Решение по делу № 33а-1877/2017 от 07.04.2017

Дело № 2а-843/17 Председательствующий – судья Шматкова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1877/2017

гор. Брянск 16 мая 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Парамоновой Т.И.,

судей областного суда Фроловой И.М., Перминова П.В.,

при секретаре Галкине А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО7 на решение Советского районного суда г.Брянска от 20 февраля 2017 года по административному иску ФИО1 к УМВД России по Брянской области, ИЦ УМВД России по Брянской области о признании незаконными действия по обработке и хранению персональных данных, об обязании исключить сведения о судимости из базы данных.

Заслушав доклад по делу судьи Перминова П.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что приговором мирового судьи участка №64 Новозыбковского судебного района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.<данные изъяты> ст. <данные изъяты> УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. Постановлением Новозыбковского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ он освобожден от отбывания наказания по указанному приговору на основании ст.<данные изъяты> УК РФ. Административный истец полагает, что УМВД России по Брянской области в настоящее время необоснованно содержит и предоставляет сведения о привлечении его к уголовной ответственности по вышеприведенной норме Уголовного Кодекса РФ из государственной системы учета преступлений (ИЦ УМВД России по Брянской области), поскольку, как следует из содержания ФЗ №326-ФЗ от 03.07.2016г. состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.116 УК РФ (в редакции, действовавшей на время совершения преступного деяния) декриминализирован и переведен в разряд административных правонарушений. Полагал, что хранение сведений о нем противоречит Федеральному закону № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных», поскольку данные сведения являются конфиденциальной информацией, которая не может быть дана без его согласия, однако предоставляется по запросам. Данные сведения могут повлечь ограничения для занятия его определенными видами деятельности.

С учетом уточненных требований ФИО1 просил суд признать незаконными действия УМВД России по Брянской области по сохранению, обработке информации о его судимости по приговору мирового судьи участка № 64 Новозыбковского судебного района Брянской области по ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> УК РФ; обязать исключить данную запись из базы данных ИЦ УМВД России по Брянской области.

Решением Советского районного суда г.Брянска от 20 февраля 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное. В жалобе указывает на то, что судом не применен закон, подлежащий применению, а именно Конституция Российской Федерации, Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, согласно которым данные личного характера сохраняются не дольше, чем это требуется для целей хранения данных и во всяком случае не могут храниться бессрочно.

Стороны надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили.

В материалах дела имеется ходатайство административного истца ФИО1 о рассмотрении дела без его участия.

На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приговором мирового судьи участка №64 Новозыбковского судебного района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.<данные изъяты> ст.<данные изъяты> УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Постановлением Новозыбковского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 освобожден от отбывания наказания по приговору мирового судьи участка №64 Новозыбковского судебного района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ основании ст. <данные изъяты> УК РФ.

По заявлению ФИО1 в ИЦ УМВД России по Брянской области о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования ему была выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ, в которой содержались сведения о привлечении его к уголовной ответственности и освобождении от наказания в соответствии со ст. <данные изъяты> УК РФ.

Отказывая в удовлетворении иска, судья руководствовался статьей 218, 226 КАС РФ, статьями 3, 5, 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», статьей 17 Федерального закона от 07 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции», статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденном Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации №39, МВД России № 1070, МЧС России №1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 г., Административным регламентом Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом МВД России от 07.11.2011г. №1121 (ред. от 28.06.2016), и исходил из отсутствия правовых оснований для признания незаконными действий УМВД России по Брянской области по ведению учетов, содержащих информацию об имевшейся у ФИО1 судимости.

Судебная коллегия с выводами районного суда соглашается, а доводы апелляционной жалобы отклоняет по следующим основаниям.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой, в том числе федеральными органами государственной власти с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

Статьями 10 и 11 этого Федерального закона особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных.

Так, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 10 названного Федерального закона обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 17 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» полиция наделена полномочиями по обработке данных о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Ранее такие полномочия были предоставлены органам внутренних дел согласно пунктом 14 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции».

Сведения о лицах, осужденных за совершение преступления, подлежат внесению в информационные банки данных.

Полномочия по осуществлению нормативного правового регулирования в сфере внутренних дел возложены на Министерство внутренних дел Российской Федерации согласно Положению об этом Министерстве, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. № 248.

Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной миграционной службой, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации (Приказ от 12 февраля 2014 г. №89дсп/19дсп/73дсп/1дсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., регистрационный номер 31681) утвердили Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление).

В приложении №1 к Наставлению содержатся Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (далее - Правила).

Согласно пункту 15.2 Правил в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1 на осужденных независимо от срока и вида наказания хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.

Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.

Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (утверждено Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России №353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 г.), далее - Положение, определен единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

Согласно пункту 2.2 этого Положения учет представляет собой фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Пунктами 2.4, 4.2 Положения установлено, что объектами учета являются преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу, а субъектом учета преступлений, в числе прочих, - Информационные центры, указанные в пункте 2 настоящего Положения, на которые возложена обязанность по включению в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

В силу пунктов 27 и 28 этого Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по не реабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.

Согласно пунктам 40 и 41 Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям и основания учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по не реабилитирующим основаниям).

Типовым положением об информационном центре МВД России (утверждено Приказом МВД России от 28 марта 2002 г. №288) определено, что информационный центр в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и т.д.

К числу основных функций информационного центра относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам Российской Федерации запрашиваемой информации.

Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

В силу пункта 15.1 Типового положения в учетах информационного центра учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.

Порядок выдачи справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утвержден Приказом МВД России от 07 ноября 2011 г. №1121).

Оспаривая действия по хранению и предоставлению названной информации, административный     истец считал, что указанные сведения должны быть исключены из информационной базы, поскольку нарушают его конституционные права, в том числе на право на уважение личной жизни, поскольку информацию о судимости он не желает предоставлять третьим лицам.

Разрешая заявленные требования об оспаривании указанной информации и отказывая в их удовлетворении, суд, правильно руководствуясь законодательством, которое касается, в том числе хранения в информационных банках данных сведений об освобождении от наказания по не реабилитирующим основаниям и обработке этой информации, пришел к обоснованному выводу, что указанные сведения подлежат хранению в базе данных информационного центра в течение установленного законодательством срока.

Судебная коллегия, соглашаясь с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, не находит оснований для отмены постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда гор. Брянска от 20 февраля 2017 года по административному иску ФИО1 к УМВД России по Брянской области, ИЦ УМВД России по Брянской области о признании незаконными действия по обработке и хранению персональных данных, об обязании исключить сведения о судимости из базы данных оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий          Т.И. Парамонова

Судьи областного суда И.М. Фролова

П.В. Перминов

33а-1877/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Шнейдер В.И.
Ответчики
УМВД России по Брянской области, ИЦ УМВД России по Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Судья
Перминов Петр Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
16.05.2017[Адм.] Судебное заседание
26.05.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее