Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2017 года село Песчанокопское
Судья Песчанокопского районного суда Ростовской области Золотухина О.В.,
при секретаре Бойко А.Н.,
при участии представителя прокуратуры Песчанокопского района Ростовской области Рассказовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-298/17 по административному исковому заявление прокурора Песчанокопского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Жуковского сельского поселения Ростовской области о признании незаконным бездействий, обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Песчанокопского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Жуковского сельского поселения Ростовской области о признании незаконным бездействий, обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Жуковского сельского поселения Песчанокопского района, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений санитарных норм, при содержании муниципальных кладбищ, расположенных на территории данного муниципального образования; обязать Администрацию Жуковского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области для мусоросборников кладбищ, расположенных: кладбище № 1- Ростовская область, Песчанокопский район, с. Жуковское, 50 м на юг от ул. Набережная; кладбище № 2 – Ростовская область, Песчанокопский район, с. Жуковское, 200 м на восток от ул. Советская; кладбище № 3 – Ростовская область, Песчанокопский район, с. Жуковское, 100 м на запад от ул. Степная оборудовать ограждениями. В обоснование своих требований указывает следующее: прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природоиспользования Администрацией Жуковского сельского поселения при эксплуатации кладбищ, в ходе которой выявлены нарушения. В соответствии с п. 6.6 санитарных правил на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. В соответствии с п. 6.7 санитарных правил площадки для мусоросборников должны быть ограждены иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Таким образом, деятельность, связанная с обслуживанием кладбищ является специализированной. Проведенной проверкой установлено, что на территории Жуковского сельского поселения Песчанокопского района расположено 3 муниципальных кладбища: кладбище № 1- Ростовская область, Песчанокопский район, с. Жуковское, 50 м на юг от ул. Набережная; кладбище № 2 – Ростовская область, Песчанокопский район, с. Жуковское, 200 м на восток от ул. Советская; кладбище № 3 – Ростовская область, Песчанокопский район, с. Жуковское, 100 м на запад от ул. Степная. В нарушение приведенных норм площадки для мусоросборников указанных кладбищ не ограждены. Результаты проведенной проверки свидетельствуют о нарушении вышеуказанных требований при эксплуатации муниципальных кладбищ, что с наступлением паводкового периода, а также в условиях летних температур, является недопустимым. Выявленные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации сельского поселения, ответственными за данный участок работы. Бездействие органа местного самоуправления, связанного с несоблюдением требований федерального законодательства при содержании муниципальных кладбищ нарушает не только действующее законодательство Российской Федерации, но и права граждан на благоприятную среду, круг которых не определен.
В судебном заседании представитель прокуратуры Рассказова В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просит обязать Администрацию Жуковского поселения устранить допущенные нарушения.
Представитель ответчика Администрации Жуковского сельского поселения в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о дате и времени рассмотрения дела, представил в суд заявление, в котором административный иск признал в полном объеме, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, установить срок для устранения недостатков до 01.08.2017.
Представитель прокуратуры Песчанокопского района Рассказова В.А. считает возможным предоставить ответчику срок для устранения недостатков до 01.08.2017.
Заслушав представителя прокуратуры, представителя административного ответчика, рассмотрев материалы дела, суд находит административный иск прокурора Песчанокопского района Ростовской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности ( ст.39 КАС РФ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На основании части 2 статьи 18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Статьями 1 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что действие его направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно п. 1.1 СанПиН 2.1.2882-11 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
В силу п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд явились результаты проведенной прокуратурой Песчанокопского района Ростовской области проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования органами местного самоуправления на территории Песчанокопского района Ростовской области.
В ходе проверки установлено, что на территории кладбищ, расположенных на территории Жуковского сельского поселения: кладбище № 1- Ростовская область, Песчанокопский район, с. Жуковское, 50 м на юг от ул. Набережная; кладбище № 2 – Ростовская область, Песчанокопский район, с. Жуковское, 200 м на восток от ул. Советская; кладбище № 3 – Ростовская область, Песчанокопский район, с. Жуковское, 100 м на запад от ул. Степная, площадки для мусоросборников не оборудованы ограждением, что отражено в справке прокуратуры о проверке исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования органами местного самоуправления на территории Жуковского сельского поселения Ростовской области от 23.06.2017.
По информации, представленной Главой Жуковского сельского поселения от 05.05.2017 №182, на территории Жуковского сельского поселения расположено 3 кладбища: кладбище № 1- Ростовская область, Песчанокопский район, с. Жуковское, 50 м на юг от ул. Набережная; кладбище № 2 – Ростовская область, Песчанокопский район, с. Жуковское, 200 м на восток от ул. Советская; кладбище № 3 – Ростовская область, Песчанокопский район, с. Жуковское, 100 м на запад от ул. Степная; на кладбищах установлены контейнеры для сбора мусора, ограждены земельным рвом, площадки не имеют асфальтированного или бетонированного покрытия в связи с недостатком бюджетных средства. На приложенной к указанной информации фотографии видно, что установленные на кладбище мусоросборники ограждения не имеют.
Отсутствие на кладбищах, расположенных на территории Жуковского сельского поселения, ограждений площадок для мусоросборников является нарушением п.6.7 СанПиН 2.1.2882-11, обязательных для соблюдения органами местного самоуправления, наделенными правами юридических лиц, к которым относится Администрация Жуковского сельского поселения, в связи с чем, административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суд учитывает также, что в ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика исковые требования признал. Суд принимает признание иска представителем административного ответчика, так как признание административного иска выражено в письменном заявлении, подписанном представителем административного ответчика и адресованном суду, признание иска не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
Согласно ч.2 ст.178, ч. 3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок для исполнения административным ответчиком обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суд учитывает объем допущенных нарушений, позицию сторон, в связи с чем, считает необходимым установить срок для исполнения административным ответчиком возложенной на него обязанности до 01.08.2018, срок для сообщения об устранении допущенных нарушений - один месяца со дня исполнения решения суда.
Учитывая обстоятельства дела, характер оспариваемых бездействий, степень значимости допущенных нарушений, оснований для признания необходимым опубликования решения суда по данному административному делу суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 22,39, 218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ № 1- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, 50 ░ ░░ ░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ № 2 – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, 200 ░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ № 3 – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, 100 ░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 01.08.2018.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19.07.2017.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░