнего возраста на 2 года 8 месяцев 55 дней.
Таким образом, возраст для начисления пенсии у Широбокова М. Н. наступил <дата>.
Широбоков М. Н. обратился за назначением пенсии <дата>, то есть по достижении указанного возраста.
Таким образом, решение Управления пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии является незаконным, а требования истца об отмене указанного решения и возложении обязанности на УПФ назначить Широбокову М. Н. пенсию с момента возникновения права на неё являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исковые требования Широбокова М. Н. к ПАО «Газпром спецгазавтотранс» (ранее - ДОАО «Спецгазавтотранс») о признании недостоверной справки от <дата> №***, уточняющей специальный стаж Широбокова М.Н., дающий право на пенсию в соответствии со ст. 30, 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от <дата> № 400-ФЗ также подлежат удовлетворению, поскольку сведения о стаже, указанные в данной справке, на основании которой вынесено решение УПФ об отказе в назначении пенсии Широбокову М. Н. не соответствуют действительности. Данное обстоятельство подтверждено указанным выше Актом проверки от <дата> №***, на основании которого ответчиком ПАО «Газпром спецгазавтотранс» выдана справка от <дата> №***, уточняющая специальный стаж, дающий право на пенсию в соответствии со ст.30, 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от <дата> № 400-ФЗ.
Таким образом, исковые требования Широбокова М.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
С ответчика УПФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Расходы подтверждены чеком-ордером №*** от <дата> (т. 1, л.д. 2).
С ответчика ПАО «Газпром спецгазавтотранс» необходимо взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Согласно п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В судебном заседании участвовала по доверенности от <дата> (т.1, л. д.11) представитель истца Камалова З. Г. Согласно квитанции к приходному ордеру №*** от <дата> Широбоков М. Н. уплатил ИП Камаловой З. Г. за участие в качестве представителя по делу по иску к УПФ о защите пенсионных прав 25000 рублей. Таким образом, принимая во внимание удовлетворение исковых требований истца, с ответчика Управления пенсионного фонда в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные им за участие в деле представителя.
При определении суммы, подлежащей присуждению в пользу истца, суд, в силу ст.100 ГПК РФ, руководствуется принципом разумности, при этом учитывает объем заявленных требований, цену иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает необходимым взыскать в пользу истца с ответчика расходы по оплате услуг представителя частично - в сумме 15000 рублей.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Широбокова М.Н. к публичному акционерному обществу «Газпром спецгазавтотранс» о признании недостоверной справки уточняющей специальный стаж, удовлетворить.
Признать сведения, содержащиеся в справке дочернего открытого акционерного общества «Спецгазавтотранс» открытого акционерного общества «Газпром» от <дата> №***, уточняющей специальный стаж Широбокова М.Н., дающий право на пенсию в соответствии со ст. 30, 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от <дата> № 400-ФЗ», недостоверными.
Иск Широбокова М.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсии по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонного) от <дата> №*** об отказе Широбокову М.Н. в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) назначить Широбокову М.Н. страховую пенсию по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, проработавшему не менее 7 лет 6 месяцев в районах Крайнего Севера, со дня обращения за назначением пенсии – с <дата>.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) в пользу Широбокова М.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. 00 коп. и расходы по оплате услуг представителя в сумме 15000 рублей.
Взыскать с ПАО «Газпром спецгазавтотранс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Воткинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 декабря 2017 года.
Судья: Концевая Н.А.